Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Чили. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Чили. Архитектура и изобразительное искусство

Портал гостиницы Санто-Доминго в Сантьяго.

Портал гостиницы Санто-Доминго в Сантьяго.

XVIII в.

Чили. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

От древних культур на севере страны сохранились руины крепостей и поселений. В индейских селениях пустыни Атакама индейцы строили хижины из камня и кактуса, а в южных долинах - из ила и дерева. Первый чилийский город Сантьяго (основан в 1541) получил прямоугольную сетку улиц (восток-запад, север-юг) с центральной площадью Пласа де Армас, по сторонам которой возвышаются здания колониального периода - собор (1541-1619; новое здание - 1780-1799, архитектор X. Тоэска-и-Ричи, 1745-1799) и ратуша (кабильдо; 1775-1807, архитекторы X. Тоэска-и-Ричи, М. де Хара Кемада). Большая часть одноэтажных зданий XVI-XVIII вв. (с двориками-патио, порталами и узорными металлическими решётками на окнах) была разрушена землетрясениями и пожарами. В Сантьяго сохранились церкви Сан-Франсиско (1572-1618), Санто-Доминго (XVII-XVIII вв.). Дворец Ла-Монеда (1780-1805, архитектор X. Тоэска-и-Ричи, А. Кабальеро) - характерный пример классицизма.

После освобождения от колониальной зависимости приобрела влияние французская архитектурно-художественная школа. В 1841-1853 был составлен проект реконструкции Сантьяго, в 1850 архитектор К. Ф. Брюне де Бен (1788-1855) основал первую национальную архитектурную школу при Чилийском университете в г. Сантьяго и построил там же «Театро мунисипаль» (1853), пассаж Мак-Клюр с аркадами, окружающими Пласа де Армас. Итальянский архитектор Э. Келли (1830-1890) руководил перестройкой «Театро мунисипаль» (1873) и строительством церквей, вместе с Л. Эно (1790-1880); построил в Сантьяго здание Национального конгресса (1876).

Во 2-й половине XIX в. появляются работы представителей чилийской архитектурной школы. Среди первых национальных архитекторов: X. Гандарильяс (1810-1853), М. Альдунате (1815-1900), построивший здание Консистории и полицейские казармы в Вальпараисо (1867-1879); Ф. Вивасета (1829-1890), окончивший здание Чилийского университета (1854-1874, начато Л. Эно), автор церкви Эль Кармен Альте (1865) и колокольни церкви Сан-Франсиско (1860) в Сантьяго; Р. Браун (1847-1885), построивший музей в Вальпараисо, Центральный почтамт и галерею «Сан-Карлос» (1870 в Сантьяго. В конце XIX в. в архитектуре, главным образом в строительстве отелей и частных домов, проявился эклектизм, а в начале XX в. распространение получил стиль «модерн».

С 20-х гг. развивается архитектурное направление, освободившееся от иностранных влияний, связанное с традициями народной архитектуры. Значительным вкладом в национальное градостроительство была реконструкция центра Сантьяго (1938-1942). Монументальные общественные здания, возведённые по периметру площади Пласа де Армас, создали новую градостроительную основу центра столицы. Начиная с 50-х гг. внимание уделяется комплексному строительству жилых районов в предместьях Сантьяго, в Арике, Антофагасте и др. (архитекторы К. Брешани, Г. Вальдес, Ф. Кастильо, К. Гарсия Увдобро).

Для 60-х - начала 70-х гг. характерна ориентация на реконструкцию старых городских центров и строительство высотных зданий (проект реконструкции 4 районов Сантьяго, 1965-1969, архитектор Г. Сен-Жан и др.); одновременно разрабатываются конструкции, которые позволяют возводить здания до 20 этажей и выше, способные противостоять землетрясениям. Пример сейсмоустойчивого здания - фабрика, построенная в Сантьяго в 1962-1963 архитектором Э. Дуартом (р. 1917) и Л. Митровицем. Монолитная бетонная решётка фасада обеспечивает жёсткость продольных стен, являясь в то же время солнцезащитным устройством. К образцам современной архитектуры относятся жилой комплекс «Гонсалес Кортес» (1960-1963, архитекторы С. Гонсалес, Э. и Х. Мардонес, X. Поблете), комплекс Государственного технического университета (1962-1965, архитекторы К. Брешани, Г. Вальдес, Ф. Кастильо, К. Гарсия Уйдобро), отели «Каррера» и «Портильо» (архитекторы X. Смит Миллер, М. Лира), Школа права (архитектор X. Мартинес), здание экономических комиссий ООН для Латинской Америки (ЭКЛА, 1960-1966, архитектор Э. Дуарт) в Сантьяго. При правительстве Народного единства (1970-1973) началось строительство дешёвых жилищ для трудящихся. После военно-фашистского переворота 1973 в изобилии строятся небоскрёбы иностранных компаний.

Г. Б. Лозинская.

Изобразительное искусство.

В Ч. сохранились остатки древних индейских культур, в том числе атакамской (на севере) и арауканской (на юге): керамические изделия, орнаментированные геометрическими рисунками и изображениями животных. В Сан-Педро-де-Атакама найдены наскальные рисунки. На о. Пасхи сохранились гигантские каменные изваяния, древняя деревянная утварь.

В колониальный период преобладала религиозная живопись. В 1-й половине XIX в. в Ч. работают главным образом иностранные мастера: Р. О. К. Монвуазен, И. М. Ругендас, Ч. Вуд (1793-1856) и др. В 1849 организуется Школа изящных искусств в Сантьяго. Среди первых чилийских художников наиболее известны портретисты Ф. Х. Мандьола (1820-1900), А. Гана (1823-1846). Во 2-й половине XIX в. выдающиеся чилийские художники П. Лира, М. А. Каро (1833-1903), К. Сан-Мартин (1850-1905), А. Валенсуэла Пуэльма (1856-1909) и другие заложили основы национальной пейзажной и исторической живописи, сочетая в своём творчестве принципы академического романтизма и классицизма с чертами реализма. Известные мастера конца XIX-начала XX вв. А. Валенсуэла Льянос (1869-1925) и X. Ф. Гонсалес (1853-1933) работали под сильным влиянием импрессионизма, получившего развитие в чилийском искусстве 10-х гг. XX в. Из основанной испанским художником Ф. Альваресом де Сотомайором (1875-1960) группы «Столетие» (1910-1913) вышли многие видные чилийские живописцы: А. Гордон (1883-1945), Э. Пласа (1892-1947), П. Бурчард (1873-1960) и др.

В 1927-1930 существовала группа «Монпарнас», с которой связано распространение в Ч. модернистских течений: сюрреализма (Р. Матта), кубизма (К. Мори, р. 1896), абстракционизма (Н. Антунес, р. 1918; Э. Саньярту, р. 1921). В этот же период возникает новое национальное реалистическое искусство. Отразили жизнь народа в своих произведениях график К. Эрмосилья Альварес и живописец М. Бонта (р. 1898). Их творчество и революционное искусство Мексики оказали влияние на последующее поколение художников, среди которых выделяются живописец и график X. Вентурельи, монументалист П. Лобос (р. 1918), художница К. Сереседа (р. 1927), монументалист и график X. Эскамес.

Одним из первых известных скульпторов Ч. был А. Сантелисес (1734-1818). В XIX-начале XX вв. в скульптуре Ч. преобладал академизм. Реалистические тенденции получили развитие в творчестве Н. Пласы (1844-1918) и особенно в работах В. Ариаса (1855-1941). В середине XX в. в чилийской скульптуре возрождаются монументальные и экспрессивные формы искусства Древней Америки (Л. Домингес, 1901-1963; С. Роман Рохас, р. 1907; М. Т. Пинто, р. 1910), распространяются и модернистские течения (X. Перотти, 1898-1956, М. Кольвин, р. 1917).

При правительстве Народного единства (1970-1973) возникли многочисленные бригады стенной живописи, покрывшие страну росписями, посвящёнными жизни, истории и революционной борьбе народа. Небывалый расцвет народного творчества был разрушен военно-фашистским переворотом 1973, но его традиции продолжаются прогрессивными художниками Ч. в эмиграции.

Литература:

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Перальта Т., О чилийском изобразительном искусстве, в сборнике: Культура Чили, М., 1968;

Рикельме Ф., Монтесинос Э., Агирре С., Архитектура Чили, там же;

Иванов И. В., Современная чилийская графика, там же;

Кантор А., Искусство продолжает борьбу, «Творчество», 1980, № 11;

Secchi E., Arquitectura en Santiago, siglo XVII a siglo XIX, S., 1941;

Carvacho V., Exposición de pintura у escultura chilenos contemporáneos, B. Aires, 1955;

Romera A. R., Historia de la pintura chilena, S., 1960;

Kunst und Kultur des demokratischen Chile, [Fischerhude, 1977].

Г. Е. Клеченов.

Э. Келли. Муниципальный театр в Сантьяго.

Э. Келли.

Муниципальный театр в Сантьяго.

1873.

Х. Вентурельи. «Безземельный крестьянин».

Х. Вентурельи.

«Безземельный крестьянин».

Литография.

Расписной сосуд из красной глины.

Расписной сосуд из красной глины.

Арика (провинция Тарапака).

1250—1500.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Двухцветная корзинка. Культура диагитов.

Двухцветная корзинка. 1400—1500.

Культура диагитов.

Ласана (провинция Атакама).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Каменные изваяния на острове Пасхи.

Каменные изваяния на острове Пасхи.

Церковь в Паринакоте.

Церковь в Паринакоте (провинция Тарапака).

XVIII в.

Х. Кабальеро. «Будни».

Х. Кабальеро.

«Будни».

Церковь Сан-Франсиско в Сантьяго.

Церковь Сан-Франсиско в Сантьяго.

1572—1618.

Колокольня — 1860, архитектор Ф. Вивасета.

В начало энциклопедии