Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Чили. Драматический театр

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чили. Драматический театр

Чили. Драматический театр

Истоки театрального искусства Ч. в обрядах, культовых церемониях местного населения. В XVII-XVIII вв. иезуитами устраивались представления на религиозные сюжеты с включением элементов фольклора; учащиеся, ремесленники разыгрывали комедии, часто ими же сочинённые («Чилийский Геркулес»). В конце XVIII в. во временном театре давала спектакли первая постоянная труппа X. Рубио в честь святых и вельмож, ставила испанские пьесы. Первый публичный театр с национальной труппой Олаэса открыли в 1802 в Сантьяго. Здесь ставили испанские, а также популярные пьесы основоположника национальной драматургии X. Эганьи: «Долг побеждает любовь», «Магический квадрат Пифагора» и др. Среди актёров труппы были Н. Брито и X. Моралес. В 1815 в Сантьяго построили крытый театр «Колисео», в 1820 - так называемый Главный театр (показывали древнегреческие пьесы, а также аргентинских и чилийских драматургов). Руководитель труппы Латорре стал первым педагогом актёрского мастерства. В 1842 пьесой «Любовь поэта» А. Бельо открылся театр Чилийского университета (с 1857 - «Театро мунисипаль»). В XIX в. театры (в том числе и частные) были созданы во многих городах страны. Значительный вклад в развитие чилийского сценического искусства внесли известные: зарубежные актёры и режиссёры: К. Агилар, Л. А. Моранте, X. А. Касагуберта, Ф. Касерес, X. Монтеро, Е. Вила и др. Во 2-й половине XIX в. чилийский театр обратился к произведениям драматургов-костумбристов (см. Костумбризм), в том числе Д. Барроса Греса «Как в Сантьяго?» (1875), «Рыбак рыбака видит издалёка» (1879), «Репетиция комедии» (1889) и др. В 1871 драматурги и актёры объединились в кружок любителей драмы. Однако в репертуаре театров преобладали произведения испанских авторов. Сдвиг наметился в начале XX в., когда появились серьёзные пьесы В. Д. Сильвы на темы национальной жизни и психологической драмы Э. Барриоса. В 1912 возникло Общество драматургов, а в 1915 - Общество театральных актёров. Важную роль в развитии национального театра сыграл актёр и драматург К. Юрьола. В 20-х гг. образовался Синдикат театр, актёров (в 1954 слился с Обществом театральных актёров). Большое значение для формирования театра Ч. имела деятельность Национальной драматической компании (основана в 1913) и труппы Брюле-Багена (основана в 1917), в которой сотрудничали театральные деятели А. Брюле, Л. Кордова, Р. Фронтаура, Э. Пуэльма, А. Флорес и др. В репертуар театра входили пьесы классиков национальной драматургии А. Асеведо Эрнандеса, А. Мука и X. Луко Кручаги. В 30-е гг. творческая деятельность испанской актрисы М. Ксиргу внесла оживление в театральную жизнь Ч. (ввела в репертуар произведения. Ф. Гарсии Лорки и др.). Появился интерес к социальным и моральным проблемам. Возникли экспериментальные театры Чилийского университета (1941) и Католического университета Ч. (1943), деятельность которых имела значение для развития сценического искусства страны. Руководитель первого - П. де ла Барра готовил актёрские кадры, ставил произведения высокого идейно-художественного уровня. Здесь выросли актёры и режиссёры: М. Малуэнда, Р. Парада, Э. Мартрнес, Р. Сотокониль, М. Гонсалес, В. Хара и др. В 1946 группа актёров и любителей из этого театра, в том числе драматург Ф. Жоссо, образовала Независимый театр, стремившийся воплотить идеи К. С. Станиславского. В 1959 на базе Экспериментального театра Чилийского университета был создан Театральный институт. В 1955-1965 театр Католического университета Ч. гастролировал в Лиме, Мадриде, Париже, Буэнос-Айресе и Мексике. Широко известны его деятели П. Мортейру, С. Пинейро, А. Гонсалес. В 50-е гг. появились экспериментальные театры и в филиалах Чилийского университета, в г. Чильян (руководитель - режиссёр и драматург Э. Гахардо), Театральное объединение Вальпараисо (руководитель - режиссёр и драматург М. Портной), театр Консепсьонского университета. Актёры театра Консепсьонского университета У. и Э. Дювошели совместно с актрисой О. Эскамес образовали труппу «Куатро». Группа деятелей из театра Католического университета создала комедийный театр «Иктус» («Удар»). Создавались и другие театральные коллективы (например в 1960 - Общество сценического искусства, руководитель Э. Мартинес), но они быстро распадались по разным причинам. В 50-60-е гг. появились драмы социальной направленности: С. Водановича о коррупции высших государственных чиновников, об опустошённости буржуазной молодёжи («Сенатор с плохой репутацией», «Пусть собаки лают», «Виноградники» и др.); остросоциальная пьеса Ф. Жоссо «Ростовщик»; драмы Э. Вольфа о буржуазной морали («Дети страха», «Тряпичные пары», «Интервенты»); И. Агирре о жизни бедняков («Посёлок Надежда», совместно с М. Рохасом) и др. Актриса театра Католического университета А. Гонсалес к 70-м гг. образовала независимую труппу «Эль Анхель». Коллективы «Куатро», «Иктус» и «Эль Анхель» строили свой репертуар на злободневном материале. В 70-е гг. ведущие театры проявляют интерес к мировой классике. В 1971 театр Чилийского университета показал «Вишнёвый сад» А. П. Чехова (поставил уругвайский режиссер А. Ларрета). Широкое развитие получил любительский театр среди учащихся и в профсоюзах. В репертуаре пьесы Мольера, К. Гольдони, Лопе де Веги, Б. Брехта, Т. Уильямса и др. С 1969 создана Ассоциация любителей театра, активность которой усилилась при правительстве Народного единства.

После фашистского переворота многие артисты и драматурги эмигрировали, подверглись преследованиям. Театр Чилийского университета, «очищенный от нежелательных элементов» хунтой, работает под названием Национального театра. Появились небольшие частные группы. Лучшие представители театрального искусства Р. Сотокониль, А. Гонсалес, П. Мортейру, Д. Бенавенте, группа «Куатро», Р. Парада, М. Малуэнда и другие в трудных условиях продолжают прогрессивную деятельность. В Ростоке (ГДР) бывшими участниками народного театра Единого профцентра трудящихся Ч. создан театр «Лаутаро» (играют на родном языке).

Литература:

Durán Cerda J., El teatro chileno moderno, «Anales de la Universidad de Chile», 1963, № 126;

Dos generaciones del teatro chileno, S., 1963;

Escudero A. M., Apuntes sobre el teatro en Chile, 2 ed., S., 1967;

Monies H., Orlandi J., Historia у antología de la literatura chilena, 8 ed., S., 1969, p. 243-250.

Г. М. Виноградова.

В начало энциклопедии