Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Уругвай. Музыка

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Уругвай. Музыка

Уругвай. Музыка

Уругвайская народная музыка в силу особенностей исторического развития страны имеет много общего с аргентинской. Музыкальное искусство коренного населения У. (индейцев) постепенно исчезло. Хранителями национального фольклора были странствующие певцы - паядоры, исполнявшие романтические баллады и любовные песни под аккомпанемент гитары. Распространённые песенные жанры - тристе, милонга, эстило; танцевальные - перикон, являющийся национальным танцем У., сьелито, монтонеро, танго. В первой половине XIX в. возникли патриотические песни, вызванные к жизни Войной за независимость испанских колоний в Америке 1810-26.

Профессиональная музыка, в значительной степени связанная с музыкальным искусством Италии и Испании, начала развиваться сравнительно поздно. В 1793 был открыт первый театр - Дом комедии (в Монтевидео), репертуар которого включал небольшие мелодрамы и комедийные пьесы с песнями и музыкой в духе испанских тонадилий. После образования самостоятельного государства (1830) возникли предпосылки для становления музыкальной культуры. Однако главенствующая роль в музыкальной жизни страны принадлежала иностранцам (с 1830 проходили спектакли итальянской оперной труппы). Большое место в городском быту занимала церковная музыка, а также салонное музицирование (исполнение на гитаре, фортепиано, арфе менуэтов, гавотов, паспье и др.).

Среди уругвайских композиторов XIX в. - Ф. Х. Дебали (венгр по национальности; автор национального гимна), Д. Коста, Л. Самбусети (автор первой уругвайской симфонии), Л. Рибейро. Многих композиторов, работавших в области фортепьянной музыки, воспитал австрийский пианист З. Тальберг, живший некоторое время в Ла-Плате. В начале XX в. складывается национальная композиторская школа, одним из основоположников которой является Э. Фабини. Это направление представляют композиторы А. Брокуа (автор первых национальных опер - «Табаре», 1910, «Крест господень», 1918, а также многочисленных обработок уругвайских народных песен), К. Педрель, В. Асконе, К. Эстрада (основатель камерного оркестра, 1936), А. Сорьяно.

Большое значение для развития музыкальной жизни У. имела деятельность музыковеда Ф. К. Ланге - директора Межамериканского института музыковедения (с 1938 - в Боготе) и Межамериканского музыкального издательства в Монтевидео, автора многих работ по истории латиноамериканской музыки; под его редакцией вышли 6 томов «Латиноамериканского музыкального бюллетеня» (1935-46). Ценным вкладом в изучение музыкальной культуры У. являются труды Л. Аестарана.

Культурная жизнь У. сосредоточивается главным образом в Монтевидео. К началу XX в. здесь было 15 театров, в большинстве которых ставились музыкальные спектакли (часто испанские сарсуэлы), несколько консерваторий (типа училищ), в 1907 основан Муниципальный духовой оркестр, в 1913 - Национальная ассоциация камерной музыки, в 1920 - Национальная ассоциация симфонических оркестров. Развитию музыкальной культуры способствовало создание в 1929 Государственной службы радиопередачи публичных концертов (ныне Государственная служба радиовещания и телевидения - SODRE), включавшей солистов, симфонический оркестр, хор, танцевальную группу, камерные ансамбли и др. В 30-50-х гг. большое внимание уделялось хоровому делу. Возникли многие коллективы - хоры SODRE, «Монтевидео», «Гуарда и Паса» и др.; проводятся национальные хоровые фестивали (с 1953). Улучшается музыкальное образование: создана система городских музыкальных школ, в Монтевидео открыта Национальная консерватория (1954).

Среди современных музыкантов - композитор и дирижёр Э. Тосар (с 1969 возглавляет симфонический оркестр), композитор П. Ипуче Рива, дирижёр X. Протаси, пианисты У. Бальсо и Н. Мариньо, певица В. Кастро, гитарист X. М. Оянгурен.

Литература:

Ayestarán L., Fuentes para el estudio de la música colonial uruguaya, Mont., 1947;

его же, La música en el Uruguay, Mont., 1953.

В начало энциклопедии