Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Индеанизм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Индеанизм

Индеани́зм (indigenismo, indianismo), распространённое в латиноамериканских странах общественное течение, ставящее целью улучшение положения коренного населения Латинской Америки — индейцев. Возникло в середине XIX в. Своим предтечей большинство индеанистов считает Б. де Лас Касаса. Первоначально важная роль в И. принадлежала представителям революционно-демократических мелкобуржуазных кругов и либеральной интеллигенции (М. Гонсалес Прада, К. Мато де Турнер в Перу; М. И. Бельсу в Боливии; X. М. Урбина, Л. Кордеро в Эквадоре; М. Ороско-и-Берра и Ф. Пиментель в Мексике). Новый этап в развитии И., наступивший с 20-х гг. XX в., отмечен обострением противоречий между его реформистским и революционным направлениями. Значительное влияние на последователей И. оказали опыт решения национального вопроса в СССР и подъём революционной борьбы латиноамериканского пролетариата. Глубокий теоретический анализ И. с марксистских позиций дал X. К. Мариатеги, который показал, что И. может стать эффективным течением, лишь сближаясь с пролетарским движением. В 1940 в Пацкуаро (Мексика) состоялся Первый Межамериканский индеанистский конгресс, на котором был создан Межамериканский индеанистский институт.

Среди современных представителей этого течения — известные учёные и общественные деятели: А. Липшиц (Чили); М. Гамио, А. Касо, М. Леон Портилья (Мексика); Д. А. Браво (Аргентина); С. Гуардия Майорга (Перу); В. Г. Гарсес, Г. Рубио Орбе (Эквадор), принадлежащие к различным идейно-политическим течениям.

Ю. А. Зубрицкий.

И. в литературе и искусстве — направление, в основе которого лежит изображение жизни коренного индейского населения. Появление литературы И. (чаще называвшегося индихенизмом) относится к периоду романтизма, когда в связи с ростом национального самосознания и под влиянием европейских образцов в латиноамериканской литературе появляется идеализированный образ индейца. Первые писатели-индеанисты: аргентинец Э. Эчеверрия (поэма «Пленница», 1837), бразилец А. Гонсалвис Диас (поэмы «И-Жука-Пирама», «Индеец», 1844, и «Песнь Тамойо», 1846), венесуэлец X. Р. Епес (1822—81; «Анайды»), эквадорец X. Л. Мера (роман «Куманда», 1879) и др. Обратившись к национальной теме, писатели-индеанисты XIX в. подготовили становление реалистической литературы. Новый этап литературы И. открывается романом перуанской писательницы К. Мато де Турнер «Птицы без гнезда» (1889), в котором впервые отражена социальная трагедия индейского населения. И. в его социально-разоблачительной разновидности получил наибольшее развитие в литературе андских стран — Эквадора, Перу, Боливии. Реалистические романы и рассказы об индейцах А. Аргедаса, С. Алегрии, X. Икасы, X. М. Аргедаса и др., в отличие от ранних произведений индеанистов-романтиков, лишены ложного экзотизма и содержат протест против угнетения и бесправного положения индейцев.

Особый характер носил И. в литературе Мексики после Мексиканской революции 1910—17. Под её непосредственным воздействием были созданы значительные индеанистские романы, исполненные социальной критики, — «Индеец» (1935) и «Неподвижные странники (1944) Г. Лопеса-и-Фуэнтеса и др.

В 1920-х гг. в Перу сложилось направление живописцев-индеанистов (X. Сабогаль, X. Винатеа Рейносо, К. Блас, X. Кодесидо, Т. Карвальо), обратившееся к народной жизни, индейским традициям и фольклору, создавшее яркие поэтические образы жизни индейцев. Оно было поддержано Мариатеги и марксистским журналом «Амаута» («Amauta»). Экспрессивное, драматичное воплощение тем индейского быта дали О. Гуаясамин и Э. Кингман в Эквадоре, С. Гусман де Рохас в Боливии. Темы трудовой жизни индейцев и их освободительной борьбы играют важную роль в искусстве Мексики (Д. Ривера, Ф. Гойтия), Бразилии (К. Портинари) и ряда других стран Латинской Америки.

В первые десятилетия XX в. в различных странах Латинской Америки выделились группы композиторов индейской ориентации, которые опирались на сохранившиеся в наиболее «чистом виде» образцы индейского фольклора и стремились на его основе создать национальный стиль (см. Общий обзор. Музыка).

Б. В. Лукин, А. М. Кантор.

Литература:

Кутейщикова В. Н., Мексиканские романы об индейцах, в кн.: Мексиканский реалистический роман XX века, М., 1960;

её же, Роман Латинской Америки в XX в., М., 1965;

Зубрицкий Ю. А., Лас-Касас и современный индеанизм, в сборнике: Бартоломе де Лас-Касас. К истории завоевания Америки, М., 1966;

Тертерян И., Бразильский индеанизм, в сборнике: Формирование национальных литератур Латинской Америки, М., 1970;

Мариатеги Х. К., Семь очерков истолкования перуанской действительности, перевод с испанского, М., 1963;

Rubio Orbe G., Promociones indígenas en América, Quito, 1957;

Garces V. G., Indigenismo, Quito, 1957;

Caso A., Indigenismo, Méx., 1958;

Cometta Manzoni A., El indio en la poesía de América Española, B. Aires, 1939;

её же, El indio en la novela de América, B. Aires, 1960;

Melendez C., La novela indianista en Hispanoamérica (1832—1889), Rio Píedras, 1961;

Comas J., Antropología social aplicada en México. Trayectoria у antología, Méx., 1964;

Lipschütz A., Perfil de Indoamérica de nuestro tiempo, La Hab., 1972;

Bibliografía indigenista de México у Centro-América, Méx., 1954.

В начало энциклопедии