Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Перу. Просвещение

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Перу. Просвещение

Здание Главного национального университета Сан-Маркос в Лиме.

Здание Главного национального университета Сан-Маркос в Лиме.

Перу. Просвещение

Система образования в П. начала складываться в XVI в. Современные формы и структуру обрела во второй половине XX в., после прихода к власти Революционного правительства вооружённых сил (1968). В 1972 принят новый закон об образовании, положивший начало реформе, рассчитанной на 10-15 лет. Реформа предусматривает право всех граждан на образование, его сближение с нуждами социально-экономического развития, повышение общеобразовательного уровня населения и полную ликвидацию неграмотности (32% неграмотных среди лиц старше 15 лет в 1973). Расширяется сеть общеобразовательных и специальных учебных заведений страны. Гарантируется обязательное и бесплатное 9-летнее образование для детей 6-15 лет, подготовка к которому осуществляется в учреждениях дошкольного воспитания. Частные учебные заведения (включая университеты) обязаны предоставлять 20% бесплатных мест для учащихся из малообеспеченных семей. Унифицируются учебные программы, вводится смешанное обучение и преподавание на испанском языке и языке кечуа, который в 1975 объявлен вторым официальным языком П. Расширяется система вечернего и заочного обучения, создаётся сеть трудовых школ и центров по повышению квалификации трудящихся. Общее руководство и контроль за образованием на всех уровнях осуществляет государство, покрывающее большую часть расходов на его нужды. В 1978 национальные расходы на образование составили около 4% ВВП (17% госбюджета). В 1976 всеми видами образования было охвачено 5 млн. человек, то есть 49% перуанцев в возрасте 5-39 лет, из которых 2,4 млн. человек занимались по новой системе и программам, утверждённым Министерством народного образования. В 1978 в школах и вузах работало 124,1 тыс. преподавателей.

Начальная ступень включает воспитание и подготовку детей до 6 лет в детсадах и спец. учреждениях. Базовая ступень - 9-летние школы общеобразовательного и политехнического обучения, подразделяемые на 3 цикла: первый - 1-4-й классы, второй - 5-6-й классы начальной школы и третий - 7-9-й классы неполной средней школы. Готовит учащихся для продолжения учёбы в полной средней школе общеобразовательного типа или в высшем профессионально-техническом училище. Высшая ступень состоит из 3 циклов: первый - 10-13-й классы общеобразовательной средней школы или 4-летнее высшее профессиональное училище, окончание которых даёт право на поступление в профилирующий вуз; второй - 4-6-летнее обучение в вузах; третий - продолжение образования в аспирантуре, докторантуре или в Национальном институте высших исследований (1-2 года), завершаемое защитой диссертации на учёную степень магистра или доктора наук. В учебных заведениях базовой и высшей ступеней в 1977/78 учебном году занималось свыше 4,2 млн. учащихся школьного и студенческого возрастов (6-24 года), в том числе 233,4 тыс. человек в вузах (47% которых изучали педагогику, 17% - социальные науки, 7% - инженерное дело, около 5% - естественные науки и т. д.). Многие студенты обучаются за рубежом, главным образом в США (1,8 тыс. человек в 1972). В стране ощущается дефицит в инженерно-технических кадрах высшей квалификации, спрос на которые за пятилетний период (1971-75) в среднем на 2,3 тыс. человек превышал предложение. В конце 70-х гг. в П. имелось 32 университета (80% всех студентов), в том числе 22 государственных, где обучение бесплатное (исключая вступительные взносы, оплату экзаменов, дипломов, званий и т. п.). Плата за обучение в частных университетах определяется материальным положением семьи студента и его успеваемостью (60-5000 американских долларов в год в конце 70-х гг.). Абитуриенты сдают вступительные экзамены, но пропускная способность университетов позволяет зачислять лишь около половины подлежащих приёму. Правительство поощряет учёбу перуанских граждан в иностранных вузах, имея специальные соглашения с 34 странами мира, по которым П. ежегодно выделяет на эти цели 1000 стипендий, в том числе СССР - 50. Деятельность вузов контролируется государством через Министерство народного образования и Национальный совет университетов (НСУ). В области организации учебного процесса, научно-исследовательских работ, подбора кадров и т. д. перуанские университеты пользуются традиционной автономией. Решением правительства все выпускники университетов обязаны проходить годичную профессиональную стажировку на периферии. Университеты П. поддерживают тесные связи со многими зарубежными вузами, в том числе с университетами стран социалистического содружества, и являются членами ряда международных союзов.

Крупнейшие университеты.

Главный национальный университет Лимы Сан-Маркос (Universidad Nacional Mayor de San Marcos de Lima) - старейший латиноамериканский университет, основан в 1551 на базе монастырской школы Доминиканского ордена. Статус автономного государственного вуза получил в 1874. Имел 19 факультетов (программ) в 1979/80 учебном году, в том числе физики и математики, химии, биологии, медицины, права и др. В его составе 7 НИИ и научно-исследовательских центров (Институт тропической медицины, Институт химии и питания, Центр по исследованию природных богатств и др.), несколько школ на правах факультетов (программ). 22,3 тыс. студентов, 2,4 тыс. преподавателей. Издаёт: «Boletín Informative», «Revista de San Marcos» и др.

Национальный университет Федерико Вильярреаль (Universidad National Federico Villarreal) в Лиме - 2-й по величине государственный вуз П. (основан в 1963). Факультеты (программы): права и политических наук, педагогический, медицинский, физико-математический, философский и др. Около 14,2 тыс. студентов, около 690 преподавателей (1979/80 учебный год). Издаёт: «La Memoria Anual del Rector», «Revista Villarreal».

Национальный инженерный университет П. (Universidad Nacional de Ingeniería del Perú) в Лиме, основан в 1955 на базе Государственной инженерной школы П. Имеет 10 факультетов (программ) и 18 кафедр (отделов). 9 тыс. студентов, 650 преподавателей (1979/80 учебный год). Издаёт: «Técnia», «Amaru» и др.

Университет Сан-Мартин де Поррес (Universidad San Martín de Porres) в Лиме - частный университет, основан в 1965, в его составе 8 факультетов (программ), ряд школ и НИИ. 9,8 тыс. студентов, 256 преподавателей (1979/80 учебный год).

Крупнейшие библиотеки:

Национальная библиотека (основана в 1821, свыше 630 тыс. томов в 1978), Библиотека Главного национального университета Лимы Сан-Маркос (основана в XVI в., 450 тыс. томов), Библиотека Национального инженерного университета (29 тыс. томов) - в Лиме.

Крупнейшие музеи.

В Лиме - Национальный музей антропологии и археологии (Museo Nacional de Antropología y Arqueología), основан в 1822, насчитывает 80 тыс. археологических экспонатов, собранных на всей территории страны (изделия из камня, керамика, предметы домашнего обихода, одежда, произведения искусства доинкского и инкского периодов); Геологический музей при Национальном инженерном университете П. (Museo Geológico de la Universidad Nacional de Ingeniería del Perú), основан в 1891 как Музей полезных ископаемых и минералов; Естественноисторический музей «Хавьер Прадо» (Museo de Historia Natural Javier Prado), основан в 1918, содержит гербарий, насчитывающий 250 тыс. образцов перуанской флоры, имеет зоологический, ботанический и геологический разделы, библиотеку с фондом в 5 тыс. томов; Национальный музей истории (Museo Nacional de Historia), основан в 1921; Музей Республики (Museo de la República), открыт в 1924 под названием Музей Боливара. В нём собраны произведения искусства и исторические реликвии периода войны за независимость и за образование республики; Археологии, музей «Рафаэль Ларко Эррера» (Museo Arqueológico Rafael Larco Herrera, основан в 1926, в экспозиции представлены 37 тыс. керамических изделий, 50 тыс. изделий из золота, серебра, меди, свинца, дерева, камня, относящихся к культурам Мочика, Наска и инков; Национальный музей перуанской культуры (Museo Nacional de la Cultura Peruana), основан в 1946, экспонирует материалы, относящиеся к древним цивилизациям П. доинкского и инкского периодов (керамика, одежда, оружие, музыкальные инструменты, мумии, посуда, орудия труда, изделия из золота и серебра); Музей искусства (Museo de Arte), основан в 1961, представлены 10 тыс. экспонатов, рассказывающих об истории перуанского искусства на протяжении 5 тыс. лет - от доинкских цивилизаций до наших дней; Музей вице-королевства (Museo del Virreinato), во дворце Кинта де Преса, основан в 1935. В Кальяо - Военно-исторический музей П. (Museo Histórico Militar del Perú), основан в 1946, содержит военную коллекции с 1730. Музеи в других городах.

Литература:

Беляев В. П., На пути к коренным переменам в деле народного образования, в сборнике: Культура Перу, М., 1975;

Поминов Н. А., Реорганизация перуанской системы просвещения, «Латинская Америка», 1976, № 2;

Contreras Jaime Castro, La universidad peruana, Lima, 1970;

Reforma de la educación peruana. Ministerio de educación, Lima, 1972.

В. В. Щербаков.

В начало энциклопедии