Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Перу. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Перу. Архитектура и изобразительное искусство

Фигурный керамический сосуд.

Фигурный керамический сосуд.

750—400 до н. э.

Культура Чавин.

Перу. Архитектура и изобразительное искусство

Древняя культура П. представлена высокоразвитыми цивилизациями. Выделяют несколько периодов в развитии древнеперуанских культур, чётко различая горные районы и побережье. В 1-м тысячелетии до н. э. развиваются культура Чавин (горная область), следы которой находятся в Чавин-де-Уантар, а также культуры Салинар и Паракас (обе на побережье). К классическому периоду (первые века нашей эры) относится расцвет культур Рекуай (горная область), Наска и Мочика (обе на побережье). На берегах Тихого около расцветала культура Чиму (X-XV вв. н. э.). К последнему периоду доиспанского П. относится культура инков.

Архитектура П. богата великолепными памятниками древнего и колониального периодов. На побережье (в Чан-Чане, Пачакамаке, Моче, Парамонге и др.) сохранились ирригационные сооружения, храмы, пирамиды и другие сооружения I-XIII вв. - массивные постройки из адобов с плоским резным орнаментом. Архитектура древнего П. включала также города с прямоугольной сеткой улиц (Куско, Чан-Чан), культовые центры (Чавин-де-Уантар, Пукара), некрополи (Паракас) и т. д. В XV в. в высокогорных областях развивалось зодчество инков, возводивших суровые, лишённые орнамента постройки из огромных, великолепно отёсанных каменных блоков (крепости Мачу-Пикчу, Саксауаман). Архитектура конца XVI - первой половины XVII вв., которая развивалась в русле европейской художественной традиции и ориентировалась на испанские образцы, переосмысляла разнородные, пришедшие из метрополии влияния (готика, ренессанс, «мудехар») в духе местных представлений о красоте, по-своему интерпретируя формы испанского зодчества и внося в испанские прототипы неизвестные им лаконизм, приземистость, мощь: соборы в Лиме и Куско (архитектор Ф. Бесерра), церковь Сан-Хуан в Акоре (1590-1613) и др. Собор в Лиме (1572-1625) - пятинефная базилика с богато декорированным порталом и десятью капеллами по сторонам. Памятник двух эпох - собор в Куско (основное строительство - 1560-1654) завершает ранний этап развития зодчества колониальной эпохи (особенно характерен его интерьер - облицованные камнем стены и столбы, своды с готическими нервюрами). Главный фасад собора, его портал и завершения башен, выполненные в 1651-1657, - первый памятник барокко П. (развивавшегося во второй половине XVII - XVIII вв.), стиля, в котором национальное художественное своеобразие выразилось с наибольшей полнотой. Все последующие постройки школы Куско (церковь Ла Компаньия, 1651-68) развивают и варьируют особенности композиции этого собора. В отличие от проникнутой «индейским» духом школы Куско, архитектура Лимы - второго по значению художественного центра П. (церковь Сан-Франсиско, 1556-1624; дворец Торре Тагле, 1735), равно как архитектура Трухильо и других городов побережья, отмечена наибольшей близостью к европейским образцам.

Оригинальные архитектурные школы сформировались в Андах. Одним из самых крупных центров был г. Арекипа, постройки которого поражают замечательной верностью духу доколумбовой архитектуры, а также богатым резным декором. Школа Арекипы сформировалась на протяжении второй половины XVII в. и сохраняла свои особенности весь XVIII в. (церковь Ла Компаньия, 1595-1698; жилой дом Угартече, 1738).

Архитектура «метисского» стиля XVII-XVIII вв. в высокогорных областях Анд замечательна резьбой по камню, переосмыслением европейских норм и схем, экспрессией, драматизмом, обилием местных декоративных мотивов (церкви Сан-Педро в Сепите, 1765-88; Сантьяго в Помате, 1722-32, окончена в 1794).

В первой половине XIX в. получает распространение классицизм (применение его форм не повлекло за собой изменения характерного типа жилого дома с патио в центре), с середины XIX в. - эклектика, в начале XX в. - стиль «модерн», затем так называемый «колониальный стиль». С 20-30-х гг. XX в. распространяется «неоперуанский стиль», синтезирующий достижения современного зодчества с колониальным наследием, а с 30-40-х гг. отмечается поворот к функционализму (здание Министерства народного образования в Лиме, 1956, архитектор Э. Сеоане Рос). Крупной современной постройкой явился Гражданский и коммерческий центр в Лиме (1971, архитектор X. Гарсия Брисе, р. 1928, и др.).

Е. И. Кириченко.

Изобразительное искусство.

В доколумбовый период наибольшее развитие получила керамика: монохромные сосуды со стилизованными рельефами (культура Чавин), фигурные и расписные вазы (Паракас); особенно замечательны реалистические «портретные» сосуды (Мочика), многокрасочные росписи на вазах (Наска). Сохранились полихромные ткани из шерсти и хлопка (Паракас, Наска), а также изделия из золота и серебра (Мочика, Чиму, культура инков), которые поражают своим художественным совершенством.

Изобразительное искусство вице-королевства П. многое восприняло от индейского наследия. Архитектурный декор - резьба по дереву - сочетает мотивы и стилистические черты индейского и европейского происхождения (ретабло, скамьи хора, кафедры работы X. де Кастильи, 1660-1739). Искусство цветной глазурованной декоративной керамики объединило в себе местное наследие и испанскую традицию цветных керамических плиток (асулехо). Живопись в XVI-XVII вв. в основном следует европейской традиции. С XVI в. формируются художественные школы Куско и Лимы. Итальянский художник Б. Битти (1548-1610) принёс в живопись П. традиции маньеризма, а А. де Медоро (около 1567 - после 1631) - влияния барокко). В XVII в. достигает расцвета барокко Лимы; в Куско местные мастера, в том числе индейцы и метисы выработали оригинальный декоративно-плоскостный стиль, характеризующийся сочетанием религиозной тематики с фольклорной красочностью манеры (Д. Киспе Тито, 1648-1710). В живописи XVIII в. преобладает «метисский» стиль, широко использующий нар. индейские мотивы. В Лиме в этот период складывается школа портрета (К. Лосано, около 1700 - 1776). Испанец X. дель Посо (1759-1821) основал в Лиме Академию художеств. Среди скульпторов прославился индеец X. Т. Туйру Тупак.

В период борьбы за независимость определились новые национальные направления в развитии живописи. Первым художником периода независимости считается X. Хиль де Кастро, прозванный Мулато Хиль, написавший портреты С. Боливара, X. де Сан-Мартина, Б. О’Хиггинса и других лидеров освободительного движения. Получили известность художник И. Мерино (1817-1876) и Л. Монтеро (1830-1868) - авторы исторических и батальных полотен.

В первой половине и в середине XIX в. развивается искусство видового и жанрового рисунка (костумбризм), которое характеризуется интересом к нравам и обычаям народа. Сцены народной жизни и быта - основная тема работ художника-самоучки Ф. Фьерро, известного акварелиста, рисовальщика и колориста. Особый размах в XX в. получило движение за возрождение традиций древнего искусства, так называемое движение индеанистов, возглавленное художником X. Сабогалем. Произведения на темы из жизни индейцев создаёт М. Уртеага. Во второй половине XX в. в монументально-декоративной живописи преобладает национально-патриотическая тематика (росписи в здании Министерства образования в Лиме, 1956, художник Т. Нуньес Урета). Параллельно существуют группы художников, ориентирующихся на европейскую модернистскую живопись (абстракционисты: Ф. де Смело; А. Давила, р. 1912; Ф. Вега, р. 1932). В монументальных работах этого периода также распространён модернизм (скульптура X. Роки Рея, р. 1923; мозаика Ф. де Сисло для Нового кладбища в Лиме, (1956-58).

В народном искусстве (плащи-«пончо» с геометрическим узором; керамические сосуды, статуэтки; сосуды-«мате» из тыквы с выжженными рисунками; деревянные сосуды «керо» с яркой инкрустацией) соединяются индейские и испанские традиции.

В. С. Синюкова.

Литература:

Кинжалов Р. В., Искусство Древней Америки, М., 1962;

Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967;

Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972;

Enciclopedia del arte en América, v. 2, B. Aires, 1969;

Velarde H., Arquitectura peruana, Méx., 1946;

Cossio del Pomar F., Arte del Perú colonial, Méx.-В. Aires, 1958;

Rubín de la Borbolla D., Los tesoros artísticos del Perú, Méx., 1961;

Anton F., Alt-Perú und seine Kunst, [2 Aufl.], Lpz., 1972;

Guidoni E., Magni R., Inka, Wiesbaden, 1974.

Главный клуатр монастыря Ла Мерсед в Куско.

М. де Торрес, X. Толедано и др.

Главный клуатр монастыря Ла Мерсед в Куско.

1669—70.

Дворец Торре Тагле в Лиме.

Дворец Торре Тагле в Лиме.

1735.

Фасад.

Собор в Пуно.

С. де Асто.

Собор в Пуно.

Первая половина XVIII в., портал — 1757.

Слева — фрагмент ретабло церкви Сан-Мигель в Помате. Справа — фрагмент портала церкви Сан-Педро в Сепите.

Слева — фрагмент ретабло церкви Сан-Мигель в Помате.

Дерево.

Вторая половина XVIII в.

Справа — фрагмент портала церкви Сан-Педро в Сепите.

Камень.

1765—88.

Особняк в «неоперуанском стиле» в Оррантии.

Особняк в «неоперуанском стиле» в Оррантии.

1920-е гг.

Э. Сеоане Рос. Жилой дом «Насаренас» в Лиме.

Э. Сеоане Рос.

Жилой дом «Насаренас» в Лиме.

1952—54.

Х. Сабогаль. «Амаута».

Х. Сабогаль. «Амаута».

1927.

Х. Сабогаль. Рисунок из серии «Беженцы».

Х. Сабогаль.

Рисунок из серии «Беженцы».

Ф. Ласо. «Индеец-гончар».

Ф. Ласо.

«Индеец-гончар».

Середина XIX в.

Муниципальная пинакотека.

Лима.

К. Киспес Асин. «Миссионеры в лесах Амазонки».

К. Киспес Асин.

«Миссионеры в лесах Амазонки».

Фреска.

1943.

Х. Рока Рей. Памятник в Трухильо.

Х. Рока Рей.

Памятник в Трухильо.

1956.

Фрагмент.

Цитадель Парамонга.

Цитадель Парамонга. Первая половина 2-го тыс. н. э. Общий вид.

Глинобитная стена с ковровым рельефом в Чай-Чане.

Глинобитная стена с ковровым рельефом в Чай-Чане.

X—XV вв.

Полихромный керамический сосуд. Культура Паракас.

Полихромный керамический сосуд.

Культура Паракас.

Музей Линден.

Штутгарт.

Раскрашенная хлопчатобумажная маска. Культура Паракас.

Раскрашенная хлопчатобумажная маска.

500—250 до н. э.

Культура Паракас.

Музей текстиля.

Вашингтон.

Ткань. Культура Паракас.

Ткань.

400 до н. э. — начало н. э.

Культура Паракас.

Фигурный керамический сосуд с изображением жреца-ягуара или демона, вершащего суд.

Фигурный керамический сосуд с изображением жреца-ягуара или демона, вершащего суд.

250—500.

Трухильо (департамент Либертад).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Полихромный сосуд в форме фигуры воина. Культура Мочика.

Полихромный сосуд в форме фигуры воина.

Керамика.

I—VIII вв.

Культура Мочика.

Керамический сосуд в форме свернувшейся змеи. Культура Прибрежное Тиауанако.

Керамический сосуд в форме свернувшейся змеи.

750—1000.

Культура Прибрежное Тиауанако.

Чокай (департамент Лима).

Музей индейца.

Нью-Йорк.

Керамическая группа, изображающая рыбаков. Культура Мочика.

Керамическая группа, изображающая рыбаков.

I—VIII вв.

Культура Мочика.

«Туми». Культура Чиму.

«Туми» (церемониальный нож).

Золото, инкрустированное бирюзой.

800—1400.

Культура Чиму.

Ламбаеке.

Национальный музей антропологии и археологии.

Лима.

Ф. Бесерра и др. Собор в Куско.

Ф. Бесерра и др.

Собор в Куско.

1560—1654.

Х. Б. Эхидьяно и др. Церковь Ла Компаньия в Куско.

Х. Б. Эхидьяно и др.

Церковь Ла Компаньия в Куско.

1651—68.

Ф. Бесерра и др. Собор в Лиме.

Ф. Бесерра и др.

Собор в Лиме.

1572—1625.

Окончен в 1797.

К. Васконсельос, М. Де Эскобар. Церковь монастыря Сан-Франсиско в Лиме.

К. Васконсельос, М. Де Эскобар.

Церковь монастыря Сан-Франсиско в Лиме.

1556—1624, перестроена в 1657—74.

П. Дель Куадро. Церковь Сан-Мигель в Кайме.

П. Дель Куадро.

Церковь Сан-Мигель в Кайме (близ Арекипы).

1719—30.

Фрагмент главного фасада.

Школа Куско. «Архангел-мушкетер».

Школа Куско.

«Архангел-мушкетер».

XVIII в.

Х. Кодесидо. «Человек с палкой».

Х. Кодесидо.

«Человек с палкой».

Деревянный лаковый сосуд.

Деревянный лаковый сосуд. XII—XV вв.

Культура инков.

Деревянные кубки («керо»).

Деревянные кубки («керо»).

1550—1600.

Культура инков (поздний период).

Департаменты Лима и Куско.

Музей индейца.

Нью-Йорк.

В начало энциклопедии