Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Христианско-Демократическая организация Америки

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Христианско-Демократическая организация Америки

Христиа́нско-Демократи́ческая организа́ция Аме́рики (Organizatión Demócrata Cristiana de América — ОДКА), объединение христианско-демократических партий и движений латиноамериканских стран, созданное в 1949 на втором конгрессе ОДКА в Монтевидео. С 1964 входит во Всемирный христианско-демократический союз.

Высший орган — конгресс ОДКА, созываемый один раз в три года; в нём участвуют члены Совета ОДКА, делегации партий — членов ОДКА и примыкающих организаций. Конгресс избирает исполнительный орган — Постоянный секретариат (с 1955), председателя Совета и генерального секретаря ОДКА. Местопребывание секретариата определяется конгрессом; в 1981 он находился в Каракасе, председатель Совета ОДКА — X. К. Веласко (Чили), генеральный секретарь — А. Кальвани (Венесуэла).

На конгрессах рассматриваются важнейшие проблемы христианско-демократического движения в Латинской Америке. Второй конгресс, помимо организационного оформления ОДКА, занимался определением задач христианской демократии. Седьмой конгресс (Сан-Хосе, 1969) был посвящён перспективам становления «коммунитарного общества» Латинской Америки и, в частности, проблеме участия трудящихся в управлении предприятиями.

Лидеры христианской демократии провозглашают целью движения утверждение политической, экономической и культурной демократии, построенной на принципах христианского (интегрального) внеклассового гуманизма. Согласно теориям идеологов христианско-демократического движения, социальная справедливость и равенство будут осуществлены в «коммунитарном обществе». Построить «коммунитарное общество» христианские демократы рассчитывают путём «революции в условиях свободы», предпочтительно мирными средствами — благодаря классовому сотрудничеству. Главная роль в этой «революции» отводится христианско-демократической партии.

Участие в ряде стран Латинской Америки христианских демократов в правительствах (в Чили в 1937, 1945—46, Венесуэле в 1958—64, Перу в 1963—67, Эквадоре с 1980) или пребывание их у власти (в Чили в 1964—70, в Венесуэле в 1969—74, с 1979) показали, что «революция в условиях свободы» на практике сводится к серии социально-экономических реформ, ведущих к развитию государственно-монополистического капитализма в этих странах при сохранении в экономике ключевых позиций иностранного капитала и к экономической интеграции стран Латинской Америки под эгидой монополий США. Ставка США на реакционные военные и военно-фашистские режимы привела к усилению националистических настроений в рядах христианско-демократических партий, к стремлению расширить внешнеэкономические связи латиноамериканских государств (с социалистическими странами и с молодыми государствами Азии и Африки).

В ряде стран правое руководство христианско-демократических партий по существу способствовало осуществлению военно-фашистских переворотов. Однако впоследствии оно было вынуждено стать в оппозицию к этим режимам, что повлекло за собой репрессии по отношению к христианско-демократическим партиям (например, в Чили). Христианские демократы Парагвая и Уругвая выступают совместно с другими демократическими силами этих стран против тиранических режимов.

В христианской демократии Латинской Америки в начале 1980-х гг. стало оформляться проимпериалистическое течение, финансируемое за счёт международного Фонда им. Ханса Зайделя, сотрудничающее с военно-фашистскими и другими тираническими режимами, используемое США в целях сколачивания южноамериканских и центрально-американских военно-политических блоков, связанных с НАТО. Представители этого течения вступили в антинародную террористическую хунту в Сальвадоре. Правохристианские лидеры ведут клеветническую антикубинскую кампанию. Левое крыло, связанное с полупролетарскими массами города и крестьянством, выдвигает требования революционных преобразований в интересах трудящихся, создания «коммунитарного» сектора в экономике и перехода на некапиталистический путь развития. Так, в Чили из состава христианско-демократических партий вышли левые группировки, образовавшие партии Движение единого народного действия (МАПУ, 1969), Левое христианское движение, входившие в блок Народное единство. В Никарагуа Народная социал-христианская партия (основана в 1976) участвует в Патриотическом фронте, Народное социал-христианское движение Сальвадора (основано в 1980) — в Революционно-демократическом фронте страны. Левые течения приняли участие в первой международной христианской конференции солидарности с народом Сальвадора (Мехико, октябрь 1980).

С. И. Семёнов.

В начало энциклопедии