Вест-индская литература
Вест-и́ндская литерату́ра, термин, принятый в зарубежном литературоведении для обозначения англоязычных литератур 50-60-х гг. XX в. - Ямайки, Тринидада и Тобаго, Барбадоса и других островов Карибского моря, а также Британской Гвианы (с 1966 - Гайана). После распада Вест-Индской Федерации (1962) термин продолжал употребляться в антологиях и критических работах. Общие черты В.-и. л. обусловлены общностью социально-экономических, политических, психологических и культурных условий островов. Она испытала сильное воздействие английской литературы, идей английского либерализма и лейборизма. Отсутствие издательств, узость круга читателей, безработица и другие факторы вызывали эмиграцию писателей в Великобританию и США. В 50-х гг. в Лондоне возникла Ассоциация вест-индских писателей, куда входили и литераторы Британской Гвианы. В этот период наибольшее развитие получила поэзия, связанная с темой родины, национального самоутверждения: Ф. Шерлок (р. 1902), Д. Кэмпбелл (р. 1917) - Ямайка; X. А. Воан (р. 1901) - Барбадос; Г. М. Телемак (р. 1911), Э. М. Роуч (р. 1915) - Тринидад и Тобаго; Д. Уолкотт (р. 1930) - Сент-Люсия; А. Д. Сеймур (р. 1914), М. Картер (р. 1927) - Гайана. Подъём национально-освободительного движения вызвал рост национального самосознания в Вест-Индии, что определило в середине 50-х - первой половине 60-х гг. своеобразный «взрыв вест-индского романа». В это время было опубликовано (главным образом в Лондоне) свыше 100 романов и ряд сборников рассказов. Романисты Ямайки - В. Рид (р. 1913), Дж. Хирн (р. 1925), Н. Доус (р. 1926), Тринидада и Тобаго - В. Нейпол (р. 1932), С. Селвон (р. 1923), Барбадоса - Дж. Лемминг (р. 1927), Гайаны - Э. Миттелхолцер (1909-1965), Э. Кэрью (р. 1924) и другие утверждали национальное своеобразие и традиции, вскрывали трудности формирования национального самосознания, разрушали миф о классовой и расовой гармонии. Вест-индская социальная проза направлена главным образом против колониализма и разложения форм национального угнетения, отчасти содержит критику местной буржуазии (Хирн, Нейпол). Некоторые произведения отразили жизнь и чаяния крестьянских низов (Лемминг, Селвон).
После образования в Вест-Индии независимых государств термин «В.-и. л.» постепенно утрачивает смысл. Со второй половины 60-х гг. для творчества молодых писателей характерны тенденции, сближающие их произведения с современной прозой испаноязычной Латинской Америки, - введение символики (О. Паттерсон, р. 1940; Ямайка), мифологии (Т. У. Харрис, р. 1921; Гайана)и др.
См. также разделы Литература в статьях о соответствующих странах.
Издания:
Focus, ed. by University-College-Jamaica, v. 1-3, [Kingston], 1944-57;
An Anthology of West-Indian poetry, Georgetown, 1952;
An Anthology of West-Indian poetry, «Caribbean Quarterly», 1958, April, v. 5, № 3;
Salkey A., West-Indian stories, L., 1960;
его же, Stories from the Caribbean, L., 1965;
его же, Jamaica, L., 1973;
Caribbean narrative. An anthology of West-Indian writing, L., 1966;
Caribbean voices. An anthology of West-Indian poetry, v. 1-2, L., 1966-1970;
в русском переводе - Время пламенеющих деревьев, М., 1961.
Литература:
Гальперина Е., Поэты Антильских островов, «Вопросы литературы», 1961, № 1;
её же, Бури и штили Карибского моря, там же, 1963, № 10;
Coulthard G. P., Race and colour in Caribbean literature, L., 1962;
The islands in between. Essays on West-Indian literature, L., 1968;
Ramchand K., The West-Indian novel and its background, L., 1970;
West-Indian literature, Mona, 1964.
Е. Л. Гальперина.