Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Колумбия. Музыка

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Колумбия. Музыка

Колумбия. Музыка

Креольская музыка К. в ладовой, гармоничной, метроритмичной структуре и в традиционных песенных формах сохраняет ясно выраженные исполнительские корни. Её основа песенно-танцевальные жанры: бамбуко, торбельино, пасильо, гуабина, хоропо. Господствуют струнные щипковые музыкальные инструменты: типле, бандола (тип испанской бандуррии), рекинто, а также испанская 6-струнная гитара. В ряде внутренних районов на востоке и юго-востоке страны распространена индейская музыка, для которой типичны пентатонный строй, неразрывное единство пения, танца и инструментального сопровождения, тесная связь музыки с ритуальными обрядами. Музыкальные инструменты индейцев: тростниковые флейты, многоствольные флейты Пана (см. Антара), трубы фотуто, различные барабаны (в том числе гигантские сигнальные барабаны-ксилофоны магуаре индейцев уитото), многочисленные погремушки и др. В музыкальном фольклоре Атлантического и отчасти Тихоокеанского побережий, а также департаменте Антьокия существенное место занимает музыка африканского происхождения, которая отличается подчёркнутой двухдольностью, остросинкопированными ритмами, полиритмией. Она представлена разнообразными песенно-танцевальными жанрами - порро, меренге, румба; из музыкальных инструментов помимо ударно-шумовых популярна маримба.

На протяжении XVI - большей части XVIII вв. единственной сферой профессиональной музыкальной деятельности была церковь. В числе первых музыкантов - X. Перес Матерано из Картахены, X. Уртадо из Фонтибона, капельмейстеры кафедрального собора Санта-Фе де Богота Г. Гарсия Сорро и Г. де Таусте, итальянский иезуит X. Дадей, основавший в Боготе музыкальную школу для подготовки миссионеров. Расцвет церковной музыки относится к первой половине XVIII в. и связан с именем крупнейшего колумбийского композитора колониальной эпохи X. Эрреры-и-Чумасеро, который создал большое число культовых сочинений. Его ученик X. де Д. Торрес также был церковным композитором.

Становление светской профессиональной музыки относится к концу XVIII в. В 1784 музыкант П. Каррикарте организовал в Боготе первый духовой оркестр, выступавший с публичными концертами. После завоевания независимости (1819) активизировалась концертная жизнь, были открыты музыкальные школы (в Боготе и др. городах), созданы музыкальные общества. Начиная с конца 1840-х гг. в К. постоянно гастролировали итальянские оперные труппы. В 1846 музыкант-просветитель Э. Прайс основал в Боготе Филармоническое общество, в 1882 его сын X. Прайс - Национальную академию музыки (реорганизована в Национальную консерваторию, 1910).

Среди колумбийских композиторов XIX в. - X. А. де Веласко, автор патриотических песен; Н. Кеведо Рачадель, организатор концертов «Квартеты Кеведо»; Х. Х. Гуарин; X. Кеведо Арвело, писавший в основном культовую музыку; Д. Фальон; О. Синдичи, создатель Национального гимна К.; X. М. Понсе де Леон, автор первых поставленных на сцене национальных оперет («Эстер», 1874; «Флоринда», 1880). Из композиторов второй половины XIX - начале XX вв. выделяется группа авторов креольской ориентации, писавших популярную музыку народного характера: П. Моралес Пино, Э. Мурильо, Л. Кальво, А. Кастилья. Крупнейший колумбийский композитор, творчество которого получило известность за пределами К., - Г. Урибе Ольгин.

В XX в. выдвинулись композиторы А. Мартинес Монтоя, автор «Колумбийской рапсодии» на темы народных песен; С. Сифуэнтес, которому принадлежат сарсуэлы, симфония, оркестровые и камерные сочинения; А. М. Валенсия, автор оркестровой и камерной музыки, отмеченной ярким национальным колоритом («Инкская эклога», «Кауканские впечатления», «Свирель и бамбуко»); X. Бермудес Сильва, чьё творчество также тесно связано с народным искусством (симфония на народные колумбийские темы, симфоническая поэма «Торбельино»); X. Росо Контрерас, автор оркестровой сюиты «Колумбийская земля»; К. Посада Амадор, Р. Пинеда, Л. А. Эскобар. Среди колумбийских музыкальных деятелей: дирижёры - Г. Эспиноса Грау (в 1936 основал Национальный симфонический оркестр), М. А. Руэда, Д. Самудио; пианисты - Т. Танко де Эррера, Ф. Корралес, Л. Перес, О. Буэнавентура; скрипачки - С. Паэс Гонсалес, сестры Р. и М. де ла Пас Гарсия, Б. Боливар; гитарист К. А. Диас; музыковеды - Э. де Лима, X. И. Пердомо Эскобар (автор монографии «История музыки Колумбии»).

Центром музыкальной жизни является Богота, где ставит спектакли оперный театр, функционируют Национальная консерватория, Национальный симфонический оркестр, Национальный духовой оркестр, хореографическая труппа «фольклорный балет», Научно-исследовательский центр по изучению фольклора и др. музыкальные организации. Консерватории имеются также в гг. Кали, Ибаге, Барранкилья, Попаян, музыкальные школы и институты - в городах Картахена, Барранкилья, Сайта-Марта, Медельин. Большую работу по пропаганде классической и национальной музыки ведут радио и многочисленные вокально-инструментальные ансамбли, исполняющие народную и авторскую популярную музыку.

Литература:

Струйский П. А., Национальная музыкальная культура, в сборнике: Культура Колумбии, М., 1974;

Uribe Holguín G., Vida de un músico colombiano, Bog., 1941;

Lima E. de, Folklore colombiano, Barranquilla, 1942;

Perdomo Escobar J. I., Historia de la música en Colombia, 4 ed., Bog., 1975.

В начало энциклопедии