Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Чили. Балет

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чили. Балет

Чили. Балет

Первые сведения о профессиональном балетном искусстве Ч. относятся к середине XIX в. В Сантьяго в 1857 был создан «Театро мунисипаль», где выступала итальянская опера, включавшая в спектакли балетные дивертисменты. С 1873 уже ставились и балетные представления. Приглашались европейские балерины - Дж. Энгельмайер, Б. Бьянки, Э. Лураски. В 1917-1918 в Ч. гастролировала труппа А. П. Павловой. В 1921 один из её танцовщиков, Я. Кавесский, открыл в Сантьяго первую балетную школу, работавшую до 1938. Рос интерес и к фольклорному танцу. В 1942 «Театро мунисипаль» поставил оперу-балет «Кауполикан» Р. Асеведо Рапосо, где использовались обрядовые танцы индейских племён.

В годы 2-й мировой войны в Ч. приезжали европейские танцевальные коллективы, в том числе труппа К. Йосса (Германия), солисты которой Э. Утхофф и Л. Ботка создали первую постоянную национальную группу при Институте распространения музыки Чилийского университета. Регулярные выступления труппы начались в 1945. С 1957 труппа называлась Национальный балет. Утхофф поставил балеты «Коппелия» Л. Делиба (1945), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1947), «Дон Жуан» К. В. Глюка (1950) и др. В репертуар также вошли балеты Йосса «Зелёный стол» и «Блудный сын» Ф. Коэна, «Большой город» А. Тансмана, «Юность» на музыку Г. Ф. Генделя в обработке X. Оррего Саласа. С 1967 труппу возглавляет П. Бунстер, который поставил здесь «Калаукан» К. Чавеса, «Пустой стул» Фальябельи (1968) и др.

В 1949 советские балетмейстеры Н. Гривцова и В. Сулима создали школу классического танца и труппу. Они же поставили «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Маскарад» на музыку А. И. Хачатуряна и национальный балет «Три паскуалы» Р. Асеведо. В 1959 танцовщик и хореограф О. Чинтолези сформировал при «Театро мунисипаль» труппу «Эль бальет де арте модерно» (с 1965 - Муниципальный балет; возглавлял её до 1966). Труппа основывается на классической школе. Помимо классических балетов, которые ставили европейские и американские балетмейстеры С. Лифарь, А. Томский, М. Дейл, Н. Березов, создаются спектакли, использовавшие элементы национального фольклора («Волк», «Кровавая свадьба»). Среди солистов: И. Милован, Б. Эрмансен, Э. Рей, X. Хори, Ф. Кортисо, Р. Гальегильос. С начала 60-х гг. в репертуаре чилийских трупп - балеты на латиноамериканскую тематику: «Сурасо» А. Хинастеры (1962, балетмейстер П. Бунстер), «Уличные гимнасты» X. Оррего Саласа и др. Ведущая балетная труппа начала 70-х гг. - Муниципальный балет. В 1973 в труппе было около 40 танцовщиц и танцовщиков. Среди других коллективов: мастерская танца (1968, в предместье Лас-Кондес), Балет Министерства просвещения (1969, руководители X. Бальдрич и М. Солари). Неоднократно возникали труппы национального танца: Чилийская фольклорная группа (1962), Чилийский фольклорный балет (1966) и др. Балетные труппы возникли в городах Арика, Вальдивия, Консепсьон и др. Артистов балета готовит Национальная хореографическая школа (при факультете танца Чилийского университета), функционирует школа Муниципального балета (с 1959). В 1965 при «Театро мунисипаль» организован балетный центр, в который входит Танцевальный архив им. Е. Д. Поляновой. После военно-фашистского переворота многие прогрессивные деятели балета покинули страну.

В. С. Гутерман.

В начало энциклопедии