Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство
К. Цукки, Ф. Х. Гармендия.
Театр «Солис» в Монтевидео.
184156.
Боковые крылья 186974, архитертор В. Рабю.
Уругвай. Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура.
Территория У. в течение длительного времени была мало обжитой. В 1726 основана крепость Монтевидео (как форпост у входа в эстуарий Ла-Плата), в 1737 - Сан-Мигель. Фортификации и план будущего г. Монтевидео с центральной площадью Пласа Майор и начертанием основных улиц разработаны инженером Д. Петраркой. Город развивался первоначально на укреплённой территории, лишь в 1829 строения Монтевидео вышли за пределы крепостных стен. Первые архитектурные работы связаны со стилем классицизма: собор (1790-1804), построенные архитектором Т. Торибьо городская управа (кабильдо; 1804-08), капелла госпиталя Сан-Хосе (1798-1807, все - в Монтевидео), приходская церковь (1808, перестроена в 1836-41) в г. Колония-дель-Сакраменто. После завоевания национальной независимости классицизм сменили влияния европейской эклектической архитектуры. Наиболее известны работы (все - в Монтевидео) итальянских архитекторов: К. Цукки (здания на Пласа де ла Индепенденсия, 1837; театр «Солис», 1841-56, К. Цукки и Ф. Х. Гармендия, окончен В. Рабю в 1874), Б. Пончини (госпиталь Каридад, 1859), П. Фоссати (итальянский госпиталь, 1853); французский архитектор В. Рабю (Коммерческая биржа, 1867, жилые дома). С 1870 начинают работать уругвайские архитекторы и среди них И. Педральбес (вилла А. Берро, ныне посольство Аргентины, 1880). Впервые проектируется экономичное жильё (район Баррио-Вилья, 1889). В конце XIX в. появляются здания из стекла и металла (Центральный вокзал в Монтевидео, 1897, итальянский архитектор Л. Андреони). В первой четверти XX в. продолжает развиваться главным образом Монтевидео. Расширяется уличная сеть, строятся южная набережная, новый порт, парк Альядос (ныне Батлье-и-Ордоньес), появляются первые небоскрёбы - здание Сальво (1923-28, архитектор М. А. Гори и др.), крупные общественные здания. В 30-е гг. значительно влияние рационалистических тенденций в работах уругвайских архитекторов М. Кравотто (Муниципалитет, 1929-30), К. Суррако (Клинический госпиталь, 1930-31), X. Виламахо (дом Виламахо, 1930, инженерно-геодезический факультет Университета Республики, 1938), Ф. Сири и М. Муккинельи (архитектурный факультет Университета Республики, 1946). В этот период ведётся строительство многоэтажных жилых и общественных зданий в Монтевидео - в районах Поситос, Бусео и др., которое изменяет вид города. С 50-х гг. развивается органическая архитектура, для которой характерны поиски пластических и конструктивных элементов - виллы в Пунта-Бальена (1940-1950-е гг., архитектор А. Бонет), дом Пайсе Рейсе в Карраско в Монтевидео (1955, архитектор М. Пайсе Рейес), церковь в Атлантиде (1959, архитектор А. Дьесте, р. 1917). В 1960-х гг. внимание архитекторов обращено на организацию пространства, на новые конструктивные решения: здание в Монтевидео (1960, архитектор А. Дьесте), дома в Пунта-дель-Эсте (1960, архитекторы Э. Катценштейн, X. Сольсона), филиал Республиканского банка в Пунта-дель-Эсте (1960, архитектор X. М. Рейес), колумбарий Северного кладбища в Монтевидео (1961, архитектор Н. Баярдо). Под руководством архитектора К. Гомеса Гавассо осуществлялся план развития Монтевидео.
Изобразительное искусство.
От древнего искусства индейцев чарруа сохранились антропоморфные и зооморфные камни, керамика, от колониального периода - кожаные и серебряные изделия гаучо. В первой половине XIX в. в У. начали работать художники, приехавшие из Европы. Рождение национальной школы связано с творчеством X. М. Бланеса, создавшего во второй половине XIX в. поэтические народные образы в исторических картинах и особенно в сценах из жизни гаучо. В конце XIX - начале XX вв. реалистическая живопись У. обогащается опытом европейских школ - пейзажи П. Бланеса Виале (1879-1926), портреты К. Ф. Саэса (1878-1901), жанрово-пейзажные композиции П. Фигари, исторические картины К. М. Эрреры (1875-1914). Начало скульптурной школе У. положил X. М. Феррари (1874-1916), сочетавший романтический пафос с тяготением к реалистической достоверности образов. В монументальной скульптуре и портретах А. Пены (1894-1947), X. Л. Соррильи де Сан-Мартина (р. 1891), X. Бельони, Б. Мичелены (1888-1963) разнообразно использованы традиции X. М. Феррари и опыт европейской скульптуры начала XX в. Живописцы Р. Перес Баррадас (1890-1929) и X. Кунео Перинетти (р. 1887) принесли в уругвайское искусство принципы кубизма, футуризма, экспрессионизма. В 1930-х гг. вокруг X. Торреса Гарсии начали группироваться сторонники абстрактного искусства, широко распространившегося в У. Вместе с тем с 30-х гг. XX в. под влиянием передового искусства Мексики и Бразилии сформировалось направление социального реализма: живописцы и графики Л. Массей, Н. Бердия (р. 1900), X. Эчаве (р. 1921). В 50-х гг. XX в. прогрессивные художники У., объединившиеся в Клубе гравюры (Г. Родригес, 1889-1959; А. Эрнандес, р. 1922; Л. Гонсалес), повели борьбу за широкое отражение в искусстве народной жизни, её драматических социальных аспектов. Крупный современный уругвайский скульптор - А. Гонсалес. В 1957 основана Национальная школа изящных искусств.
Литература:
Эрнандес А., Из истории живописи Уругвая, «Искусство», 1960, № 10;
Giuria J., La arquitectura en el Uruguay, v. 1-4, Mont., 1955-58;
Argul J. P., Las artes plásticas del Uruguay, Mont., 1966.
А. М. Кантор.
Э. Дьесте.
Церковь в г. Атлантида.
1959.
Х. Торрес Гарсия.
Композиция.
Картон.
1941.
Здание архитектурного факультета Университета Республики в Монтевидео.
Церковь Сан-Фернандо в Мальдонадо.
180195.
К. Суракко.
Клинический госпиталь в Монтевидео.
193031.
Отель «Карраско» в Монтевидео.
Первая четверть XX в.
Вид части г. Монтевидео.
Х. Торрес Гарсия.
Композиция.
1941.
П. Фигари.
«Рынок».
Музей современного искусства Латинской Америки.
Вашингтон.