Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Чили. Музыка

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чили. Музыка

Чили. Музыка

Древнюю музыкальную культуру сохраняют потомки чилийских аборигенов, в первую очередь арауканы. Разнообразны их сольные и коллективные песни (лирические, любовные, детские, трудовые, военные, магические), индивидуальные и массовые танцы. Среди музыкальных инструментов арауканов - ударные (барабан культрун, погремушка уада), духовые (трутрука, лолкинь, кюлькюль, пифилька). Характерные для народной креольской музыки Ч. песенные и песенно-танцевальные жанры - тонада, самакуэка (чаще куэка), куандо. Основные музыкальные инструменты - гитара, арфа, также гитаррон, который используют профессиональные народные певцы (уасо).

Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в годы борьбы за независимость и провозглашения республики. В 1-й и начале 2-й половине XIX в. в Сантьяго были созданы филармоническое общество (1827), первая музыкальная школа (1849, с 1851 консерватория), «Театро мунисипаль» (1857). Существенная роль в музыкальной жизни страны принадлежала иностранным гастролёрам (в 1830 впервые выступила итальянская оперная труппа). Среди чилийских композиторов XIX в. выделяются М. Роблес (автор первой национальной патриотической песни), X. Сапиола (прогрессивный общественный деятель, зачинатель музыкального движения среди рабочих, публицист), Э. Ортис де Сарате (автор первой чилийской оперы - «Цветочница из Лугано», 1895).

В 1-й половине XX в. сформировалось 2 основных направления: сторонники национального стиля, отстаивающие национальные пути развития чилийской музыки, - К. Лавин, П. У. Альенде, К. Исамит Аларкон, X. Уррутия Блондель, разрабатывающие в своём творчестве креольский и арауканский фольклор; музыканты европейской ориентации, творчество которых связано с европейскими музыкальными течениями (импрессионизмом, экспрессионизмом, неоклассицизмом), - Э. Соро, А. Котапос, Д. Санта-Крус Вильсон, А. Летельер Льона, а также X. Оррего Салас (с 1961 - в США), К. Ботто, К. Риеско, А. Монтесино, Г. Бесерра. Музыку европейских и чилийских авангардистов пропагандирует группа «Тонус» (основана в 1952 венгром Э. Эйтлером и голландцем Ф. Фокке), в которую входят Э. Матурана, Р. Мартинес, М. Агилар, Т. Лефевер, а также работающие в области электронной музыки X. В. Асуар, С. Кларо, X. Аменабар и др. Среди музыкантов Ч. - дирижёры А. Карвахаль, В. Тевах, пианисты К. Аррау, X. Рейес, Ф. Герра, скрипач П. д'Андурайн, фольклористы и исполнительницы народных песен В. Парра и М. Лойола.

В Сантьяго функционируют Симфонический оркестр Ч. (основан в 1941), Муниципальный симфонический оркестр Сантьяго (основан в 1955), хор Чилийского университета (основан в 1945), струнный квартет Сантьяго (основан в 1954), Национальная консерватория, Институт распространения музыкального искусства (основан в 1940). Чилийский университет издаёт журнал «Revista Musical Chilena».

После прихода к власти военной хунты (сентябрь 1973) многие прогрессивные деятели музыкальной культуры покинули страну.

Литература:

Пичугин П. А., Музыка Чили, «Музыкальная жизнь», 1967, № 23;

Гарсия Ф., Краткий очерк истории музыки в Чили, в сборнике: Культура Чили, М., 1968;

Исамитт К., О некоторых особенностях музыкального фольклора Чили, там же;

Мартынов И. И., Музыка Чили в СССР, там же;

Музыкальная культура стран Латинской Америки. [Со], М., 1974;

Pereir Salas Е., Los orígines del arte musical en Chile, S., 1941;

его же, Historia de la música en Chile, S., 1957.

В начало энциклопедии