Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Панама. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Панама. Литература

Панама. Литература

Литература развивается на испанском языке. Своеобразие исторического пути П. определило замедленный процесс формирования её национальной литературы. В период испанского владычества (1509-1821) значительных литературных памятников создано не было. До середины XIX в. литература П. складывалась в русле колумбийской литературы. Но ещё до отделения П. от Колумбии в 1903 развитие экономики и культуры страны определило стремление народа к созданию национальной литературы. Большая роль в этом принадлежит Обществу любителей просвещения (основано в 1845), из которого вышли первые поэты-романтики: X. Колунхе (1837-1899), Т. М. Фёйс (1834-1862), X. М. Алеман (1830-1887), М. Х. Перес (1830-1895), А. Дени де Икаса (1836-1911).

На рубеже XIX и XX вв. в П. сформировался модернизм. Его представители, во многом следовавшие французским символистам и «парнасцам», объединились вокруг журнала «Космос» («El Cosmos», 1896-97) и «Эральдо дель истмо» («El Heraldo del Istmo», 1904-06): поэты и прозаики Д. Эррера (1870-1914; сборник рассказов «Дальние времена», 1903), Г. Андреве (1879-1940; сборники стихов «В тени арки», «На воде», оба - 1925), С. Понсе Агилера (1868-1945), Л. А. Сото (1874-1902), поэтесса М. О. де Обальдия (р. 1891; сборник «Архидея», 1926), публицисты П. Аросемена (1836-1920), Б. Поррас (1856-1902). Многие модернисты, а также их непосредственные продолжатели - поэты так называемого первого поколения республики (р. Миро, 1883-1940, и др.) - были участниками политической борьбы, способствовали развитию национальной литературы, выступали за социальный прогресс. Обращением к социальным и политическим проблемам национальной жизни, протестом против бесправия негров выделяется творчество Г. О. Эрнандеса (1893-1918; поэтические сборники «Мелодии былого», 1915, «Аметистовый бокал», 1923, посмертно).

Буржуазно-демократическая революция в Мексике (1910-17), события 1-й мировой войны определили размежевание панамской литературной интеллигенции в 20-30-х гг. Поэты Р. Х. Бермудес (р. 1914), Т. Диас Блайтри (р. 1919), Р. Х. Лауренс (р. 1910) пошли по пути формалистических исканий и увлечения сюрреализмом. Авангардистские тенденции были присущи в этот период поэзии Р. Синана (р. 1904; сборник стихов «Волна», 1929). С другой стороны, рост антиимпериалистических настроений в эти годы во многом способствовал укреплению демократического направления. Национальный колорит, интерес к жизни народа, присущие поэзии Д. Корси (1899-1957; сборник стихов «Ветер в горах», 1926), позднее ярко проявились в творчестве Д. Эрреры Севильяно (1902-1950; поэтический сборник «Песнь раба», 1947) и X. А. Монкады Луны (р. 1926; поэма «Уррака»). К концу 20-х гг. относится появление бытописательской реалистической прозы: произведения И. де Х. Вальдеса (1902-1959; «Панамские рассказы о городе и деревне», 1928), X. Э. Уэрты (р. 1899; сборник рассказов «Крестьянская душа», 1930) и др. В 40-50-х гг. к реалистическому изображению быта панамского крестьянства обращались в рассказах X. М. Нуньес (р. 1894; сборники «Креольские рассказы», 1947, «Рассказы», ч. 1-2, 1954-55), М. А. Родригес (р. 1919; сборники «Поле изнутри», 1947, «Луна в Верагуасе», 1948), X. Б. Техейра (р. 1901), а также X. Б. Соса (1910-1956) в романе «Дороги обрываются на вершине» (1957). Coca и Техейра выступили также в жанре исторического романа.

После 2-й мировой войны, на протяжении последнего тридцатилетия, основное место в литературе П. заняла антиимпериалистическая тема: поэтические сборники «Остриё и плач» (1948), «Жизнь во мраке» (1962), «Стихи народа» (1973), сборник рассказов «Фарагуаль» (1960) К. Ф. Чангмарина (р. 1922), который ввёл в панам, литературу образ борца-коммуниста, романы «Зелёная луна» (1951), «Узники Гамбоа» (1960) X. Беленьо (р. 1922), новеллы Э. Чуэса (р. 1934), X. М. Баярда Лермы (р. 1937), поэзия Д. Морана (р. 1932), X. А. Кордовы (сборник «Посев зари», 1963), Р. Лускандо (книга «Идти против ветра», 1968) и другие. Протест против социальной несправедливости, призыв к борьбе звучат в романах «Главарь» (1944) X. Кахара Эскалы (р. 1915), «Курс на Койбу» (1949) М. Риеры (р. 1920), «Дезертиры» (1952) Р. Х. Хурадо (р. 1922), «Тёмная улица» (1955) Р. Осореса (р. 1910). Губительная власть американской компании «Юнайтед фрут компани», жестокая эксплуатация рабочих на плантациях показаны в рассказах X. М. Санчеса (р. 1918; сборник «Ливневые дожди», 1948) и в романе С. А. Канданедо (р. 1906) «В подполье» (1957). Среди поэтов, выступивших в 50-80-е гг., выделяются X. де Х. Мартинес (р. 1929; сборники «Одностороннее движение», 1967. «От имени всех», 1972), X. Г. Рос Санет (р. 1930; сборники «Основные стихи», 1956, «Без небесного цвета», 1961), С. И. Нуньес (р. 1934; сборник «Письмо Белоснежке», 1976), Берталисия Перальта (р. 1939; «Гимн радости», 1973, «Книга басен», 1976), Б. Рамон (р. 1939; сборник «Грузовик», 1972), Д. Л. Питти (р. 1940), А. дель Росарио (1945) и др. С драмами «Страшный суд» (1962), «Нуль и трое идущих» (1970) выступил X. де Х. Мартинес.

Литература:

Корреа Васкес П., Дом, с которого все начинается. (Заметки о молодой панамской поэзии), пер. с исп., «Иностранная литература», 1979, № 11;

Del Saz A., Nueva poesía panameña, [Madrid], 1954;

Miró R., La literatura Panameña de la República, Panamá, 1960;

García S. I., Historia de literatura panameña, Méx., 1964.

И. В. Винниченко.

В начало энциклопедии