Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Колумбия. Кино

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Колумбия. Кино

Кадр из фильма «Что такое демократия?».

Кадр из фильма «Что такое демократия?».

Режиссер К. Альварес.

1971.

Колумбия. Кино

Появление документальных и хроникальных фильмов в К. относится к 1912. Первая полнометражная документальная картина была снята итальянским режиссером Ф. Мако - «Триумф веры» (1914). В это время в К. прочно утвердилась кинопродукция Голливуда, в течение ряда последующих десятилетий сильно тормозившая развитие национальной кинематографии.

Создателями первых художественных фильмов были итальянские предприниматели, владельцы кинотеатров в Боготе, в т. ч. В. ди Доменико, продюсер ряда мелодраматических картин и фольклорных комедий: «Аура, или Фиалки» (1923), «Как смерть» (1924), «Под небом Антьокии» (1924, режиссер А. Асеведо), «Гнездо кондоров» (1925, режиссер А. Мехия, М. Робледо). Популярностью пользовалась экранизация романа X. Исаакса «Мария» (1922, режиссер М. Кальво и А. дель Дьестро). В 1922-1928 в К. было снято 15 полнометражных художественных фильмов, в которых сказалось сильное влияние голливудских штампов и увлечение театрально-музыкальным жанром - сайнете.

Национальные звуковые фильмы появились лишь в 40-х гг.: «Цветы долины» (1939, режиссер Кальво), «Там на мельнице» (1943, режиссер Г. Мартинес) и другие комедии с использованием популярных мелодий и банальных сюжетов. Конец 40-х - начало 50-х гг. отмечены активной деятельностью в К. иностранных режиссёров и операторов.

Подъём в области кино начался в конце 50-х - начале 60-х гг. В фильмах, снятых в 1957-1970, в основном преобладала коммерческая тенденция, а тематика редко выходила за рамки «национальной экзотики». Таковы «Гениальный сыщик» (1965, режиссер Р. Кардона-младший), «Уличный ангел» (1967, режиссер С. Гомес Уркиса) и др. Социальная, реалистическая тенденция отражена слабее и представлена меньшим числом фильмов: «Каменные корни» (1963, режиссер X. М. Арсуага), «Три колумбийских рассказа» (1964, режиссер X. Лусардо и А. Мехия), «Горькая земля» (1965, режиссер Р. Очоа), «Под землёй» (1967, режиссер С. Гарсия, А. Гарсия, X. Пинто) и др. Наиболее известен фильм Арсуаги «Пересечённый меридиан» (1967), разоблачавший жестокий мир бизнеса. Арсуага содействовал развитию прогрессивного документального киножанра «синетестимонио» («киносвидетельство»). В конце 60-х гг. появились интересные политические и сатирические фильмы: «Боливар! Где ты? Я тебя не вижу!» (режиссер Мехия), «Нападение» (режиссер К. Альварес), «Народные развлечения» (режиссер Л. Э. Ароча) и др. К этому времени в К. образовалась группа кинематографистов, стремившихся создать политическое кино. Среди них Г. Сампер, К. Альварес и X. Сильва, поставивший фильм «Соляной человек» (1969). В 70-е гг. появляется ряд остросоциальных документальных фильмов: «28 февраля 1970» (1970, режиссер Мехия) о студенческой демонстрации, «Однажды я спросила» (1970, режиссер X. де Альварес) о религиозном фанатизме, и др. Вниманием к острым социально-политическим проблемам страны отличаются фильмы «Молчаливый» (1971, режиссер X. Гайтан), «Акилео - мечтатель» (1972, режиссер X. Дуран), работы выпускника ВГИКа Л. А. Санчеса «Грустное золото» (1973) и «Глупенькая родина» (1974); «Камило, партизанский священник» (1974, режиссер Ф. Норден), «Бей сильнее, Гаэтано» (1974, режиссер А. Х. Кастро), «Дети эпохи отсталости» (1974, режиссер К. Альварес).

Прогрессивное кино К. сталкивается с цензурными препонами. «Камило Торрес» (режиссер Арсуага), «Карвальо» (режиссер Мехия), «Интервью в районе Планас» (режиссер Г. Перес и М. Родригес), «Корралехес» (режиссер X. Дуран и М. Митротти) и некоторые другие фильмы долгое время были под запретом. В 1976 режиссер С. Дуран поставил фильм «Уличные мальчишки», Родригес и Сильва - «Крестьяне», У. Кораль - «Человеческие жуки» (премия Международного кинофестиваля в Оберхаузене, 1977).

В 1971 был принят закон о развитии колумбийской национальной кинематографии. В Боготе создан Институт кинематографии, готовящий режиссёров, сценаристов, операторов; в 1978 организована Ассоциация кинематографистов. Ежегодно в К. проводятся два фестиваля: национальный в Кали и международный в Картахене, который, однако, не получил мирового признания.

Л. С. Новикова.

Кадр из фильма «Каменщики».

Кадр из фильма «Каменщики».

Режиссер М. Родригес и X. Сильва.

1972.

Кадр из фильма «Дети эпохи отсталости».

Кадр из фильма «Дети эпохи отсталости». Режиссер К. Альварес. 1974.

В начало энциклопедии