Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Экономический очерк. Государственный капитализм

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Экономический очерк. Государственный капитализм

Экономический очерк. Государственный капитализм

Большую роль в экономическом развитии многих стран Латинской Америки играет государство. Через систему находящихся под его контролем предприятий государство оказывает прямое, непосредственное влияние на процесс накопления, темпы и пропорции хозяйственного развития. В целях стимулирования экономического роста оно также использует разнообразные методы косвенного регулирования предпринимательской деятельности как в частном, так и в государственных секторах хозяйства: субсидирование и кредитование на льготных условиях, налоговую политику и протекционизм. Важными рычагами воздействия государства на экономику являются государственные заказы и капиталовложения в хозяйство. С 1960-х гг. получил распространение и такой всеобъемлющий метод регулирования экономим, деятельности, как государственное программирование.

Из множества конкретных причин, побуждающих государство вмешиваться в процесс экономического развития, следует выделить главные, определяющие. С одной стороны, это — углубляющиеся противоречия между государством и иностранными монополиями, препятствующими прогрессивной перестройке национального хозяйства, сдерживающими и деформирующими развитие производит, сил, с другой — слабые стороны национального частного капитала (финансовые, технические, организационные), его неспособность обеспечить решение крупномасштабных задач экономического развития, подъём и преобразование ключевых отраслей хозяйства.

В первом случае вмешательство государства в экономику нередко выражается в столь острой форме, как национализация имущества иностранных монополий и создание на этой основе крупных государственных компаний — ядра государственного сектора хозяйства (как это имело место в Мексике в 1938 и в Боливии в 1937, 1952, 1969, в Перу и Венесуэле в конце 60-х — 70-х гг.). Во втором случае государство создаёт необходимые для экономического развития предприятия, организация которых (например, в силу их технической сложности или большой капиталоёмкости) оказывается не по силам частному национальному капиталу. Это касается прежде всего таких отраслей хозяйства, как нефтяная и нефтехимическая промышленность, чёрная металлургия, электроэнергетика, некоторые виды общественного транспорта и связь. Так, во всех нефтедобывающих странах региона (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Эквадор и др.) действуют государственные компании, занятые добычей, переработкой, а иногда и сбытом нефти и нефтепродуктов. В 1974 доля предприятий государственного сектора в нефтедобыче этих стран, кроме Венесуэлы, достигала 80%, а в переработке нефти 60% (против 35% в 1957). Тенденция к расширению позиций государственного сектора в быстро развивающейся нефтехимической промышленности характерна для всех ведущих нефтедобывающих стран Латинской Америки.

Во многих странах Латинской Америки государство явилось инициатором создания чёрной металлургии. Крупные государственные компании по выплавке чугуна и стали, производству проката имеются в Аргентине, Бразилии, Венесуэле, Мексике, Перу, Чили. С учётом смешанных частно-государственных компаний (с преобладающей долей государства) на них приходится свыше 50% выплавки чугуна и стали в регионе.

Ведущую роль в электроэнергетике стран Латинской Америки играют около 20 наиболее крупных компаний; из них 16 составляют государственные компании (в отдельных случаях с небольшой долей участия частного капитала). В 1950 на государственных предприятиях вырабатывалось только 10% всей электроэнергии, в 1974 — почти 80%.

Большое значение имеет государственный сектор в развитии общественного транспорта. В ведении государственных компаний находится основная железнодорожная сеть латиноамериканских стран. На государственные судоходные компании приходится свыше 55% общего тоннажа национального торгового флота региона. В воздушных перевозках грузов и пассажиров доля государственных авиакомпаний составляет 45%.

Существенна доля государственного сектора в ВВП стран Латинской Америки. Следует иметь в виду, что в ряде экономически менее развитых стран Латинской Америки (например, в Боливии, Коста-Рике, Панаме, Эквадоре) доля государственного сектора в ВВП (18—23%) выше, чем в более развитых странах (например, в Мексике — 15%). Это не означает, что реальная роль государственного сектора в экономическом развитии Мексики менее существенна, чем в странах, уступающих ей по масштабам и степени развития материального производства. В Боливии относительно высокий удельный вес государственного сектора в создании ВВП определяется высокой долей в нём оловодобывающей промышленности, входящей с 1952 в государственный сектор. В Эквадоре большой удельный вес государственного сектора в ВВП связан с быстрым развитием в 70-х гг. нефтяной промышленности, с созданием в этой отрасли крупной государственной компании. В Боливии, Эквадоре и некоторых странах Центральной Америки относительно более высок в ВВП удельный вес государственных предприятий общественного пользования. Наоборот, в Мексике, Перу и некоторых других экономически сравнительно развитых странах государственный сектор охватывает более широкий круг отраслей, включая базовые отрасли производства и отдельные предприятия обрабатывающей промышленности.

Дальнейшее расширение позиций государственного сектора произошло в Венесуэле в связи с национализацией железорудной (1975) и нефтяной (1976) промышленности, а также в Перу, вследствие национализации в 1974 американской компании «Серро-де-Паско коппер корпорейшен» и других шагов по укреплению государственного сектора в ключевых отраслях хозяйства.

Качественно новые тенденции в развитии государственного сектора возникают в связи с созданием в 1975 региональной организации — Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС). В рамках последней разрабатываются, а частью уже осуществляются проекты создания крупных межгосударственных латиноамериканских компаний, призванных содействовать общему экономическому развитию стран региона и отстаивать их интересы на международной экономической арене.

Вокруг вопроса о задачах и направлениях развития государственного сектора происходит острая политическая борьба.

Прогрессивные силы стран Латинской Америки стремятся использовать государственный сектор не только как действенный фактор укрепления независимости, но и как средство углубления социально-экономических преобразований, ограничения сферы капиталистической эксплуатации и улучшения условий жизни трудящихся масс. Именно такой характер носило, например, развитие государственного сектора в Чили в период пребывания у власти правительства Народного единства (1970—73).

Иное направление деятельности государственного сектора стараются придать эксплуататорские классы. Последними упор делается на то, чтобы подчинить или приспособить предприятия государственного сектора к нуждам развития частного предпринимательства, использовать их средства и услуги для форсирования капиталистического накопления. Не случайно в большинстве латиноамериканских стран преимущественной сферой деятельности государственного сектора традиционно остаётся (как и до 2-й мировой войны) так называемая производственная инфраструктура — энергетика, общественный транспорт, связь, водоснабжение, а ныне также некоторые базовые отрасли хозяйства — горная промышленность, металлургия, основная химия и нефтехимия и др. Осуществление за счёт государства основной части затрат, связанных с созданием и укреплением производств, инфраструктуры и базовых отраслей хозяйства, даёт большой экономический выигрыш частному капиталу; опираясь на производств, базу государства, он получает возможность инвестировать большую часть накоплений в наиболее прибыльные отрасли хозяйства, связанные с производством конечной товарной продукции.

Характерно и другое явление — стремление крупного частного капитала, включая иностранный, к кооперации с государственными предприятиями, особенно в тех случаях, когда последние начинают приносить повышенную прибыль. Смешанные частно-государственные компании ныне встречаются во многих странах Латинской Америки.

Особую группу предприятий государственного сектора составляют крупные инвестиционные банки, часто именуемые банками экономического развития. Среди них большую известность получили «Насьональ финансьера» (Мексика), «Банку насионал ду дезенволвименту экономику» (Бразилия), «Корпорасьон де фоменто» (Чили), «Корпорасьон венесолана де фоменто» (Венесуэла) и др.

Как в производстве, так и в сфере кредита наблюдается характерное для буржуазных стран размежевание функций между государственным и частнокапиталистическим секторами. Государственные инвестиционные банки заняты в основном мобилизацией ресурсов для финансирования крупных объектов капитального строительства. Важным источником их средств служат иностранные кредиты и займы. Основная же масса ссудного капитала, приносящего высокие проценты, находится в распоряжении крупных частных (коммерческих) банков, а также страховых компаний. Значительная часть средств государственных инвестиционных банков используется для финансово-кредитной поддержки частных предприятий, принимающей форму покупки части их акций и облигаций, предоставления долгосрочных ссуд, субсидий, выдачи гарантий по кредитам и т. д. Существенную помощь государственные банки оказывают частному сектору в виде технических услуг — разработки проектов капитального строительства, поиска подрядчиков и т. д. Подчинение экономической деятельности буржуазного государства целям укрепления основ капитализма проявляется также в разнообразных формах косвенного поощрения частнопредпринимательской деятельности и частнокапиталистического накопления. К ним можно отнести высокие таможенные тарифы, освобождение от уплаты подоходного и других налогов и сборов, предоставление права ускоренной амортизации основного капитала и т. д.

Во многих странах Латинской Америки действуют специальные законы и постановления, определяющие порядок предоставления льгот различным группам предприятий. Впервые такие законы были изданы в Мексике (1940 и 1945), затем в Парагвае (1955), Аргентине (1959), Эквадоре (1964), Боливии (1965) и т. д. В 60—70-х гг. они неоднократно пересматривались или уточнялись с учётом новых задач экономической и, в частности, промышленной политики государства. Содержание таких законов определяется стремлением ускорить развитие новых отраслей обрабатывающей промышленности, стимулировать модернизацию и техническое перевооружение традиционных отраслей, содействовать развитию промышленности в экономически менее развитых районах с большими излишками рабочей силы и т. д. Основной выигрыш как от непосредственных услуг государственных предприятий, так и от косвенного регулирования и поощрения частнопредпринимательской деятельности получают крупные частные предприятия, контролирующие национальные рынки. Поскольку во многих крупных предприятиях, действующих в новых отраслях промышленного производства, часто участвует иностранный капитал, последний также получает значительные выгоды от государственных мер поощрения промышленного развития. Заметно ускорившийся в ряде капиталистических стран региона процесс концентрации производства и централизации капитала, сопровождающийся сращиванием интересов местных финансово-промышленных групп с иностранными монополиями, является закономерным результатом политики вмешательства буржуазного государства в процесс экономического роста и накопления.

В 60—70-х гг. правительства многих латиноамериканских стран стали широко прибегать к практике программирования национального развития. Характерной чертой долговременных программ развития является стремление ускорить экономический рост на основе большей мобилизации внутренних ресурсов, а также внешних источников финансовой и технической помощи, увязать экономическое развитие с разрешением острых социальных проблем, в частности проблем безработицы, перераспределения доходов между различными секторами хозяйства, экономико-географическими районами и социальными слоями. Значительное место в программах развития отводится государственным инвестициям в хозяйство, а также некоторые отрасли «социальной инфраструктуры» (благоустройство городов, жилищное строительство, развитие систем образования, социального страхования и т. д.).

На пути претворения в жизнь таких программ возникает много трудностей. В их основе лежит факт большой зависимости хозяйства латиноамериканских стран от конъюнктуры мирового капиталистического рынка. Национальные программы развития обычно составляются исходя из определённого уровня доходов от экспорта; существенное место в них также отводится средствам, поступающим извне в виде кредитов и займов развитых капиталистических государств и их международных кредитных центров. Изменение условий внешней торговли (как, например, это произошло в период экономического кризиса 1974—75), нерегулярное или недостаточное поступление финансовых средств из внешних источников ставит под удар выполнение национальных программ развития в первоначально намеченном объёме. На ходе их выполнения сказывается и то, что они в лучшем случае носят обязательный характер лишь в отношении государственных предприятий и не имеют такой силы в отношении частнокапиталистического сектора хозяйства. Поэтому программы развития часто пересматриваются, заменяются новыми или просто отменяются.

Литература:

Шереметьев И. К., Государственный капитализм в Мексике, М., 1963;

Носова Л. С., Государственный капитализм в Бразилии, М., 1971;

Мишин С. С., Процесс концентрации капитала в Бразилии, М., 1972;

Шереметьев И. К., Государство и социально-экономическое развитие стран Латинской Америки, М., 1974;

Роль государственного сектора в содействии экономическому развитию развивающихся стран. Доклад Генерального секретаря ООН на 59 сессии ЭКОСОС, Нью-Йорк, 1975;

Las empesas públicas: su significación actual у potencial en el proceso de desarrollo (En Boletin Económico de América Latina, Nueva York, 1971, № 1);

CEPAL. El desarrollo económico у social у las relaciones externas de América Latina (Primera parte), Guatemala, 1977.

И. К. Шереметьев.

В начало энциклопедии