Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство

К. Цукки, Ф. Х. Гармендия. Театр «Солис» в Монтевидео.

К. Цукки, Ф. Х. Гармендия.

Театр «Солис» в Монтевидео.

1841—56.

Боковые крылья  — 1869—74, архитертор В. Рабю.

Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

Территория У. в течение длительного времени была мало обжитой. В 1726 основана крепость Монтевидео (как форпост у входа в эстуарий Ла-Плата), в 1737 - Сан-Мигель. Фортификации и план будущего г. Монтевидео с центральной площадью Пласа Майор и начертанием основных улиц разработаны инженером Д. Петраркой. Город развивался первоначально на укреплённой территории, лишь в 1829 строения Монтевидео вышли за пределы крепостных стен. Первые архитектурные работы связаны со стилем классицизма: собор (1790-1804), построенные архитектором Т. Торибьо городская управа (кабильдо; 1804-08), капелла госпиталя Сан-Хосе (1798-1807, все - в Монтевидео), приходская церковь (1808, перестроена в 1836-41) в г. Колония-дель-Сакраменто. После завоевания национальной независимости классицизм сменили влияния европейской эклектической архитектуры. Наиболее известны работы (все - в Монтевидео) итальянских архитекторов: К. Цукки (здания на Пласа де ла Индепенденсия, 1837; театр «Солис», 1841-56, К. Цукки и Ф. Х. Гармендия, окончен В. Рабю в 1874), Б. Пончини (госпиталь Каридад, 1859), П. Фоссати (итальянский госпиталь, 1853); французский архитектор В. Рабю (Коммерческая биржа, 1867, жилые дома). С 1870 начинают работать уругвайские архитекторы и среди них И. Педральбес (вилла А. Берро, ныне посольство Аргентины, 1880). Впервые проектируется экономичное жильё (район Баррио-Вилья, 1889). В конце XIX в. появляются здания из стекла и металла (Центральный вокзал в Монтевидео, 1897, итальянский архитектор Л. Андреони). В первой четверти XX в. продолжает развиваться главным образом Монтевидео. Расширяется уличная сеть, строятся южная набережная, новый порт, парк Альядос (ныне Батлье-и-Ордоньес), появляются первые небоскрёбы - здание Сальво (1923-28, архитектор М. А. Гори и др.), крупные общественные здания. В 30-е гг. значительно влияние рационалистических тенденций в работах уругвайских архитекторов М. Кравотто (Муниципалитет, 1929-30), К. Суррако (Клинический госпиталь, 1930-31), X. Виламахо (дом Виламахо, 1930, инженерно-геодезический факультет Университета Республики, 1938), Ф. Сири и М. Муккинельи (архитектурный факультет Университета Республики, 1946). В этот период ведётся строительство многоэтажных жилых и общественных зданий в Монтевидео - в районах Поситос, Бусео и др., которое изменяет вид города. С 50-х гг. развивается органическая архитектура, для которой характерны поиски пластических и конструктивных элементов - виллы в Пунта-Бальена (1940-1950-е гг., архитектор А. Бонет), дом Пайсе Рейсе в Карраско в Монтевидео (1955, архитектор М. Пайсе Рейес), церковь в Атлантиде (1959, архитектор А. Дьесте, р. 1917). В 1960-х гг. внимание архитекторов обращено на организацию пространства, на новые конструктивные решения: здание в Монтевидео (1960, архитектор А. Дьесте), дома в Пунта-дель-Эсте (1960, архитекторы Э. Катценштейн, X. Сольсона), филиал Республиканского банка в Пунта-дель-Эсте (1960, архитектор X. М. Рейес), колумбарий Северного кладбища в Монтевидео (1961, архитектор Н. Баярдо). Под руководством архитектора К. Гомеса Гавассо осуществлялся план развития Монтевидео.

Изобразительное искусство.

От древнего искусства индейцев чарруа сохранились антропоморфные и зооморфные камни, керамика, от колониального периода - кожаные и серебряные изделия гаучо. В первой половине XIX в. в У. начали работать художники, приехавшие из Европы. Рождение национальной школы связано с творчеством X. М. Бланеса, создавшего во второй половине XIX в. поэтические народные образы в исторических картинах и особенно в сценах из жизни гаучо. В конце XIX - начале XX вв. реалистическая живопись У. обогащается опытом европейских школ - пейзажи П. Бланеса Виале (1879-1926), портреты К. Ф. Саэса (1878-1901), жанрово-пейзажные композиции П. Фигари, исторические картины К. М. Эрреры (1875-1914). Начало скульптурной школе У. положил X. М. Феррари (1874-1916), сочетавший романтический пафос с тяготением к реалистической достоверности образов. В монументальной скульптуре и портретах А. Пены (1894-1947), X. Л. Соррильи де Сан-Мартина (р. 1891), X. Бельони, Б. Мичелены (1888-1963) разнообразно использованы традиции X. М. Феррари и опыт европейской скульптуры начала XX в. Живописцы Р. Перес Баррадас (1890-1929) и X. Кунео Перинетти (р. 1887) принесли в уругвайское искусство принципы кубизма, футуризма, экспрессионизма. В 1930-х гг. вокруг X. Торреса Гарсии начали группироваться сторонники абстрактного искусства, широко распространившегося в У. Вместе с тем с 30-х гг. XX в. под влиянием передового искусства Мексики и Бразилии сформировалось направление социального реализма: живописцы и графики Л. Массей, Н. Бердия (р. 1900), X. Эчаве (р. 1921). В 50-х гг. XX в. прогрессивные художники У., объединившиеся в Клубе гравюры (Г. Родригес, 1889-1959; А. Эрнандес, р. 1922; Л. Гонсалес), повели борьбу за широкое отражение в искусстве народной жизни, её драматических социальных аспектов. Крупный современный уругвайский скульптор - А. Гонсалес. В 1957 основана Национальная школа изящных искусств.

Литература:

Эрнандес А., Из истории живописи Уругвая, «Искусство», 1960, № 10;

Giuria J., La arquitectura en el Uruguay, v. 1-4, Mont., 1955-58;

Argul J. P., Las artes plásticas del Uruguay, Mont., 1966.

А. М. Кантор.

Э. Дьесте. Церковь в г. Атлантида.

Э. Дьесте.

Церковь в г. Атлантида.

1959.

Х. Торрес Гарсия. Композиция.

Х. Торрес Гарсия.

Композиция.

Картон.

1941.

Здание архитектурного факультета Университета Республики в Монтевидео.

Здание архитектурного факультета Университета Республики в Монтевидео.

Церковь Сан-Фернандо в Мальдонадо.

Церковь Сан-Фернандо в Мальдонадо.

1801—95.

К. Суракко. Клинический госпиталь в Монтевидео.

К. Суракко.

Клинический госпиталь в Монтевидео.

1930—31.

Отель «Карраско» в Монтевидео.

Отель «Карраско» в Монтевидео.

Первая четверть XX в.

Вид части г. Монтевидео.

Вид части г. Монтевидео.

Х. Торрес Гарсия. Композиция.

Х. Торрес Гарсия.

Композиция.

1941.

П. Фигари. «Рынок».

П. Фигари.

«Рынок».

Музей современного искусства Латинской Америки.

Вашингтон.

В начало энциклопедии