Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Колумбия. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Колумбия. Литература

Колумбия. Литература

Литература развивается на испанском языке.

Культура индейских племён на территории современной К. была уничтожена испанскими колонизаторами в XVI в. Фольклор этих племён (в основном народные песни на местных индейских языках) сохранился лишь в более поздних записях (XIX в.) и большого воздействия на становление национальной литературы К. не оказал. До конца XVIII в. основными жанрами были исторические и бытовые хроники и поэзия (X. де Кастельянос, 1522-1607; X. Родригес Фрейле, 1566-1607), ориентировавшиеся на образцы литературы Испании.

Колумбийская литература конца XVIII - первой половины XIX вв., периода нарастающей национально-освободительной борьбы против испанского владычества, развивалась в русле революционно-патриотического классицизма и под влиянием идей просветительской философии, Великой французской революции и борьбы за независимость в Северной Америке. Одним из проводников этих идей в К. стал журналист и политический деятель А. Нариньо (1765-1823), который перевёл и издал на испанском языке «Декларацию прав человека и гражданина» (1794). Большое развитие получили ораторское искусство, публицистика и поэзия, представленные выступлениями С. Боливара (1783-1830), одного из руководителей освободительного движения против испанского господства, К. Торреса (1766-1816), политической прозой Ф. А. Сеа (1766-1822), стихами и драматическими произведениями X. Фернандеса Мадрида (1789-1830), X. М. Саласара (1785-1828), Л. Варгаса Техады (1802-29), в творчестве которых проявился дух антиколониализма.

После завоевания независимости К. (1819) в литературе утвердился романтизм, господствовавший до начала XX в. Основоположниками его были X. Х. Ортис (1814-1892), автор стихов, пьес, романа «Мария Долорес» (1841), отразивших идеи испанизма и католицизма; X. Э. Каро (1817-1853), либеральный поэт и журналист; X. Арболеда (1817-1862), автор поэмы «Гонсало де Ойон» (незаконченная; опубликована 1858), посвящённой борьбе индейцев против испанских завоевателей. Крупнейшим поэтом-романтиком был Р. Помбо (1833-1912), которому принадлежат стихи о любви, тропической природе К., сатирические басни. В философской поэме «Смутный час» (1855, опубликована 1887) Помбо выступил против религии, в поэме «Флибустьеры» (1856) заклеймил империалистическую политику США. Романтизм в колумбийской прозе представлен историческими романами и рассказами X. Кайседо Рохаса (1816-1898) и Ф. Переса (1836-1891), идеализировавшими колониальную эпоху и жизнь древних инков. Почти параллельно с романтизмом в литературе К. развивался костумбризм, представители которого объединились вокруг журнала «Мосаико» («El Mosáico», 1858-1871). К изображению национального быта и нравов тяготели X. М. Сампер (1828-1888), X. М. Вергара-и-Вергара (1831-1872), Э. Диас Кастро (1804-1865), очеркисты-сатирики X. Д. Гуарин (1830-1890), X. де Д. Рестрепо (1827-1897). Элементы романтизма и костумбризма сочетаются в творчестве видного колумбийского писателя X. Исаакса (1837-1895; роман «Мария», 1867, и др.). С конца XIX в. в колумбийской литературе усилились реалистические тенденции, проявившиеся в творчестве X. М. Маррокина (1827-1908) и особенно Т. Карраскильи (1858- 1940), показавшего жизнь различных слоев населения К. (бытовые и морализаторские рассказы и романы: «Плоды моей земли», 1896; «Маркиза Йоломбо», 1926; «Много лет спустя», т. 1-3, 1935-36). Творчеству Карраскильи, как и романам Э. Сулеты (1864-1937; «Целина», 1897), присущи черты натурализма.

На рубеже XIX-XX вв. распространился модернизм, представителями которого в поэзии были X. А. Сильва (1865-1896), Г. Валенсия (1873-1943), М. А. Осорио (1883-1942), в прозе - X. М. Варгас Вила. После 1-й мировой войны получила развитие (позднее, чем в других странах Латинской Америки) социально-критическая литература. X. Э. Ривера (1889-1928) своим романом «Пучина» (1924), где разоблачается бесчеловечная эксплуатация сборщиков каучука в тропической сельве, положил начало так называемой литературе «зелёного ада». Критика жизни колумбийской провинции содержится в стихах поэта-сатирика Л. К. Лопеса (1883-1950). В 20-е гг. в Боготе оформилась поэтическая группа «Новые», ознаменовавшая появление так называемого авангардизма, в русле которого начинали писать известные поэты середины XX в. Р. Мая (р. 1897) и Л. де Грейф (1895-1976).

В 30-40-е гг. XX в. в прозе заметен поворот к национальной и общественно-политической проблематике, стремление к использованию фольклора. Писатели-реалисты С. Урибе Пьедраита (1897-1951), Х. Буйтраго (р. 1904), X. А. Осорио Лисарасо (р. 1900) и др. писали о тяжёлой жизни и жестокой эксплуатации колумбийского народа в сельве, на плантациях и рудниках, показывали проникновение в К. североамериканских нефтяных монополий. Одновременно получила развитие так называемая психологическая проза, которая была слабо связана с национальной действительностью и тяготела к анализу подсознательных и инстинктивных импульсов человеческого поведения и сюрреализму: X. Рестрепо Харамильо (1896-1945; «Роман о троих», 1926), Д. Аранго Белее (р. 1895; роман «Невинный», 1929) и др.

В 50-е гг. в прозе большое место заняла тема гражданской войны; появился цикл «романов о насилии», в том числе. «День ненависти» (1952) Осорио Лисарасо, «Сухой ветер» (1953) Д. Кайседо (р. 1912) и др. Видный прозаик Э. Кабальеро Кальдерой (р. 1910) в социально-критических романах «Отвернувшийся Христос» (1952), «Сьерво безземельный» (1954) показал общественно-политическую жизнь К., острые конфликты национальной действительности. Антиимпериалистические и антидиктаторские идеи отразились в эссеистике и публицистике лауреатов международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» Б. Санина Кано (1861-1957) и X. Саламеа (1905-1969). Значительное место в колумбийской и латиноамериканской литературах занимает творчество Г. Гарсии Маркеса (р. 1928): роман «Сто лет одиночества» (1967), отразивший в гротескно-фантастической форме исторические, социальные конфликты латиноамериканского общества; роман «Осень патриарха» (1975), в котором дан гротескно-символический образ диктатора, сконцентрировавший черты многих диктаторов Латинской Америки. Из молодых прозаиков известны К. Руис (р. 1938), Р. Э. Бургос (р. 1948), Х. Х. Фахардо. Современная колумбийская поэзия представлена главным образом выходцами из прогрессивной поэтической группы «Камень и небо» (оформилась в 1940) - X. Пардо Гарсия (р. 1902), Э. Карранса (р. 1913), К. Кастро Сааведра (р. 1924) и др. К социальной проблематике тяготеет поэт М. Сепеда Варгас (р. 1930), автор стихов о борьбе крестьян за землю.

Литература:

Мамонтов С. П., Испано-язычная литература стран Латинской Америки в XX в., М., 1972;

Сергиевский А. А., Табунов С. Н., Очерк развития национальной литературы. Проза, в сборнике: Культура Колумбии, М., 1974;

Константинова Н. С., Современная поэзия, там же;

[Земсков В.], Особенности венесуэльско-колумбийской прозы, в сборнике: Художественное своеобразие литератур Латинской Америки, М., 1976;

Торрес-Риосеко А., Большая латиноамериканская литература, пер. с исп., М., 1972;

Sanín Cano B., Letras colombianas, Méx., 1944;

Gómez Restrepo A., Historia de la literatura colombiana, v. 1-4, Bog., 1957;

Curcio Altamar A., Evolutión de la novela en Colombia, [Bog., 1957];

Orjuela H. H., Fuentes generates para el estudio de la literatura colombiana. Guía bibliografica, Bog., 1968.

С. П. Мамонтов.

В начало энциклопедии