Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Перу. Музыка

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Перу. Музыка

Перу. Музыка

Музыка перуанских индейцев восходит к высокоразвитой музыкальной культуре инков и составляет органическое целое с индейской музыкой Боливии, северо-западной Аргентины и Эквадора (см. раздел Музыка в соответствующих статьях). Оригинальная индейская музыка бытует преимущественно в центральных высокогорных районах. Для неё характерны пентатонный лад, 2-дольные метры. Её главные песенные и песенно-танцевальные жанры - ярави, уанка, уайно, качуа, каруйо; наиболее распространённые инструменты - кена, пинкильо, флейта Пана (духовые), тинья, уанкар (ударные). В долинах и на побережье преобладают смешанные формы, сочетающие индейскую основу с элементами, идущими от испанской музыкальной культуры (расширение пентатонных звукорядов до 7-ступенных, проникновение 3-дольности в 2-дольную метрику и др.). При этом наблюдается чёткое различие между индейской музыкой высокогорной и прибрежной зон (первая - более сурова, меланхолична).

Креольская музыка концентрируется в районах с испаноязычным населением. В колониальный период Лима была главным очагом формирования старинных креольских песенных и танцевальных жанров в западной части Южной Америки - таких, как ярави, тристе, самакуэка, ресбалоса, байлесито, гато и др. Отсюда они распространились на юг - в Боливию, Аргентину, Чили и на север - в Эквадор и отчасти Колумбию. Многие из этих танцев сохраняются в П., главные из них - самакуэка, маринера, тондеро, сахуриана; популярен также креольский вальс.

Профессиональное композиторское творчество в П. на протяжении колониального периода представлено главным образом церковной музыкой (Г. Фернандес Идальго, Э. де ла Серна, А. Карраско). Светская музыка до начала XIX в. ограничивалась сферой любительского домашнего и салонного музицирования. Известностью как композитор пользовался поэт и музыкант-любитель М. Мельгар, автор популярных ярави, многие из которых стали фольклорными и продолжают бытовать в народе.

Первый перуанский профессиональный композитор - X. Б. Альседо, автор национального гимна (1821), писавший культовую музыку, патриотические песни и марши; он возглавлял консерваторию в Лиме (с 1864). С первой половины XIX в. в музыкальной жизни П. активно участвовали итальянские музыканты. Дирижёр и виолончелист А. Болоньези организовал первую в Лиме оперную труппу, ставившую оперы Д. Чимарозы, Дж. Б. Перголези, Дж. Паизиелло. Одним из первых проявил интерес к перуанскому, прежде всего креольскому, музыкальному фольклору К. Ребальяти («Перуанская рапсодия "28 июля"» на народные темы). Существенный вклад в музыкальную жизнь Лимы внесли его братья - дирижёр и виолончелист Р. Ребальяти (автор популярной сарсуэлы «Луна над Пайтой») и скрипач Э. Ребальяти. Первую оперу на национальный сюжет создал К. Э. Паста («Атауальпа», 1877). Большую концертную и педагогическую деятельность вели Ф. Франсия, Н. Мафеццоли, С. Берриола.

Основоположником национальной композиторской школы явился X. М. Валье Риестра, создавший оперу «Ольянтай» (на сюжет народной драмы на языке кечуа, пост. 1900, Лима; 2-я ред. 1920). Ему принадлежат также сарсуэлы (в том числе «Продавец сигар из Уачо»), произведения различных жанров светской и культовой музыки. Он был руководителем Национальной музыкальной академии (основана в 1908). В эти же годы работали композиторы О. Полар, Д. Молина, М. Тирадо, Э. Л. Миндро, а также Д. Ойле - автор многочисленных фортепьянных сочинений в национальном стиле (тондеро, ресбалосы). Романтическое направление в перуанской музыке конца XIX - начала XX вв. представлено творчеством М. Агирре (среди его сочинений выделяется оркестровая сюита «Мои горы») и Л. Дюнкер Лавалье (писал преимущественно фортепьянную музыку, популярен его креольский вальс «Кены»). Развитию перуанской музыкальной культуры способствовали их младшие современники - композиторы Р. Брасеско (известен в основном своими хоровыми произведениями), Ф. Уркиета (выделяются две его оперы на сюжеты из национальной истории - «Мельгар» и «Пумакагуа»), П. Чавес Агилар (популярны его «Перуанские школьные песни»).

В XX в. пробудился большой художественный и научный интерес к индейскому музыкальному фольклору. В решении этого вопроса наметилось два направления. Композиторы одного из них широко использовали фольклор (мелодии, ритмоформулы и др.) в максимально чистом виде: композитор и фольклорист Д. Аломия Роблес (сарсуэла «Пролетает кондор», 1916, Лима; хореографическая пантомима «Инкский балет», 1926, Париж), Э. Фава (балет «Видение Виракочи»), В. Стеа («Симфония на инкские темы»). Представители другого направления - Т. Валькарсель, А. Сас Орчасаль, К. Санчес Малага - стремились к созданию оригинальной музыки в национальном стиле.

После 2-й мировой войны на музыку П. оказали значительное влияние модернистские течения. Этим объясняется стилистическая пестрота творчества современных композиторов, многие из которых сочетают традиционную манеру письма с авангардистскими приёмами: Э. Итурриага, С. Гарридо Лекка, X. Мальсио, Э. Пинилья. Ультрасовременные произведения принадлежат Э. Валькарселю; С. Боланьос экспериментирует в области электронных звучаний. Национальные традиции последовательно развивает А. Гевара Очоа.

Среди музыкантов П.: дирижёры - X. Белаунде, Л. Ла Роса, X. Мальсио; пианисты - Л. Моралес Маседо, Т. Кесада, Э. Гаяни; скрипачи - Э. Амадор, Э. Химено; гитаристка И. Гранда де Фульер.

Центр музыкальной жизни П. - Лима, где функционируют филармоническое общество, Национальная консерватория (основана в 1940-х гг.), Национальный симфонический оркестр (основан в 1938), Камерный оркестр, духовой ансамбль «Друзья музыки», хор «Орфео». Распространены вокально-инструментальные ансамбли (трио, квартеты), исполняющие народную и авторскую популярную музыку. Музыкальная жизнь в провинции бедна, лишь с конца 1940-х, в 50-х гг. стали открываться региональные музыкальные школы в некоторых центрах департаментов (с 1974 школы работают в Арекипе, Трухильо, Куско, Пьюре, Уануко, Аякучо).

Литература:

Струйский П. А., Национальная музыкальная культура, в сб.: Культура Перу, М., 1975;

Пичугин П. А., Музыкальная культура андских народов, М., 1979;

Harcourt R. et М. d’, La musique des Incas et ses survivances, P., 1925;

Sas A., La formación del folklore peruano, «Boletín latino-americano de música», 1936, v. 2;

Raygada C., Panorama musical del Perú, там же;

Stevenson R., The music of Perú. Aboriginal and viceroyal epochs, Wash., [1960];

его же, Music in Aztec and Inca territory, Berk.-Los Ang., 1968.

П. А. Ахундов.

В начало энциклопедии