Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Чили. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чили. Литература

Чили. Литература

Развивается на испанском языке. Её формирование началось в период колониального господства Испании (XVI в.). Ранний литературный памятник Ч. - «Письма об открытии и завоевании Чили» П. де Вальдивии (1500? - 1554). Поэма «Араукана» (ч. 1-3, 1569-1589) А. де Эрсильи-и-Суньиги (1533-1594) - первое национальное произведение Ч. и наиболее значительное художественное явление латиноамериканской литературы XVI в. В XVII и XVIII вв. преобладала историческая проза: А. де Оваль; (1601-1651), Д. Росалес (1603-1677) и др. Существовала также устная и письменная поэзия малых форм: куплеты, эпиграммы, шуточные экспромты.

В период Войны за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 и становления независимого государства Ч. (1-я половина XIX в.) получила развитие политическая публицистика, видными представителями которой были К. Энрикес (1769-1825) - основатель первой национальной газеты «Аурора де Чиле» («Aurora de Chile», 1812-1813) и Д. Порталес (1793-1837) - автор сборников писем «Идеи и откровения Порталеса», содержащих описание нравов правящих классов эпохи. Поэт X. Эганья (1768-1836) писал пьесы на морально-этические темы. После завоевания независимости, в условиях относительной устойчивости политической жизни, в Ч. работали писатели, укрывавшиеся от тиранических режимов других стран. Большую роль в чилийской культуре сыграли венесуэльский просветитель и основоположник латиноамериканской филологии А. Бельо (1781-1865) и аргентинский писатель и общественный деятель Д. Ф. Сармьенто (1811-1888).

Стремление передовой чилийской интеллигенции создать национальную культуру, свободную от влияния испанизма, выразил один из теоретиков латиноамериканского романтизма X. В. Ластаррия (1817-1888) в речи на открытии основанного им Литературного общества (1842). В русле романтизма в основном развивалась поэзия С. Санфуэнтеса (1817-1860, историческая поэма «Колокольня», 1842), Э. Лильо (1826-1910, национальный гимн), Г. Матты (1829-1899), Г. Блест Ганы (1829-1905) и др. Ярко выраженная тенденция в национальной прозе - костумбризм, развивавшийся в Ч. в полемике с романтизмом. Его главный представитель X. Х. Вальехо (1811-1858) в своих рассказах сатирически изображал жизнь разных социальных слоев. С костумбризмом была связана мемуарная литература: Х. Сапьола (1802-1885), В. Перес Росалес (1807-1886), Д. Рикельме (1857-1912). Раньше, чем в других странах Латинской Америки, в Ч. зародился критический реализм, смыкавшийся с костумбризмом. А. Блест Гана (1830-1920) - первый латиноамериканский и крупнейший чилийский реалист XIX в. В цикле романов 60-х гг., получившем название «Человеческой комедии Чили», он отразил социально-экономические, политические и культурные сдвиги, происходившие в середине XIX в. в Ч., показал противоречия капиталистических отношений.

В конце XIX - начале XX вв. главным образом в поэзии распространился модернизм. Глава латиноамериканского модернизма никарагуанец Р. Дарио в Ч. опубликовал программный сборник своих стихов «Лазурь» (1888). Лучшие представители модернизма обращались к темам национальной и латиноамериканской действительности: К. Песоа Велис (1879-1908; сборники «Деревенские похороны», 1899, «Чилийская душа», опубликовано 1912), Ф. Контрерас (1877-1933; сборник «Луна родины и другие стихотворения» и др.), М. Магальянес Моуре (1878-1924; сборники «Грани», «Оттенки»). К ним примыкают прозаик и драматург Э. Барриос (1884-1963; роман «Брат Осёл», 1922) и писатель П. Прадо (1886-1952; поэмы в прозе «Перелётные птицы», 1915, «Альсино», 1920). Разновидность модернизма в Ч. - имажинизм, главой которого был А. д’Альмар (1882-1950; романы «Страсть и смерть священника Деусто», 1924, «Тень дыма в зеркале», 1924, и др.).

Проза начала XX в. отразила социальные и экономические сдвиги, происшедшие в стране. Новый этап в изображении социальной действительности открыл сборник реалистических новелл «Под землёй» (1904) Б. Лильо (1867-1923). Писатель изобразил жестокую эксплуатацию шахтёров иностранными компаниями. По остроте социального протеста прозе Лильо близки драмы А. Асеведо Эрнандеса (1886-1962; «Чёрный чертополох», 1933, «Чаньярсильо», 1936, и др.). Интерес к сельской жизни и природе нашёл воплощение в произведениях так называемого креолизма, теоретические принципы которого были определены М. Латорре (1886-1955). Его проза представляет собой детально выписанную картину сельской жизни: сборник «Рассказы Мауле» (1912), роман «Сурсулита» (1920). Креолисты, как правило, избегали изображения острых социальных конфликтов: «Деревенские дни» (1916) Ф. Ганы (1867-1926), романы «Новая идиллия» (1899-1900) и «Большой дом» (1908) Л. Оррего Луко (1866-1948), сборник рассказов «Трагическая пампа» (1921) В. Д. Сильвы (1882-1960), произведения Л. Дурана (1895-1954). В творчестве д'Альмара, Барриоса, X. Эдвардса Бельо (1886-1968; романы «Вальпараисо - город ветров», 1931, «Оборванец», 1920) проявились элементы натурализма, особенно в произведения на горные темы. Реалистические тенденции углубились в произведениях X. С. Гонсалеса Веры (1897-1970; сборник повестей «Незаметные жизни», 1923). Судьба чилийского пролетариата, его борьба за свои права - в центре сочинений К. Сепульведы Лейтона (1894-1944; романы «Фабрика», 1935, «Товарищ», 1938), Г. Драго (р. 1906; роман «Медь», 1941), Н. Гусмана (1914-1964; романы «Тёмные люди», 1939, «Кровь и надежда», 1943), Д. Муньоса (р. 1903) и А. Гарафулика.

С расцветом поэзии Габриелы Мистраль (1889-1957), В. Уйдобро (1893-1948) и П. Неруды (1904-1973) литература Ч. получила мировое признание. Их творчество объединяет подлинный гуманизм, гражданский пафос, антифашистская направленность, демократизм. Глубоко лирические стихи Мистраль (сборники «Отчаяние», 1922, «Тала», 1938, «Давильня», 1954), богато насыщенные яркой фольклорной образностью, отразив индивидуальные чувства поэтессы, в то же время воссоздали психологические особенности латиноамериканцев. Уйдобро выступил теоретиком и вождём «креасьонизма» (от исп. crear - творить) - течения, близкого европейскому авангардизму. Проповедуя неограниченную свободу формального экспериментаторства, поэт противопоставлял реальной действительности воображаемый мир. Собственная художественная практика поэта была шире его программы и запечатлела многие события социальной и политической жизни («Элегия на смерть Ленина», 1924; поэма «Альтасор», 1931). Творчество Неруды (поэма «Всеобщая песнь», 1950; «Оды изначальным вещам», 1954-1957; «Сто сонетов о любви», 1960, и др.), представляющее собой неразрывный сплав интимной, философской, гражданской и политической лирики, обрело поистине эпическую масштабность. Оно вобрало в себя лучшие традиции и новейшие достижения современной мировой поэтической техники. Демократические традиции в поэзии поддерживали также А. Кручага Санта-Мария (1893-1964; «Обетованная сельва», 1920; «Облик Чили», 1955; «Хвала СССР»), П. Де Рока (1894-1968), X. Валье (р. 1900)и др.

В русле реализма развивалась проза М. Рохаса (1896-1973; романы «Сын вора», 1951, «Слаще вина», 1958, «Тени на стене», 1964), обогащая художественную технику новыми композиционными средствами. Реалистическую линию продолжают писатели разных поколений и политических убеждений. Они стремятся проанализировать сложные противоречия действительности; большинству их произведений свойствен глубокий психологизм. Д. Бельмар (р. 1906) - автор романа из жизни сельского пролетариата «Койрон» (1950). Эту тему развил М. Герреро (р. 1918) в романах «Ускользающая земля» (1954) и «След бандита» (1960). Роман «Призовая лошадь» (1957) Ф. Алегрии (р. 1918) направлен против американского образа жизни. Рабочему классу посвящены романы о шахтёрах «Человек на дороге» (1950) и «Товарищ отец» (1958) Б. Кастро (р. 1919), «Селитра» (1954) Л. Гонсалеса Сентено (1912-1962). Реалистические рассказы Ф. Колоане (р. 1910; сборники «Мыс Горн», 1941, «Огненная земля», 1956) и роман «Дорога китов» (1962) открыли суровый мир обитателей приморского края, борющихся со стихией и социальным злом. Успехи рабочего движения способствовали развитию социалистического реализма в чилийской литературе: романы писателя-коммуниста В. Тейтельбойма (р. 1916) «Сын селитры» (1952) о формировании пролетарского сознания и «Семя на песке» (1957), «Ячейка» (1958) Л. Э. Делано (р. 1907) о жизни и борьбе коммунистов за права трудящихся и демократию. Социальные конфликты нашли также отражение в прозе П. Делано (р. 1936). В прозе 50-60-х гг. заметное место занимает творчество писателей-модернистов К. Джакони (р. 1927), X. М. Вергары Прието (р. 1928), Э. Лафуркада, X. Ласо, П. Гарсии и др. Обращение к национальной действительности в романе «Коронация» (1957) X. Доносо (р. 1925) - попытка вырваться из круга модернистских концепций. В то же время поэты М. Артече (р. 1926), Э. Лин (р. 1929), Э. Баркеро (р. 1931) сохранили верность строгим формам и интерес к общественной проблематике. Классовая борьба в период правления блока Народное единство (1970-1973) отразилась в повестях Г. Атиаса (1917-1979) «…и потекли деньги» (1971) и «Против течения» (1978). В литературе этих лет заметна тяга к документальности. После военно-фашистского переворота 1973 началось преследование прогрессивных писателей и издателей. Книжный рынок наводняется псевдохудожественной конформистской литературой. Многие видные писатели продолжают литературное творчество в эмиграции, обличая фашистский режим хунты. Среди острополитических антифашистских произведений выделяется роман Тейтельбойма «Внутренняя война» (1979).

Литература:

Винниченко И. В., Черты становления национальной литературы Чили, в сборнике: Культура Чили, М., 1968;

Лозинская Н. Б., Роман и литературная критика Чили середины века, «Латинская Америка», 1972, № 4;

Мамонтов С. П., Испаноязычная литература стран Латинской Америки в XX веке, М., 1972;

Алегриа Ф., Горизонты реализма, пер. с исп., М., 1974;

Silva Castro R., Panorama literario de Chile, [S., 1961];

Mengod V., Historia de la literatura chilena, S., 1967;

Merino Reyes L., Perfil humano de la literatura chilena, S., [1967];

Montes Н., Orlandi J., Historia у antología de la literatura chilena, S., 1969.

Т. М. Виноградова.

В начало энциклопедии