Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Экономический очерк. Аграрные реформы

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Экономический очерк. Аграрные реформы

Экономический очерк. Аграрные реформы

Проведение аграрных реформ в странах Латинской Америки началось в условиях усилившегося крестьянского движения за землю после 2-й мировой войны (за исключением Мексики, где аграрная реформа была проведена после революции 1910—17). На Кубе аграрная реформа — часть социалистических преобразований общества; осуществлялась в ходе революции, начавшейся как аграрная и антиимпериалистическая и переросшей в социалистическую. На Кубе решён аграрный вопрос: уничтожен латифундизм и иностранное землевладение, ликвидированы эксплуататорские классы в деревне, создан мощный социалистический сектор в сельском хозяйстве. В соответствии с законом об аграрной реформе от 17 мая 1959 было экспроприировано у латифундистов и иностранных собственников 4717 тыс. га, из которых 1/3 передана крестьянам и 2/3 — государству. Государственный сектор сосредоточил 40% сельскохозяйственных угодий страны. На месте крупных животноводческих хозяйств и плантаций сахарного тростника были созданы государственные народные имения. Закон от 3 октября 1963 предусматривал национализацию всех хозяйств площадью более 5 кабальерий (1 кабальерия — 13,4 га); в ходе осуществления этого закона был ликвидирован класс сельской буржуазии, сосредоточивавший в своих руках свыше 2 млн. га земельных угодий и основную массу крупного рогатого скота. Закон также предусматривал стимулирование и содействие развитию всех видов кооперации. К середине 70-х гг. 80% сельскохозяйственных угодий составил государственный сектор, что обеспечило победу социалистических производственных отношений в сельском хозяйстве. Кубинская революция и решение аграрного вопроса в этой стране оказали большое влияние на борьбу за земельные преобразования в других латиноамериканских странах в 60—70-х гг.

В послевоенный период в большинстве капиталистических стран Латинской Америки были приняты законы об аграрной реформе. Цель их — расколоть крестьянство, ослабить его борьбу за землю, не допустить создания организованного крестьянского движения. При решении аграрного вопроса большая часть национальной буржуазии руководствуется принципом так называемой социальной функции земельной собственности. Суть его состоит в том, чтобы, не ущемляя серьёзно интересов латифундистов и максимально сохраняя крупное землевладение, заставить землевладельцев перейти от экстенсивного использования земли к интенсивному, к капиталистическим методам ведения хозяйства. Аграрные реформы в этих странах не ликвидируют, а лишь ограничивают крупное землевладение, устраняя наиболее нетерпимые формы эксплуатации крестьянства. Они затрагивают не весь класс латифундистов, а лишь тех его представителей, которые не выполняют «социальной функции земельной собственности». В ряде аграрных законов даже не определён макс, размер крупного землевладения. В тех случаях, когда он устанавливается, некоторые помещики прибегают к фиктивному разделу земельной собственности между членами семьи и родственниками. При экспроприации собственники земли оставляют за собой лучшие участки, а окраинные, малопригодные для хозяйственного использования — распределяются среди крестьян.

За отчуждаемые у латифундистов земли последним выплачивается компенсация, причём в некоторых случаях сумма её значительно выше действительной цены земли. Иногда помещики сами стараются освободиться от земельных излишков (как правило, это — малоудобные земли) путём продажи их на «свободном» рынке. Компенсация выплачивается наличными деньгами и бонами аграрной реформы. При экспроприации скота, сельскохозяйственной техники и сооружений вся сумма компенсации выдаётся наличными. Лишь в некоторых капиталистических странах Латинской Америки (Мексике, Боливии, Перу, Венесуэле) земля передана крестьянам фактически бесплатно.

Сохранению латифундистского землевладения способствовал государственный колонизационный фонд. Например, в Колумбии 96% наделов земли крестьянам в течение 1961—70 было выделено из этого фонда. Даже в тех странах, где в ходе аграрных реформ происходило значительное перераспределение земельной собственности, проводилась колонизация неосвоенных государственных земель. Наделённые землёй индивидуальные крестьянские хозяйства были мелкими, экономически слабыми, зависимыми от крупных земельных собственников. Передаваемые по реформе наделы был и столь малы, что не обеспечивали основной массе крестьянских семей необходимых средств существования и вынуждали к поискам заработков на стороне. Аграрные реформы не ликвидировали безработицу и аграрное перенаселение. В 60—70-х гг. в ходе проведения аграрных реформ стали создаваться кооперативные крестьянские объединения — асентамьенто в Чили, Венесуэле и Панаме, сельскохозяйственные кооперативы в Перу, в 30-х гг. — эхидо в Мексике и т. д.

Аграрные реформы, проводимые в капиталистических странах Латинской Америки, различаются как по масштабам, так и по социально-экономическим последствиям. Условно их можно объединить в следующие группы: относительно радикальные реформы (Мексика, Боливия, Гватемала, Чили в период пребывания у власти правительства Народного единства, Перу, Панама), проводимые в большинстве случаев или в результате революционной борьбы широких народных масс, или в целом прогрессивно настроенными правительствами; ограниченные реформы (Венесуэла, Чили до ноября 1970, Эквадор, Колумбия), когда требования крестьян о земле правительства пытались удовлетворить в основном за счёт неосвоенных государственных и частных земель, лишь в отдельных случаях прибегая к экспроприации помещичьих латифундий; аграрные реформы (Бразилия, Гондурас, Коста-Рика и некоторые другие страны) ещё более ограниченные, чем реформы предыдущей группы государств. Сюда же можно отнести Аргентину и Уругвай, где не были приняты законы о реформах, но государства проводят политику колонизации неосвоенных земель.

Основным вопросом, определяющим характер и глубину аграрных реформ, является вопрос о перераспределении земли, то есть о размерах экспроприируемой латифундистской собственности и степени удовлетворения требований крестьян. Глубина, социальный характер и степень практического осуществления аграрных реформ в каждой стране зависят от соотношения классовых сил, их политической ориентации.

Последовательный демократический характер носили аграрные преобразования, которые осуществлялись правительством Народного единства в Чили в 1970—73 (закон об аграрной реформе, принятый в 1967, носил ограниченный характер). Были экспроприированы практически все поместья, имевшие свыше 80 га поливных или соответствующего эквивалента других земель. Эти земли перешли в руки крестьян, а вместе с землями, экспроприированными предыдущим правительством, аграрная реформа затронула 35% всей сельскохозяйственной площади. Земельная олигархия лишилась экономической основы своей власти. В результате проведения аграрной реформы 1970—73 в деревне возникли новые формы организации производства. Наряду с основными формами коллективного хозяйства — асентамьенто (в 1970 насчитывалось 910 асентамьенто, созданных предыдущим правительством, в 1971 было образовано ещё 246 асентамьенто, объединявших более 7 тыс. членов), создавались более перспективные формы ведения хозяйства — Центры аграрной реформы (в 1971—72 было организовано свыше 90). Правительство Народного единства пыталось создать государственные предприятия в деревне — Центры производства (в 1971 насчитывалось 18 центров, объединявших 697 крестьянских семей на площади 141 тыс. га). Бывшие батраки и наёмные рабочие обрабатывали полученную землю коллективно и получали от государства материальную и техническую помощь. Программа правительства Народного единства предусматривала установление на экспроприированной земле главным образом коллективной формы собственности, создание государственных хозяйств с применением современной техники, передачу части земель в личную собственность крестьян, арендаторов-издольщиков, реорганизацию мелкого землевладения путём постепенного перехода к кооперативной форме труда.

Пришедшая к власти в результате фашистского переворота 11 сентября 1973 военная хунта стремится создать социальную опору в деревне. Полностью или частично отменена конфискация 3,5 тыс. имений. На 31 июля 1976 прежним землевладельцам было возвращено 2,6 млн. га земель, экспроприированных в ходе аграрной реформы. На землях, не возвращённых прежним владельцам, идёт быстрый процесс раздела на парцеллы, поступающие в индивидуальное владение. Земли передаются наиболее «верным», с точки зрения хунты, крестьянам. Аграрное законодательство и условия аренды изменяются в пользу землевладельцев. Возникают новые латифундии (среди собственников которых много военных, эксплуатирующих землю с помощью арендаторов, медьерос, пеонов).

В Перу законы об аграрной реформе были приняты в 1964 (предусматривалось уменьшение размеров латифундий и наделение части крестьян землёй) и в 1969 (впервые был реально поставлен вопрос о ликвидации латифундистской системы, засилья иностранного капитала и докапиталистических пережитков, разделе отчуждаемой земли между безземельными и малоземельными крестьянами, создании и укреплении коллективных форм ведения хозяйства в виде кооперативов и общин). Законом 1969 был установлен максимум землевладения: 150 га (в особых случаях 200 га) орошаемых земель, 300 га суходольных и 1500 га естественных пастбищ в Косте (побережье); от 15 до 55 га орошаемых земель, от 30 до 110 га суходольных в Сьерре (горном плато) и Сельве (зоне тропических лесов); максимум естественных пастбищ в этих районах определён в размерах, необходимых для содержания 5000 голов овец. Закон предусматривал полную экспроприацию аграрно-промышленных комплексов (сахарных и хлопковых) в Косте, большая часть которых принадлежала американским или смешанным компаниям. Эти крупные специализированные хозяйства были сохранены как единые комплексы и преобразованы в производств, кооперативы. Закон объявлял о ликвидации всех феод, форм эксплуатации, включая отработочную ренту и личные услуги за пользование землёй. Отчуждаемая в соответствии с реформой земля передавалась безземельным и малоземельным крестьянам, объединявшимся преимущественно в кооперативы или общины. Лица, получившие землю, не имели права её продажи или передачи другим лицам. В начале 1973 был издан декрет о бесплатной передаче земли мелким крестьянским хозяйствам; аннулирована задолженность по выкупным платежам крестьян, которые получили землю по реформе ранее. Льготы на владение землёй предоставлялись в основном бывшим издольщикам, мелким арендаторам и субарендаторам. Большое внимание в Перу уделяется развитию сельскохозяйственных кооперативов. За 1969—76 было экспроприировано и передано в руки 260 тыс. крестьянских семей 6,3 млн. га земли и около 2 млн. голов скота. Из них около 6 млн. га вместе с различной техникой, рабочим и продуктивным скотом были переданы кооперативам и другим коллективным хозяйствам крестьян, объединявшим 240 тыс. семей. Всего обеспечено землёй около 400 тыс. крестьянских семей, что составляет около 2/3 общего их числа.

В Панаме закон об аграрной реформе был принят в 1962. Он предусматривал создание крестьянских объединений (асентамьенто) и переселение крестьян на государственные земли; помещикам вернули земли, захваченные у них крестьянами. С приходом к власти в 1968 патриотически настроенных военных были созданы условия для радикализации реформы. Центр тяжести был перенесён на создание асентамьенто, которые постепенно преобразовались в кооперативы. Правительство национализировало большие земельные площади у американской монополии «Юнайтед брэндс» и её филиалов в пользу крестьян. За 1969—73 было выкуплено и передано 52 тыс. крестьянских семей 350 тыс. га земли, принадлежавшей иностранным компаниям и местным латифундистам. За экспроприированную землю владельцам выплачивается компенсация в бонах, подлежащих выкупу в течение 20 лет. При содействии и экономической помощи государства асентамьенто превращаются в кооперативы, где земля обрабатывается сообща. Государство оказывает крестьянам техническую помощь, предоставляет кредиты, медицинское обслуживание и т. д. Крупные специализированные хозяйства сохраняются как единые комплексы и преобразуются в производственные кооперативы. Организуются также кредитно-сбытовые, потребительские и другие кооперативы. Всего создано около 250 кооперативов (1976).

В Боливии аграрная реформа — результат буржуазно-демократической революции 1952. Закон об аграрной реформе, принятый 2 августа 1953, провозгласил ликвидацию латифундизма, устранение всех докапиталистических повинностей и пережитков, наделение крестьян землёй и возвращение индейским общинам отобранных у них земельных угодий. Устанавливалась следующая классификация землевладений: мелкая и средняя крестьянская собственность, собственность капиталистических сельскохозяйственных предприятий, а также общинная и кооперативная собственность. Максимальный размер пашни в плодородных густонаселённых долинах — 80 га, на высокогорном плато — от 400 до 800 га и в слабозаселенной восточной части — до 2 тыс. га земельной площади; для животноводческих хозяйств — 50 тыс. га. За экспроприированные у помещиков излишки земли устанавливалась компенсация, которая должна была выплачиваться крестьянами в течение 25 лет. В ходе реформы крестьяне освобождались от выкупных платежей, а выплата возмещения помещикам перекладывалась на государство. В 1955 под давлением крестьянского движения был принят закон, значительно снижающий максимальные размеры хозяйств, не подлежащих отчуждению; декрет 1962 упростил процедуру наделения землёй, установил бесплатную передачу земли крестьянам, которую они фактически захватили сами в первые годы революции, запретил сделки, касающиеся земли, полученной по реформе. К 1965 реформа была завершена; всего с 1953 по 1965 среди крестьян было распределено 6,2 млн. га земли, наделы получили 172 тыс. крестьянских семей. Осуществление аграрной реформы в Боливии привело к значительному ограничению крупного латифундизма и расширению крестьянского землевладения.

В Гватемале аграрная реформа осуществлялась на основании декрета от 17 июня 1952. К середине 1954, то есть к моменту интервенции США в Гватемалу, было распределено около 1 млн. га земли среди 100 тыс. крестьянских семей. После установления в 1954 реакционного режима распределённые земли были возвращены прежним владельцам. Лишь незначительная часть крестьян сохранила свои наделы, расположенные в основном в отдалённых районах. В расчёте ослабить крестьянскую борьбу за землю был принят в 1956 так называемый Аграрный статут, предусматривавший колонизацию окраинных земель. 17 октября 1962 был принят Закон об аграрных преобразованиях, мало чем отличающийся от Аграрного статута. Всего к 1968 право собственности на землю было предоставлено 28 тыс. крестьянских семей (включая крестьян, получивших наделы по реформе 1952—54), распределено 158 тыс. га земли. В дальнейшем крестьяне почти не получали земли, выдавались лишь титулы собственности на уже предоставленные участки.

В Мексике декрет об аграрной реформе был принят под непосредственным давлением крестьянского движения — основной движущей силы Мексиканской революции 1910—17. Этот декрет вошёл в качестве составной части в конституцию 1917 (статья 27). Это и определило прогрессивный антиимпериалистический характер реформы. Аграрная реформа провозгласила ликвидацию латифундизма и передачу земли крестьянам. Земля, недра и воды объявлялись собственностью нации, иностранные компании лишались права выступать в качестве землевладельцев. Признавалась только эхидальная (см. Эхидо) и так называемая мелкая земельная собственность. До середины 30-х гг. аграрная реформа осуществлялась медленно, латифундизм сохранял свои позиции. Коренной сдвиг произошёл с приходом к власти в 1934 представителей демократического крыла Национально-революционной партии. За 1934—40 было безвозмездно распределено 17,9 млн. га земли (за 1915—34 — только 7,7 млн. га). В этот период укрепились коллективные хозяйства, в которых земля обрабатывалась сообща, государство оказывало крестьянам помощь средствами производства и кредитами. Была значительно ограничена национальная и иностранная крупная земельная собственность. В последующем характер аграрных преобразований в Мексике изменился. В декабре 1946 была принята поправка к статье 27 конституции, по которой увеличивались размеры неотчуждаемых земель. К «мелкой земельной собственности» относились участки до 150 га орошаемых земель под хлопком, а также участки до 300 га, на которых выращиваются экспортные и технические культуры: сахарный тростник, кофе, какао, хенекен, бананы и др. Особые льготы предоставлялись животноводческим хозяйствам. Владельцы крупных поместий получили постоянные или временные свидетельства о неотчуждаемости земель, причём размер их не был строго определён. Всего за 1915—75 было распределено около 85 млн. га земли. Её получили 2,7 млн. крестьянских семей. Аграрная реформа в Мексике внесла существ, изменения в структуру землевладения. Общее число крестьянских хозяйств значительно возросло. На месте ликвидированных латифундий возникли крупные капиталистические хозяйства. Однако аграрная реформа не доведена до конца; в стране сохранилось около 2 млн. безземельных и малоземельных крестьян.

В отличие от реформ, охарактеризованных выше, аграрная реформа в Венесуэле (закон об аграрной реформе был принят 5 марта 1960) предусматривала наделение крестьян землёй в первую очередь из государственного фонда и лишь частично путём отчуждения земель у крупных землевладельцев. Земельный фонд реформы в стране оценивается в 11 млн. га, из них 3/4 составляют государственные земли. Большие размеры государственных земель и наличие у государства крупных денежных средств (прибыли от нефтедобычи) позволили приобретать земли у собственников за наличные деньги по рыночным ценам и бесплатно передавать их крестьянам. Аграрная реформа в Венесуэле ориентирована на создание преимущественно асентамьенто, число кооперативов незначительно. Хозяйства членов асентамьенто по большей части остаются столь же слабыми, как и до реформы. Доля созданных в ходе реформы хозяйств в производстве сельскохозяйственной продукции за 1960—76 возросла с 4 до 20,7%, главным образом благодаря расширению и укреплению капиталистического сектора. Усилению этого сектора способствовала также аграрная политика в пореформенный период (субсидирование, развитие инфраструктуры, техническая помощь). К середине 70-х гг. было наделено около 200 тыс. крестьянских семей, но латифундии и докапиталистические формы эксплуатации сохраняются. Темпы проведения реформы постепенно снижаются. Несмотря на то, что землёй было наделено около 1/2 крестьянских семей, в деревне насчитывается около 200 тыс. безземельных крестьян (середина 70-х гг.). С аграрной реформой в Венесуэле сближаются по характеру аграрной реформы, проводимые в Колумбии и Эквадоре.

В Колумбии закон об аграрной реформе (декабрь 1961) предусматривал покупку по рыночным ценам у земельных собственников неиспользуемых в течение 10 лет земель (в хозяйствах площадью более 2 тыс. га) и продажу их в собственность крестьянам. Земли сверх установленного максимума, если они «использовались эффективно» (то есть капиталистически), а также животноводческие хозяйства не экспроприировались. В результате под действие закона об аграрной реформе не подпадало около 80% латифундий площадью свыше 2 тыс. га каждая. К 1973 у крупных землевладельцев было выкуплено 171 тыс. га земли. Эта земля и часть земель государственного земельного фонда продавалась крестьянам в рассрочку. Всего было распределено 3,3 млн. га (вместе с землями государственного фонда) среди 120 тыс. крестьянских семей. Основной метод проведения реформы — колонизация земель.

В Эквадоре по закону об аграрной реформе (1964) максимальный размер землевладения установлен в 3500 га в прибрежном районе (Коста) и 1800 га — в горной части (Сьерра). Наиболее важно в законе об аграрной реформе положение о передаче индейцам, находившимся в кабальной зависимости от помещиков (уасипунгеро и арримадо), в собственность занимаемых ими мелких наделов. Хотя это и коснулось 28,3 тыс. семей, но по существу их экономического и социального положения не изменило. Около 40 тыс. крестьянских семей получили в 1964—70 право собственности на землю. Было распределено 697 тыс. га земли, в том числе лишь 108 тыс. га было изъято у помещиков. В 1972 принят закон о национализации водных ресурсов, лишивший крупных землевладельцев права распоряжаться водами рек и озёр; в октябре 1973 — закон, предусматривавший конфискацию в пользу крестьян 80% необрабатываемых помещичьих земель. Однако под давлением латифундистов правительство Эквадора отказалось от экспроприации помещичьих земель и пошло по пути колонизации, то есть освоения новых земель. С 1964 по 1977 крестьянам было передано 1664 тыс. га земли, из них лишь 163 тыс. га было экспроприировано у латифундистов, остальные наделы крестьяне получили в ходе освоения новых земель.

Были созданы и действуют свыше 1000 кооперативов различного профиля. Правительство оказывает помощь объединениям крестьян, предоставляя им кредиты, технику, удобрения.

В ряде других стран Латинской Америки (Бразилия, Парагвай, Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика, Доминиканская Республика, большинство стран Карибского бассейна) правящим кругам удаётся сдерживать социальные силы, выступающие за глубокие аграрные преобразования. Аграрные реформы здесь не затрагивают крупного землевладения. Разделу подлежат главным образом государственные земли; компенсация за экспроприируемые земли должна выплачиваться по рыночным ценам и в ряде случаев наличными деньгами; не затрагивается землевладение иностранного капитала. Основным методом проведения аграрных реформ в этих странах является колонизация окраинных земель, труднодоступных и удалённых от рынков сбыта. Крестьяне отстранены от участия в осуществлении аграрных преобразований.

Как отмечалось в подготовленном в 1976 ФАО совместно с рядом других международных организаций докладе о ходе аграрных реформ в капиталистических странах Латинской Америки, их результаты нельзя признать удовлетворительными. Число безземельных крестьян в этих странах в середине 70-х гг. достигало 10—12 млн. человек. В 1960—70 в странах Латинской Америки (без Кубы) по аграрной реформе землю получили 1,0—1,2 млн. семей крестьян (то есть около 100 тыс. семей в год). В начале 70-х гг. это число удвоилось, в особенности за счёт наделения землёй крестьян в Перу, Венесуэле, Мексике, а также в Эквадоре, Панаме и Колумбии. В среднем у крупных землевладельцев изымается около 15% земель, подлежащих экспроприации, число получающих землю не превышает у10 части безземельных крестьян. Практика показывает также, что проводимые аграрные реформы не ведут к повсеместному повышению уровня сельскохозяйственного производства; более того, на первоначальных этапах довольно часто отмечается даже его падение. Это, в частности, связано с тем, что земельный передел не сопровождается эффективной кредитной и технической помощью новым землевладельцам.

Решение аграрного вопроса коммунистические и рабочие партии связывают с проведением в каждой стране региона демократической аграрной антиимпериалистической революции, имеющей целью ликвидацию господства империализма и местной олигархии, проведение радикальных социально-экономических преобразований.

В начало энциклопедии