Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Рио-де-Жанейро

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Рио-де-Жанейро

Схематический план. (Размер иллюстрации 155 KB)

Рио-де-Жанейро.

Схематический план.

Ри́о-де-Жане́йро (Rio de Janeiro), город на юго-востоке Бразилии, на западном берегу бухты Гуанабара. Административный центр штата Рио-де-Жанейро. Занимает узкую прибрежную равнину и склоны гор, окаймляющих бухту. Климат тропический. Средняя температура января 26° С, июля 20°С, осадков свыше 1000 мм в год. 4,9 млн. жителей (1975). Вместе с городами Нова-Игуасу, Дуки-ди-Кашиас, Сан-Гонсалу, Сан-Жуан-ди-Мерити, Нилополис образует агломерацию Большой Р.-де-Ж. с населением 7,1 млн. человек (1970).

Основан в 1565 португальцами, высадившимися здесь впервые 1 января 1502 (в 1531 и 1555—67 бухтой Гуанабара владели французы). Был назван Р.-де-Ж. (буквально — январская река), так как португальцы приняли вход в бухту Гуанабара за устье большой реки. Длительное время Р.-де-Ж. был небольшим поселением; рост его начался в конце XVII в., когда он оказался ближайшей гаванью от месторождения золота в штате Минас-Жерайс. До середины XVIII в. важнейший порт и центр работорговли в Южной Америке. С 1763 Р.-де-Ж. — столица вице-королевства Бразилии, являвшейся колонией Португалии, в 1822—89 — Бразильской империи, в 1889—1960 — Соединённых штатов Бразилии.

Р.-де-Ж. — второй после Сан-Паулу по экономическому значению торгово-промышленный центр Бразилии. Ведущую роль в экономике играют: пищевая, фармацевтическая, текстильная, химическая, металлургическая, полиграфическая, электротехническая, машиностроительная, промышленность. Развита нефтехимия. Многочисленны предприятия мукомольной, деревообрабатывающей, мебельной, кожевенно-обувной, резинотехнической, швейной, табачной отраслей; ювелирных изделий. Быстро развивается судостроение. В традиционных отраслях (пищевой, текстильной) преобладают мелкие и средние предприятия. Крупные предприятия в современных отраслях в основном принадлежат иностранным компаниям. Важный узел железных и шоссейных дорог, связывающих Р.-де-Ж. с городами побережья и внутренних районов страны. Р.-де-Ж. — один из главных внешнеторговых портов страны (грузооборот 30 млн. т в 1976), через который проходит свыше 1/3 всего импорта (уголь, нефть, машины и оборудование) и значительная часть экспорта (кофе, сахар, кожа, хлопок, фрукты). Обслуживает также каботажные перевозки. Два аэропорта: Галеан на о. Говернадор (междунар. линии) и Сантус-Думонт (внутренние линии).

Р.-де-Ж. — важный культурный центр страны. Здесь находятся: Бразильская академия наук (1916), Бразильская филологическая академия (1897), Национальная академия медицины (1831), Университет Гуанабары (1950), Католический университет (1940, Федеральный университет Р.-де-Ж. (1920, Национальная библиотека (1810), театры; Национальный музей (1818), Национальный музей изящных искусств (1937), Музей современного искусства (1948), Национальный исторический музей (1922), а также музеи — истории города Р.-де-Ж. (1934), Республики (1960), охоты и рыболовства (1939), Индейский музей (1953) географии Бразилии (1943) и др. Национальная обсерватория, Ботанический сад (1808), зоопарк. Один из крупнейших в мире стадион Маракана (на 220 тыс. зрителей; 1950—51; архитекторы П. П. Бастус, А. А Диас Карнейру).

Р.-де-Ж. — один из самых красивых городов Латинской Америки. Он занимает гористый мыс, закрывающий с запада вход в бухту Гуанабара. Северная часть города, в которой находится порт, лежит на побережье бухты, восточная выходит к проливу, соединяющему бухту с океаном, южная — непосредственно к океану. Живописность городу придают круто падающие к морю выступы, мысы (наиболее известен Пан-ди-Асукар, высота 395 м) и холмы (самый высокий — г. Тижука, высота 1021 м), разделяющие районы города.

Центральная деловая часть Р.-де-Ж. находится в районе улиц Авенида Риу-Бранку, Авенида Президенти Варгас, выделяется современными высотными зданиями. Широко известна протянувшаяся вдоль пляжа набережная Копакабана, застроенная богатыми отелями и пансионатами. Много памятников архитектуры колониального периода: монастырь Сан Бенту (церковь — 1585, архитектор А. Перис; в интерьере — позолоченная резьба по дереву XVIII в.), церкви Носа сеньора да Глория (1714), Сан-Франсиску ди Пенитенсия (1772), Hocа сеньора ду Карму (1775), собор Ла Канделария (1775, архитектор Ф. Ж. Рошио), ратуша (1743), акведук «Аркус ди Кариока» (1750, инженер Ф. Гомис ди Андрада), парковые обелиски и фонтаны (кон. XVIII в.)., мастер В. да Фонсека-и-Силва). Памятники классицизма — Академия художеств (1926, архитектор О. Гранжан де Монтиньи), дворец Итамарати (1856, архитектор Ж. М. Ж. Ребелу). Р.-де-Ж. — важный центр современной архитектуры: Министерство просвещения и здравоохранения (1937—1954;, архитекторы Л. Коста, О. Нимейер, А. Э. Рейди и др.), гидроаэропорт (1935, архитектор А. Корреа Лима); банк Боависта (1946), собственный дом (1953), отель «Насионал» (1970) — все архитектор О. Нимейер; жилые здания «Нова Сингра», «Бристоль», «Каледония» (1948—54, архитектор Л. Коста); ансамбль на холме Педрегулью (1950—52) и Музей современного искусства (1954—62; сад — Р. Бурле Маркс) — оба архитектор А. Э. Рейди; университетский городок (1955, архитектор Ж. Морейра), деловые здания. Внимание привлекает возвышающаяся над городом на гора Корковаду гигантская (60 м высотой) статуя Христа (1931, скульптор П. Ландовски). Среди многочисленных памятников — памятник погибшим во 2-й мировой войне 1939—45 (1960, архитекторы Э. Маринью, М. Кондер Нету). В Р.-де-Ж. много зелени, парков и скверов (скверы вдоль набережных, архитектор Р. Бурле Маркс; Ботанический сад, национальный парк Тижука и др.). Популярное место отдыха — о. Пакета в бухте Гуанабара. Разительный контраст с районами небоскрёбов, красивых особняков, отелей представляют северо-западные окраины Р.-де-Ж., так называемые фавелы, в которых проживает 465 тыс. жителей (1971). Эти кварталы ютятся на склонах окружающих Р.-де-Ж. гор и часто разрушаются образующимися во время тропических ливней оползнями. Промышленное и гражданское строительство в Р.-де-Ж. затруднено из-за ограниченности свободных земельных участков и ведётся частично за счёт засыпки мелководья. Р.-де-Ж. страдает от недостатка воды и электроэнергии. Для решения проблемы внутригородского транспорта с 1970 ведётся строительство двух линий метрополитена протяжённостью 67 км.

Е. И. Мартынова.

Общий вид г. Рио-де-Жанейро.

Общий вид г. Рио-де-Жанейро.

В начало энциклопедии