Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Организация американских государств

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Организация американских государств

Организа́ция америка́нских госуда́рств (ОАГ; исп. Organización de los Estados Americanos, англ. Organization of American States), региональная международная организация, объединяющая страны Латинской Америки, Карибского бассейна и США. Создана 30 апреля 1948 на 9-й Межамериканской конференции в Боготе (Колумбия) на базе существовавшего с 1890 Панамериканского союза. В состав ОАГ входят (1979): Аргентина, Барбадос, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Сент-Люсия, Содружество Доминики, США, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка. До 1962 в работе ОАГ в качестве её члена участвовала Куба. В 1971 учреждён институт постоянных наблюдателей при ОАГ, которых аккредитовали Бельгия, Гайана, Израиль, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, ФРГ, Франция, Швеция, Япония. Местопребывание основных органов ОАГ — Вашингтон.

Формально провозглашёнными целями ОАГ являются: поддержание мира и безопасности на континенте; мирное урегулирование споров между государствами-членами; организация совместных действий против агрессии; решение общими усилиями государств-членов стоящих перед ними политических, экономических, правовых проблем; содействие социальному, экономическому, культурному развитию стран — участниц организации.

Первоначально принципы деятельности и структура ОАГ определялись уставом 1948, в основу которого был положен Межамериканский договор о взаимной помощи (Рио-де-Жанейро пакт 1947). В соответствии с этим уставом основными органами ОАГ являлись: Межамериканская конференция (высший орган; созывалась 1 раз в 5 лет). Консультативное совещание министров иностранных дел, Совет ОАГ (постоянный исполнительный и административный орган во главе с председателем, избиравшийся ежегодно), Панамериканский союз — Генеральный секретариат (постоянный орган ОАГ во главе с секретарём, избирался на 10 лет) и др.

На 3-й чрезвычайной Межамериканской конференции (Буэнос-Айрес, февраль 1967) был подписан протокол реформы устава ОАГ (Протокол Буэнос-Айреса 1967), который внёс изменения в структуру ОАГ. В соответствии с протоколом (вступил в силу 27 февраля 1970) органами ОАГ являются:

Генеральная ассамблея (ГА), высший орган ОАГ, определяет общую политику организации. Сессии ГА проводятся ежегодно в странах — участницах ОАГ поочерёдно. ГА компетентна рассматривать любой вопрос, касающийся отношений между американскими государствами. Решения ГА принимаются большинством голосов, за исключением тех случаев, когда в соответствии с уставом требуется наличие 2/3 голосов.

Консультативное совещание министров иностранных дел, созывается для рассмотрения особо важных вопросов. При совещании функционирует Консультативный комитет обороны, состоящий из высших военных представителей государств — членов ОАГ.

Постоянный совет, состоящий из представителей стран-участниц в ранге послов. Уполномочен содействовать мирному разрешению споров между государствами, входящими в ОАГ, посредством своего спец. органа — Межамериканского комитета по урегулированию споров мирными средствами. Постоянный совет может временно действовать как консультативный орган. Руководит деятельностью Генерального секретариата ОАГ.

Межамериканский экономический и социальный совет, координирует проведение мероприятий экономического и социального характера. Собирается ежегодно. В период между сессиями действует Постоянная исполнительная комиссия.

Межамериканский совет по образованию, науке и культуре. Межамериканский юридический комитет, координирует деятельность по разработке и кодификации норм международного права, изучению юридических проблем интеграции в странах Латинской Америки, возможностей унификации их законодательства. Межамериканская комиссия по правам человека.

Генеральный секретариат, постоянный центральный орган ОАГ, осуществляет контроль за исполнением постановлений ГА, Консультативного совещания министров иностранных дел и советов ОАГ. Возглавляется генеральным секретарём, избираемым ГА сроком на 5 лет.

Специализированные конференции, созываются для обсуждения определённых аспектов межамериканского сотрудничества в области экономики, здравоохранения, образования, транспорта и др.

Специализированные учреждения, создаются на основе многосторонних межправительственных соглашений. В их числе: Межамериканский институт сельскохозяйственных наук, Панамериканская организация здравоохранения, Межамериканская комиссия женщин, Межамериканский институт защиты детей, Панамериканский институт географии и истории, Межамериканский индеанистский институт.

Специализированные агентства, комиссии: Межамериканский совет обороны (вырабатывает рекомендации по совместной обороне и борьбе с так называемой подрывной деятельностью; попытки США превратить совет в постоянный орган с широкими полномочиями наталкиваются на противодействие латиноамериканских стран), Межамериканский статистический институт, Межамериканская комиссия по атомной энергии. Бюджет ОАГ складывается из ежегодных взносов государств-членов (свыше 60% бюджета покрывают США).

США постоянно использовали ОАГ в качестве орудия экономической, политической и идеологической экспансии в ЛА. Выдвинутая правящими кругами США «доктрина первоочередного разбирательства в ОАГ» пыталась сделать разрешение спорных вопросов, возникающих между государствами — членами ОАГ, сферой компетенции исключительно ОАГ, изъяв их из рассмотрения Совета Безопасности ООН. Под нажимом США ОАГ осуществила ряд акций по подавлению освободительного движения на континенте, попустительствовала агрессии США в Гватемале (1954) и Панаме (1964), участвовала в интервенции США в Доминиканской Республике (1965), во время которой под эгидой ОАГ были созданы (на временной основе) так называемые «межамериканские вооружённые силы», приняла ряд антикоммунистических резолюций. После победы Кубинской революции (1959), в обстановке роста антиимпериалистических настроений в Латинской Америке, правящие круги США активизировали свою деятельность внутри ОАГ, с тем чтобы сохранить её под своим влиянием, придать своей политике видимость «общеамериканской» и под флагом ОАГ подавить антиимпериалистическое движение на континенте. На основании так называемой доктрины несовместимости, согласно которой государство, вступившее на социалистический путь развития, «не может принимать участия в работе ОАГ и её органов», 8-е Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) под нажимом США приняло 30 января 1962 незаконное решение об исключении из ОАГ «нынешнего правительства» Кубы. В 1964 ОАГ приняла решение о разрыве странами — членами организации дипломатических и торговых отношений с Кубой. Этому решению не подчинилась Мексика, сохранившая свои отношения с Кубой. В дальнейшем всё большее число латиноамериканских стран высказывалось за отмену антикубинских санкций. США стремились использовать ОАГ для пропаганды реакционных теорий «панамериканской солидарности» (см. Панамериканизм), «географического детерминизма», «экономическая взаимозависимости» и др., направленных на идеологическое разоружение латиноамериканских народов и оправдание экспансионистской политики американского империализма.

Со второй половины 60-х гг. усилилось стремление ряда латиноамериканских стран к проведению независимого внешнеполитического курса, обострились противоречия между латиноамериканскими странами и монополистическими кругами США. В этой обстановке США начали выступать с планами расширения военно-политических функций ОАГ. Латиноамериканские страны, напротив, стремились к усилению эффективности ОАГ в решении социально-экономических проблем и превращению её в орган равноправного межамериканского сотрудничества. Отражением этих противоречий явился, в частности, Протокол Буэнос-Айреса 1967. Помимо организационных изменений в структуре ОАГ протокол по инициативе латиноамериканских стран зафиксировал ряд положений, отвечающих их интересам (детализация процедуры мирного разрешения споров между государствами-членами, осуждение агрессии, юридическое закрепление принципа суверенного равенства государств, расширение круга решаемых ОАГ экономических проблем и др.). В то же время протокол оставлял в силе многие положения устава 1948, направленные на защиту интересов монополий США. Стремясь к усилению своего влияния в ОАГ, монополистические круги США создали в январе 1970 Ассоциацию содействия ОАГ, в которую вошли представители крупных корпораций и банков США, имеющих интересы в странах Латинской Америки. Ассоциация призвана усилить финансовую поддержку ОАГ и содействовать реализации частных американских инвестиций через экономические органы ОАГ.

Углубление противоречий между латиноамериканскими странами и США проявлялось на ежегодных сессиях ГА ОАГ. На 1-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Сан-Хосе, Коста-Рика, апрель 1971) представители Бразилии и Венесуэлы внесли проект резолюции, в которой содержался призыв к США вести торговлю с латиноамериканскими странами на более справедливой основе, не применять протекционистских мер, устранить таможенные барьеры (за резолюцию голосовали делегаты всех стран кроме США, представитель которых при голосовании воздержался).

На 2-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1972) генеральный секретарь ОАГ Г. Пласа Ласо подчеркнул, что латиноамериканская политика США в 60—70-е гг., в частности дискриминационные меры, направленные на то, чтобы выйти из экономического кризиса за счёт других стран, «неблагоприятно повлияла на состояние межамериканских отношений». Делегаты Чили, Перу, Венесуэлы, Эквадора и др. осудили выступление государственного секретаря США У. Роджерса, в котором содержалась угроза применения экономии, санкций в отношении стран, национализирующих собственность американских монополий. Была принята резолюция «Об укреплении принципов невмешательства и самоопределения народов и мерах по обеспечению соблюдения этих принципов». Отражением новой расстановки сил в ОАГ явились выступления ряда делегатов за расширение связей с СССР и другими социалистическими странами, в частности за аннулирование санкций против Кубы.

На 3-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, апрель 1973) представители Венесуэлы, Колумбии, Панамы, Перу, Чили, Уругвая потребовали радикальной реорганизации ОАГ, с тем чтобы строить межамериканские отношения на принципах «идеологического плюрализма», означающего признание за странами региона права избирать по своему усмотрению экономический, социальный, политический строй. Они настаивали на пересмотре устава ОАГ, её политических и юридических принципов, перенесении штаб-квартиры организации в столицу одной из латиноамериканских стран. Представитель Колумбии призвал к пересмотру Межамериканского договора о взаимной помощи 1947. Сессия одобрила декларацию об «идеологическом плюрализме», резолюцию о создании специальной комиссии по перестройке межамериканской системы. Решительному осуждению большинства делегатов на этой и последующих сессиях подверглась позиция США в вопросе о Панамском канале. По инициативе Панамы, Перу, Чили, Эквадора была принята резолюция, предусматривающая разработку системы мер «с целью недопущения вмешательства многонациональных компаний во внутренние дела государств».

Совместные выступления стран Латинской Америки в ОАГ и рост антиимпериалистических настроений на континенте вынудили правительство США наряду с дифференцированным подходом к отдельным государствам региона выдвинуть осенью 1973 лозунг «нового диалога» со странами Латинской Америки. Встречи представителей США и стран Латинской Америки и предшествовавшие им совещания латиноамериканских стран в рамках «нового диалога» происходили вне ОАГ, что свидетельствовало об углубляющемся кризисе этой организации.

«Новый диалог» не устранил острых противоречий между латиноамериканскими странами и США. На 4-й сессии ГА ОАГ (Атланта, США, апрель 1974) генеральный секретарь ОАГ Плата Ласо констатировал, что кризис межамериканской системы является символом кризиса в отношениях между США и Латинской Америкой.

Новой акцией США, направленной против интересов стран Латинской Америки, стал принятый конгрессом США закон 1974 о торговле, нанёсший тяжёлый удар по экспорту латиноамериканских товаров в США. Резолюция чрезвычайного заседания Постоянного совета ОАГ в Вашингтоне (январь 1975) квалифицировала закон как дискриминационный в отношении стран Латинской Америки и противоречащий основным принципам ОАГ. Резолюция, требующая от правительства США изменить закон в соответствии с принципами устава ОАГ, была принята также на 5-й ежегодной сессии ГА ОАГ (Вашингтон, май 1975). На сессии была создана комиссия в составе представителей Коста-Рики, Мексики, США и Уругвая для подготовки плана новой реформы ОАГ.

На специальном Совещании стран — членов ОАГ (Сан-Хосе, июль 1975) был принят так называемый пакт Сан-Хосе о пересмотре некоторых положений пакта Рио-де-Жанейро 1947. В документе закреплён принцип невмешательства и право каждого государства региона самостоятельно избирать свою политическую, экономическую и социальную систему. Одна из статей предусматривает необходимость коллективной гарантии экономической безопасности стран — членов ОАГ как условия поддержания мира и безопасности на континенте. В то же время сохранено положение об организации «взаимной обороны» в случае так называемого внеконтинентального вторжения, что даёт империалистическим кругам США возможность использовать ОАГ в своих интересах. Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ в Сан-Хосе 20 июля приняло резолюцию, предоставившую странам — членам ОАГ право самостоятельно решать вопрос об их отношениях с Кубой, что означало фактическую отмену антикубинских санкций. В докладе комиссии по правам человека были документально засвидетельствованы и осуждены грубейшие нарушения прав человека в Чили после военного переворота 1973.

Несмотря на протесты ряда латиноамериканских стран, 6-я ежегодная сессия ГА ОАГ (июнь 1976) была проведена в Сантьяго (Чили). Большинство делегатов сессии выступило с осуждением подавления гражданских и конституционных свобод в Чили. В результате позиции, занятой представителем США, сессия приняла резолюцию, в которой проблема прав человека ставилась применительно к Западному полушарию в целом и обходилось молчанием положение в Чили. В специальной резолюции, принятой на сессии, содержался призыв к конгрессу США отменить дискриминационные статьи закона о торговле.

7-я сессия ГА ОАГ (Сент-Джорджес, Гренада, июнь 1977) приняла резолюцию, призывающую отказаться от практики нарушения прав человека и осуждающую эту практику; при этом был отвергнут доклад о мнимом нарушении прав человека на Кубе. На сессии не получили реализации предложения ряда делегаций об изменении устава ОАГ с целью включить в него положения о необходимости установления нового международного экономического порядка и др.

На 8-й сессии ГА ОАГ (Вашингтон, июнь 1978) был принят ряд резолюций, отражавших недовольство латиноамериканских стран дискриминационной политикой США в области торговли, их протекционизмом и игнорированием консультативных органов ОАГ. В специальной резолюции о транснациональных корпорациях содержалось требование о невмешательстве корпораций во внутренние дела стран, на территории которых они действуют. Участники сессии осудили нарушения прав человека в Чили, Уругвае, Парагвае.

Консультативное совещание министров иностранных дел стран — членов ОАГ (Вашингтон, июнь 1979) приняло резолюцию, осуждающую диктаторский режим в Никарагуа и требующую отставки диктатора А. Сомосы. В то же время сессия отклонила предложение США о создании так называемых вооруженных сил по поддержанию мира (режим Сомосы в Никарагуа пал под ударами демократических сил страны в июле 1979).

9-я сессия ГА ОАГ (Ла-Пас, Боливия, октябрь 1979) отразила озабоченность народов Латинской Америки наращиванием военного присутствия США в Карибском бассейне. На сессии была принята «Декларация Ла-Паса», проект которой представлен странами Андской группы. Декларация призывает к строгому соблюдению принципа невмешательства государств — членов ОАГ во внутренние дела друг друга и призывает воздерживаться от действий, способных нанести ущерб торговле с развивающимися странами. Эти положения декларации свидетельствуют о намерении латиноамериканских стран более решительно, чем в прошлом, противостоять экономическому диктату США.

10-я сессия ГА ОАГ (Вашингтон, ноябрь 1980) характеризовалась выступлениями представителей латиноамериканских стран против гегемонистской политики США, за развитие отношений между США и странами Латинской Америки на принципах «идеологического и политического плюрализма» и равноправного партнёрства. Негативную реакцию участников сессии вызвало навязанное делегацией США обсуждение вопроса о правах человека в том направлении, как его трактовала американская администрация. Представители многих латиноамериканских стран высказывались за рассмотрение этой проблемы в более широком плане, с учётом её социально-экономических и политических аспектов.

Несмотря на постоянные попытки США сохранить и усилить своё влияние в ОАГ, в деятельности этой организации всё более даёт себя знать стремление латиноамериканских стран к защите своих национальных интересов и независимому развитию, к продолжению процесса разрядки международной напряжённости, что ведёт к повышению их роли в системе современных международных отношений. Показателем растущего стремления латиноамериканских стран к единству действий, к координации дипломатических акций в целях содействия осуществлению экономических, социальных и других мероприятий вне рамок ОАГ явилось создание ряда латиноамериканских организаций без участия США, в частности Специальной латиноамериканской координационной комиссии, Андского пакта, Амазонского пакта, Латиноамериканской экономической системы и др.

В политических и деловых кругах латиноамериканских стран — членов ОАГ растёт заинтересованность в развитии связей со всеми странами мира. Усиливаются тенденции к расширению отношений с СССР и другими социалистическими странами.

Литература:

Гвоздарёв Б. И., Организация американских государств, М., 1960;

его же, Эволюция и кризис межамериканской системы, М., 1966;

его же, Латинская Америка в современных международных отношениях, М., 1974;

Неоколониализм США в Латинской Америке, М., 1970;

Внешняя политика стран Латинской Америки после Второй мировой войны, М., 1975;

Межгосударственные отношения в Латинской Америке, М., 1977;

США и Латинская Америка, М., 1978;

Manger W., Pan-America in crisis. The future of the OAS, Wash., 1961;

Dreier J., The Organization of American States and the hemisphere crisis, N. Y.—Evanston, 1962;

Stoetzer О. С., The Organization of American States, N. Y.—Wash.—L., 1965;

El sistema interamericano. Estudio sobre su desarrollo у fortalecimiento, Madrid, 1966;

Informe del Secretario General de la Organización de los Estados Americanos, Unión Pan-americana, Wash., 1958—70;

Las relaciones interamericanas. Una antología de documentos, Car., 1975;

Plaza G., 1968—1975, seven years of change, Wash., 1975.

Б. И. Гвоздарёв.

В начало энциклопедии