Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Парагвай. Музыка

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Парагвай. Музыка

Парагвай. Музыка

Народная музыка Парагвая включает два самостоятельных фольклорных пласта: индейскую музыку (прежде всего гуарани, а также мака, мокоби, тоба и других индейских племён) и креольскую. Музыка парагвайских индейцев своеобразна и достаточно развита в жанровом отношении (обрядовые, трудовые, исторические, лирические песни; инструментальная музыка).

Среди музыкальных инструментов распространены различные духовые - продольные и поперечные флейты (их общее наименование мимби), окарины, свистульки, костяные (конгоэра) и бамбуковые (туру) трубы; барабаны и другие ударно-шумовые инструменты, в том числе погремушки мбарака (см. Марака), бамбуковые или тростниковые палки для отбивания ритма во время танца. Известен «музыкальный лук» (с тыквой в качестве резонатора).

В колониальный период миссионеры-иезуиты основали на территории П. специальные школы, где обучали индейцев церковному пению и игре на европейских музыкальных инструментах. На протяжении полутора веков (иезуиты были изгнаны из Латинской Америки в 1767) миссии поставляли музыкантов-индейцев в Буэнос-Айрес, Кордову и другие города вице-королевства.

Креольская музыка П. обладает чертами, общими для креольской музыки всей Латинской Америки, в частности Аргентины и Уругвая. Однако она отличается и национальным своеобразием. Самые популярные танцы - парагвайская полька (подвижный парный танец в 3-дольном метре, с синкопированной мелодией; не имеет ничего общего с европейской полькой, генетически связан с обширным семейством южноамериканских креольских танцев XVIII в. типа самакуэка и гато), голондриана, сьело (сьелито), солито, вальс. Традиционные песенные жанры - парагвайский кансьон и гуарания. Главные музыкальные инструменты креолов - гитара и арфа.

Профессиональная музыка начала развиваться в XIX в. В 1-й половине XIX в. практически единственными постоянными музыкальными коллективами были военные духовые оркестры. Первые музыкальные спектакли (40-60-е гг. XIX в.) осуществлялись в основном иностранными артистами. В последней четверти XIX в. стали регулярными гастроли итальянских, испанских оперных трупп, музыкальная жизнь страны оживилась. Итальянские оперы ставились на сценах Национального театра (ныне Муниципальный), театра «Олимп». Важным событием культурной жизни было создание в 1895 Парагвайского института в Асунсьоне, имевшего музыкальную секцию, симфонический оркестр. В 1913 была открыта Парагвайская гимназия, также располагавшая симфоническим оркестром и струнным «Гайдн-квартетом». Институт и гимназия, которые в 1934 были объединены в «Парагвайский Атенеум», вели активную концертную деятельность.

Среди парагвайских музыкантов конца XIX - начала XX вв. - композитор, певец и дирижёр Л. Каведаньи (издал «Альбом популярных парагвайских музыкальных пьес»), композитор, скрипач и дирижёр Н. Пельегрини (один из авторов Национального гимна, ему принадлежит первая парагвайская сарсуэла «Земля гуарани», 1912), скрипач, композитор и дирижёр Ф. Сентурион, дирижёр и композитор М. Лефранк. В XX в. выдвинулась группа композиторов национальной ориентации: X. М. Бётнер (автор балета «Сон Рене», симфонических произведений, а также монографии «Музыка и музыканты Парагвая», 1957), Р. Хименес (среди его сочинений - «Парагвайская сюита» на народные темы), X. А. Флорес, создавший новый жанр лирических песен гуарания, Э. Хименес (автор кантаты «Парагвай возродится», национальной патриотической песни «Серро Кора»), К. Лара Барейро (автор «Парагвайской сюиты» для оркестра и других симфонических произведений). Среди музыкантов-исполнителей - пианисты Э. Л. Брыницкий, Л. Аранда, М. М. Сальседо, скрипачи Э. Миш, К. Эскобар, певицы С. Мендоса, X. Окампос, исполнитель фольклорных песен А. Барбоса.

Спектакли и концерты в П. даются нерегулярно. В Асунсьоне работают музыкальные классы при «Парагвайском Атенеуме», музыкальное педагогическое училище (открыто в 1940), имеется ряд частных музыкальных общественных и учебных заведений. Музыканты вместе с другими деятелями искусства и науки объединены в Ассоциацию парагвайских авторов (основана в 1951).

Литература:

Boettner J. М., Música у músicos del Paraguay, Asunción, [1957].

В начало энциклопедии