Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Сальвадор. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Сальвадор. Архитектура и изобразительное искусство

Керамический сосуд.

Керамический сосуд.

Древний период.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Сальвадор. Архитектура и изобразительное искусство

Древние индейские культуры на западе С. были связаны с древними цивилизациями Мексики, Гватемалы и Гондураса (постройки из каменных блоков, культовые центры, каменные статуи и рельефы), на востоке С. - с древними культурами Никарагуа и Коста-Рики (укрепления из глины и камня, жернова с головами животных, лицевые сосуды, изделия из камня-жадеита). Разнообразна керамика - фигурная и расписная утварь, статуэтки и т. д. Сохранились пещерные росписи. В колониальный период архитектура С. следовала образцам Гватемалы. Лапидарные формы приземистых церквей (часовня Эль-Кальварио в Санта-Ане, 1784) подчёркнуты обильной резьбой на порталах, сложными фронтонами на фасаде, каннелюрами на деревянных столбах, поддерживающих наборные потолки. 1-2-этажные городские деревянные дома имеют дворики и срезанные углы с дверью и колонкой. Лишь после 1945 стали строить в городах современные здания банков, отелей и контор (архитектор А. Соль, р. 1909; Э. де Сола, р. 1905). Изобразительное искусство начало развиваться в XX в., во многом под влиянием мексиканского искусства. Мастера старшего поколения (П. Де Матеу-и-Монтальво, р. 1900, и др.) подолгу работали в Европе. С. Саларруэ (р. 1899) обратился к темам индейской жизни и к мотивам индейского искусства. X. Мехия Видес, К. Минеро (р. 1920), X. Диас (р. 1917), С. Серменьо (р. 1928), Л. А. Салинас (р. 1928) используют экспрессивные, обобщённые формы при изображении природы и народного быта С. Интерес к современной жизни сочетается с формальными исканиями в творчестве Н. Канхуры (р. 1922), Р. Эласа Рейеса (р. 1918), К. А. Каньяса (р. 1924), Ольги (р. 1925) и Майи (р. 1924) Саларруэ. Демократична реалистическая деревянная скульптура В. Эстрады (р. 1902), Н. Ночеса Авенданьо (р. 1918), X. Агилара Гусмана. Народное искусство представлено керамикой (в том числе фигурками крестьян), изделиями из соломы и панциря черепахи. Национальная школа изящных искусств в Сан-Сальвадоре.

Литература:

Arguello М., El Salvador, tourists'guide, San Salvador, 1928;

Junge Kunst aus El Salvador, W., 1958.

Каменная статуя из Тасумаля.

Каменная статуя из Тасумаля.

Древний период.

Национальный музей «Давид X. Гусман».

Сан-Сальвадор.

Церковь в Хокоро.

Церковь в Хокоро.

XVIII в.

Зубоврачебная школа Университета Сальвадора в г. Сан-Сальвадор.

Зубоврачебная школа Университета Сальвадора в г. Сан-Сальвадор.

Середина XX в.

Н. Ночес Авенданьо. «Крестьянская девушка из Кускатлеки».

Н. Ночес Авенданьо.

«Крестьянская девушка из Кускатлеки».

Раскрашенное дерево, первая половина XX в.

Х. Агилар Гусман. «Продавец циновок».

Х. Агилар Гусман.

«Продавец циновок».

Дерево, первая половина XX в.

Х. Диас. «Этюд».

Х. Диас.

«Этюд».

Середина XX в.

К. Минеро. «Дети».

К. Минеро.

«Дети».

Акрилат.

Середина XX в.

В начало энциклопедии