Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Парагвай. Архитектура и изобразительное искусство

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Парагвай. Архитектура и изобразительное искусство

Церковь Сан-Роке в Ягуароне.

Церковь Сан-Роке в Ягуароне.

Около 1670—1720.

Парагвай. Архитектура и изобразительное искусство

Индейское искусство Парагвая до XVI века сводилось к украшению керамики и одежды. При иезуитах (см. Иезуитов государство 1610-1767) в миссиях (редукциях) строились архитектурные комплексы с церковью, большими дворами, мастерскими, складами, домами для индейцев. Трёхнефные каркасные церкви с галереями имели примитивные фасады из кирпича и адобов и сверкающие позолотой интерьеры. В конце XVII и XVIII вв. в миссиях строились также каменные церкви и дома (архитектор X. Б. Примоли; А. Форкада, 1701 - после 1767). Для городов характерны каркасные постройки с галереями - церкви (в Ягуароне, около 1670-1720, и др.), рынки, жилые дома. В деревнях распространены хижины из адобов, глины, тростника. Самобытна и выразительна резьба по дерезу мастеров-индейцев в церквах миссий (тропические звери и плоды, Христос и ангелы с индейскими лицами). Известный живописец этого периода - Л. Берже (1584-1639), автор произведений на религиозные темы. В 1840-65 парагвайская столица Асунсьон была перепланирована и застроена общественными зданиями и дворцами в классическом стиле (архитектор А. Равицца, около 1810 - после 1865), 2-этажными каменными домами. Новаторскими были металлические конструкции вокзала. Неоклассицизм господствовал в П. до 1945, когда широко началось строительство в современном стиле. В XIX в. приобрели известность живописцы С. Риос (около 1840 - 1922) и А. Гарсия (около 1830 - около 1870), обращавшиеся к изображению людей и природы П. В XX в. жизнь, история и художественные традиции народа отразились в живописи П. Альборно и А. Гевары (1904-1964), в скульптуре А. Пеньи (1884-1960) и В. Польяроло (1905-1962), офортах X. де ла Эррерии (1888-1937), жанровых композициях О. Блиндер (р. 1921). Влиятельны и модернистские течения. Среди народных изделий - тонкие кружева «ньяндути», глиняные фигурки и сосуды, деревянные и костяные подвески, плетёные сумки, украшения из перьев.

A. М. Кантор.

Литература:

Giuria J., La arquitectura en el Paraguay, [B. Aires], 1950;

Busaniche H., La arquitectura en las misiones jesuíticas guaraníes, Santa Fe, [1955].

Церковь иезуитской миссии Хесус.

А. Форкада и др.

Церковь иезуитской миссии Хесус.

Середина XVIII в., разрушена в 1775.

Дворец правительства в Асунсьоне.

А. Равицца. Дворец правительства в Асунсьоне.

1840—65.

Треугольное в плане здание в Асунсьоне.

Треугольное в плане здание в Асунсьоне.

Середина XX в.

Рельеф из иезуитских миссий.

Рельеф из иезуитских миссий.

Дерево.

XVIII в.

Музей Ла-Платы в г. Ла-Плата (Аргентина).

П. Альборно. «Кружевницы».

П. Альборно.

«Кружевницы».

О. Блиндер. «Прачки».

О. Блиндер.

«Прачки».

А. Гевара. «Фигура».

А. Гевара. «Фигура».

Кариатида и статуя Христа из миссии Хесус.

Кариатида и статуя Христа из миссии Хесус.

Дерево.

Середина XVIII в.

В начало энциклопедии