Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Чили. Кино

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чили. Кино

Кадр из фильма «События на руднике Марусия».

Кадр из фильма «События на руднике Марусия».

Режиссер М. Литтин.

1976.

Чили. Кино

Рождение национального кино в Ч. относится к 1902, когда неизвестным оператором были засняты на плёнку манёвры пожарников в Сантьяго. В связи с празднованием 100-летия независимости Ч. в 1910 вышли фильмы: «Открытие трансандской чилийско-аргентинской дороги», «Достопримечательности селитряных рудников», «Открытие дворца изящных искусств» и др. В этот период в кино начали работать актёры, а впоследствии режиссёры П. Сьенна и Н. де ла Сотта. В содружестве с художником-карикатуристом X. Делано (Коке) У. Росас создал сатирический фильм «Лотерейный билет» (1914). В 20-е гг. в Ч. приехали иностранные продюсеры. Итальянский оператор С. Джамбастиани основал киностудию «Джамбастиани-фильмс», а финансовый магнат X. Фрей - студию «Ханс Фрей-фильмс». В студии Джамбастиани были созданы наиболее интересные «немые» фильмы («Колода смерти», 1916, режиссеры Сьенна и Делано; «Агония араукана», режиссер Г. Буссениус, и Человек из стали», режиссер Сьенна, оба - 1917).

Развитию направления критического реализма способствовало творчество режиссера Сьенны, создавшего фильмы на острые социальные темы, отмеченные гуманизмом: «Паяцы уходят» (1921), «Рывок расы» (1922), «Крик в море» (1924), «Гусар смерти» (1925, в основу фильма легли подлинные события из истории борьбы за национальную независимость). Те же темы развивал режиссер Сотта: «Ласточка» (1924), «Молодость, любовь и грех» (1926). Разоблачению социальной несправедливости посвящены фильмы М. Дерваля «Почему совершила преступление эта женщина?» (1924) и Делано «Клянусь больше не любить» 1924), «Свет и тень» (1926), «Улица мечты» (1929) и др.

В конце 20-х гг. в чилийском кинематографии господствовали американские кинопромышленники, демонстрировались фильмы, ввозимые из США. В 1934 режиссер Делано создал первый национальный звуковой фильм «Север и юг». В 1934-1938 выпускались в основном короткометражные документальные и хроникальные фильмы. Исключением явились социально-политические комедии режиссера Делано «Девушка из Крильона» (1941) и «Таков Голливуд» (1944). В 1950-1960-е гг. в чилийском кино наступил спад, было выпущено 13 полнометражных фильмов (5 из них поставлены иностранными режиссёрами).

Новый этап начался с конца 50-х гг. При Католическом университете Ч. в г. Сантьяго открылся Киноинститут (1958), выпускавший специализированные документальные фильмы (например, «Тело и кровь», 1962, режиссер Р. Санчес, о таинствах религиозных обрядов). В 1960 при Чилийском университете были созданы отдел Экспериментального кино и Синематека. Молодые деятели отдела обратились к политическим событиям, социальной тематике: «Путешествие в Сантьяго» (1960), «Пусть собаки лают» (1961), «Возвращение к молчанию» (1966, режиссер Н. Крамаренко).

По инициативе отдела Экспериментального кино в 1962 в г. Винья-дель-Мар открылся киноклуб, который в 1967 провёл первый фестиваль любительских фильмов. Фестиваль превратился в крупнейший смотр политического и революционного кино всей Латинской Америки. На фестивале в Винья-дель-Мар выдвинулись талантливые документалисты А. Ковасевич («Умереть нетрудно», 1966, о жизни рабочего пригорода), Л. Берналь, Э. Кампос Мендес, Л. Кастедо («Озеро Риньиуэ», о трагедии затонувшей деревушки). Значительными по социальной проблематике и художественным свойствам явились фильмы «Шакал из Науэльторо» (1968, режиссер М. Литтина) и «Три грустных тигра» (1968, режиссер Р. Руиса), «Кровавая селитра» (1969, режиссер Э. Сото), «Дом, в котором мы живём» (1970, режиссер П. Каулен), «Вальпараисо, любовь моя» (1970, режиссер А. Франсия).

С приходом к власти правительства Народного единства киностудия «Чиле-фильмс» (основана в 1942) была национализирована, её возглавил молодой режиссер М. Литтин. В 1971 был принят документ «Кинематографисты и правительство Народного единства. Политический документ», который призывал к созданию подлинно национального революц. кино. За 3 года были созданы 12 полнометражных художественных и 4 полнометражные документальные ленты, около 150 короткометражных (9 полнометражных фильмов было снято иностранными режиссёрами, из них 5 совместных постановок). Широкое распространение получил дидактический кинематограф. Наиболее значительные ленты того периода: «Земля обетованная» и «Товарищ Президент» (режиссер Литтин), «Первый год» (режиссер П. Гусман), «Одной молитвы мало» (режиссер А. Франсия), «Благотворитель» (режиссер Б. Гебель) и др. Руководство «Чиле-фильмс» наладило регулярный выпуск узкоплёночных лент «Национальные новости» (группу возглавлял Э. Лабарка), в которых рассказывалось о социально-экономических мероприятиях правительства Народного единства. Впервые на экранах Ч. появились фильмы производства социалистических стран, в том числе Кубы. Правительство национализировало часть кинотеатров.

В первые дни военно-фашистского переворота в сентябре 1973 студия «Чиле-фильмс» была разгромлена, сожжены киноархив и ленты, снятые при правительстве Народного единства, более 100 кинематографистов пропали без вести. После фашистского переворота в Ч. снят лишь один полнометражный художественный фильм. Лента «Тысяча дней правительства Народного единства», начатая в 1974, закончена не была. Был распущен профсоюз работников кино и одновременно созданы такие организации, как «Ассоциация чилийских кинопромышленников», «Чилийский прокат», «Палата по экспорту фильмов», захватившие кинорынок и прокат. Тем не менее прогрессивное чилийское кино существует. Режиссер Литтин снял в эмиграции на Кубе и в Мексике фильмы, завоевавшие мировую известность: «События на руднике Марусия» (1976), «Превратности метода» (1978), «Вдова Монтьель» (1979, по повести Г. Гарсии Маркеса). Режиссер П. Гусман закончил на Кубе монументальную трилогию «Битва за Чили» (1975-1978), а также документальную ленту «Государственный переворот»; С. Аларкон снял в СССР ленты «Ночь над Чили» (1977) и «Санта Эсперанса» (1980). Среди других деятелей, успешно работающих в эмиграции, - К. Сапиайн, П. Часкель.

Литература:

Новикова Л. С., Из истории чилийского кино, в сборнике: Культура Чили, М., 1968;

Godoy Quezada M., Historia del cine chileno, 1902-1966, S., 1966;

Gómez A., Problemas del cine chileno, S., 1966;

Guzman P., Sempere P., Chile: el cine contra el fascismo, Valencia, 1977.

Л. С. Новикова.

В начало энциклопедии