Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Колумбия. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Колумбия. Архитектура и изобразительное искусство

Музей золота в Боготе.

Музей золота в Боготе.

Колумбия. Архитектура и изобразительное искусство

Архитектура.

На территории К. сохранились остатки древних индейских построек - примитивных каменных святилищ и гробниц культуры Сан-Агустин, храмов и укреплений индейцев чибча. После завоевания территории современной К. испанцами на месте ряда индейских поселений были основаны города с прямоугольной сеткой улиц и площадью в центре. В Картахене (основан в 1533), Боготе (основан в 1538), Тунхе (основан в 1539) и других городах эта планировка в основе сохранилась. Архитектура колониального периода развивалась медленно, объём средства был невелик. Для К. традиционна лапидарная, строгая архитектура; стиль колониального барокко не получил значительного развития. Мощные укрепления были построены в Картахене и Санта-Марте. Наиболее интересные культовые сооружения строились в середине XVI - середине XVII вв. В их облике чувствуется влияние итальянского Ренессанса, во внутренней отделке - влияние стиля «мудехар», завезённого ремесленниками-арабами из Испании (наборные деревянные потолки «артесонадо», резьба на заалтарных образах ретабло). В XVII-XVII вв. сооружались иезуитские церкви в духе римского барокко и церкви в стиле «неомудехар». В жилой архитектуре в последующие века доминировал традиционный для испанских колоний тип дома с внутренним двором; мотивы стиля «мудехар» (деревянные консоли, решётки балконов, консоли карнизов) сохраняются и в XX в. Классицизм получил в К. большее развитие, чем во многих других латиноамериканских странах. Свыше 100 лет формировалась классицистическая застройка центральной площади Боготы: перестроен собор XVI-XVII вв. [1807-1822, архитектор Д. де Петрес (1750-1811)], выстроены архиепископский дворец (вторая половина XIX в.) и Капитолий (1847-1926) - выдающийся образец классицизма в архитектуре Латинской Америки [архитектор Т. Рид (? - 1878)].

На архитектуру К. XIX-XX вв. повлияло зодчество европейских стран и США. В конце XIX в. распространилась неоготика. Архитектура функционализма получила развитие только после второй мировой войны; её популяризации способствовали X. Л. Серт (выходец из Испании) и Ле Корбюзье, составивший неосуществлённый проект реконструкции Боготы (1950).

Архитектура середины XX в. характеризуется функциональностью, использованием прогрессивных конструктивных методов, сотрудничеством с нефигуративным изобразительным искусством. Работы, типичные для современной латиноамериканской архитектурной школы: бейсбольный стадион в Картахене (1947, архитектор М. Г. Солано, Г. А. Ортега), капелла гимназии модерно в Боготе (60-е гг., архитектор X. Моя Карденас); отель «Текендама» (1950-1953) и жилой район Ла-Соледад (1952-1953) - оба в Боготе, архитектор Г. Серрано Камарго, совместно с др.

А. А. Стригалёв.

Изобразительное искусство.

С древнейших времён на территории К. развивались культуры чибча-муисков, тайрона, кимбая. Сохранились художественные керамические изделия, статуэтки из золота, серебра, терракоты, золотые украшения с изображениями идолов - «тунхос». К первому тысячелетию до н. э. - началу первого тысячелетия н. э. относится культура Сан-Агустин, известная орнаментальными росписями, колоссальными каменными статуями. К сан-агустинскому близко искусство культуры Тьеррадентро; интересна разнообразием и гротескностью статуэток культура Нариньо; искусство культур Калима, Сину примечательно художественными изделиями - керамическими и из сплава золота с медью.

В колониальную эпоху традиции древнего индейского искусства сохранялись в народном творчестве - произведениях мастеров-индейцев, смешиваясь с европейскими образцами искусства. В К. складывается одна из значительнейших в Латинской Америке школ живописи. Здесь работали испанские и итальянские мастера А. Медоро (1565-1631) и Ф. дель Посо (вторая половина XVI в.) - представители итальянского Позднего Возрождения, авторы церковных росписей; сохранились и светские фрески (росписи в доме X. де Варгаса в Тунхе, около 1590); творчество художника и поэта А. Асеро де ла Круса (1600-1667) сложилось под влиянием итальянского маньеризма; Г. де Фигероа (? - 1658) и Б. де Варгас Фигероа (? - 1667) внесли элементы барокко в живописные портреты. В конце XVII - начале XVIII вв. выступил крупнейший живописец и график, создатель реалистических образов - Г. Васкес. В XVII в. живопись К. стала более искусственной и манерной: портреты X. Гутьерреса (1730-1800) и П. А. Гарсии (1744-1814), алтарные картины П. Кабальеро (XVIII в.). Скульптура XVII - XVIII вв. представлена в основном богатой ковровой резьбой в интерьерах церквей, в которой нередко встречается сочетание христианских и индейских символов, представлены местная флора и фауна.

Живопись К. XIX в. тесно связана с историей борьбы за независимость. П. Х. Фигероа (? - 1836) и X. М. Эспиноса (1796-1883) запечатлели в своих произв. батальные сцены, образы героев; костумбрист Р. Торрес Мендес - сцены народного быта. Существенный вклад в национальное искусство внесли также пейзажисты и жанристы, работавшие в Ботанической экспедиции (основана в 1783) и Краеведческой комиссии (1850), изучавшие историю и природу родины. Во второй половине XIX в. усиливается влияние европейского искусства. В духе французского академизма работает А. Урданета (1845-1887, композиции на темы национальной истории), европейским нормам живописи следуют портретисты Э. Гарай (1849-1903) и Р. Асеведо Берналь (1867-1938); черты импрессионизма в национальное искусство вносит А. де Санта-Мария, разносторонний мастер, талантливый портретист.

Искусство XX в. развивается в двух направлениях: с одной стороны, укрепляются модернистские течения, проникшие в К. из Европы, с другой - реалистическое, прогрессивное искусство (с 30-х гг.), отражающее интерес к национальным проблемам. В 1930 основана Колумбийская академия художеств (ныне Школа изящных искусств в Боготе). Многие колумбийские живописцы, следуя примеру передовых мексиканских художников, обращаются к общественно значимому монументальному искусству. Среди них ведущие художники страны: П. Н. Гомес, автор росписей общественных зданий в Медельине; И. Гомес Харамильо, создатель красочных фресок и полотен на темы жизни индейцев, выполненных в декоративном стиле. Принципы декоративизма, восходящие к древнеиндийским традициям, свойственны работам жанристов Л. А. Акуньи и А. Рамиреса Фахардо (р. 1922), пейзажиста и портретиста Р. Гомеса Кампусано (р. 1893). В традициях реализма работают М. Диас Варгас (р. 1886), портретисты Э. Мартинес (р. 1898) и X. Родригес Асеведо (р. 1908). Модернистское искусство К. представляют А. Обрегон (р. 1920), Э. Грау Араухо (р. 1920), Э. Рамирес Вильямисар (р. 1923) и др.

Скульптура К., развивавшаяся в XIX в. под влиянием европейского искусства, в XX в. обращается к индейским традициям, используя стилистические приёмы и мотивы древней скульптуры (Р. Росо, р. 1899).

Литература:

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Кирченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Синюкова В. С., Живопись Колумбии, в сборнике: Культура Колумбии, М., 1974;

Филиповская Н. М., Колумбия - страна городов, там же;

Acuna L. A., El arte de los indios colombianos, 2 ed., Méx., 1942;

Giraldo Jaramillo G., La pintura en Colombia, Méx, В. Aires, 1948;

Gostautas E., Arte colombiano. Arte aborigen, Bog., 1960.

В. С. Синюкова.

Резной декор капеллы Нуэстра Сеньора дель Росарио в Тунхе.

А. Гутьеррес, Л. Луго, Х. Де Сандоваль, Г. Буйтрасо и др.

Резной декор капеллы Нуэстра Сеньора дель Росарио в Тунхе.

1682—89.

Капелла Нуэстра Сеньора де ла Грасия в Кали.

Капелла Нуэстра Сеньора де ла Грасия в Кали.

Середина XVII в.

Портал церкви Санто-Доминго в Попаяне.

Г. Кауси.

Портал церкви Санто-Доминго в Попаяне.

1741—50.

Жилой квартал в Боготе.

К. Нестор, Б. Гутьеррес и др.

Жилой квартал в Боготе.

Середина XX в.

Собор в Боготе.

Собор в Боготе.

1572—1610, перестроен в 1807—22

(архитектор Д. де Петрес).

Здание фирмы «Филипс коломбьяна» в Боготе.

Ф. Писано.

Здание фирмы «Филипс коломбьяна» в Боготе.

Середина XX в.

Капелла гимназии в Боготе.

Х. Моия Карденас.

Капелла гимназии в Боготе.

1960-е гг.

Надгробие конкистадора Г. Хименеса де Кесады.

Л. А. Акунья.

Надгробие конкистадора Г. Хименеса де Кесады.

Мрамор.

1938.

Собор в Боготе.

Х. М. Эспиноса. Портрет Симона Боливара.

Х. М. Эспиноса.

Портрет Симона Боливара.

Миниатюра. 1828.

Р. Торрес Мендес. «Уличная сценка в Боготе».

Р. Торрес Мендес.

«Уличная сценка в Боготе».

Рисунок.

1851.

М. Диас Варгас. «Крестьяне из Бояки.

М. Диас Варгас.

«Крестьяне из Бояки».

1934.

Каменная фигура.

Каменная фигура.

1-е тысячелетие до н. э. — первая половина 1-ого тысячелетия н. э.

Культура Сан-Агустин.

Расписная фигурная ваза.

Расписная фигурная ваза.

Керамика.

500—1000.

Культура Кимбая.

Пектораль с изображением божества в виде птицы.

Пектораль с изображением божества в виде птицы.

Золото.

Департамент Нириньо.

Музей золота.

Богота.

Маска и украшения воина.

Маска и украшения воина.

Золото.

Музей золота.

Богота.

Отель «Текендама» в Боготе.

К. Куэльяр Тамайо, Г. Серрано Камарго, Х. Гомес Пинсон.

Отель «Текендама» в Боготе.

1950 —53.

Г. Васкес. «Видение пророка Ильи».

Г. Васкес.

«Видение пророка Ильи».

А. де Санта-Мария. «Букет гвоздик».

А. де Санта-Мария.

«Букет гвоздик».

Национальный музей.

Богота.

А. де Аревало. Крепость Сан-Фелипе де Барахас.

А. де Аревало.

Крепость Сан-Фелипе де Барахас (Ла Тенаса) в Картахене.

1765—71.

В начало энциклопедии