Энциклопедический справочник "Латинская Америка"
Никарагуа. Литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Никарагуа. Литература

Никарагуа. Литература

Литература Н. развивается на испанском языке. В период испанского владычества (XVI - начало XIX вв.) наиболее распространённый жанр - историко-бытовая хроника. Война за независимость испанских колоний в Америке (1810-26), в результате которой в 1838 Н. была провозглашена самостоятельной республикой, дала толчок развитию национальной литературы. В Н. появились первые в Латинской Америке образцы романтической поэзии - сборник «Стихотворения» (1826) Ф. Киньонеса Сунсина. До конца XIX в. романтизм оставался основным литературным направлением и в прозе, испытавшей влияние французского романтизма (романы А. Арагона, 1835 -?, Л. А. Вильи, ум. 1906), однако уже к началу XX в. в прозе утвердился костумбризм - романы Г. Гусмана, очерки X. Д. Гамеса, А. Флетеса Баланьоса. В литературе Н. почти на протяжении всей её истории преобладали поэтические жанры. Всемирную известность получило творчество Р. Дарио (1867-1916), родоначальника испано-американского модернизма, оказавшего большое влияние на развитие всей испаноязычной поэзии XX в. В сборниках стихов «Лазурь» (1888), «Песни жизни и надежды» (1905) и др. отразились поиски самобытных путей искусства, антиимпериалистические настроения и в то же время усвоение поэтических приёмов западноевропейского символизма. Последователи Дарио (так называемые рубен-даристы) усвоили не столько жизнеутверждающие, сколько декадентские мотивы его позднего творчества. Лишь в стихах С. Аргуэльо (1872-1940) звучат гражданские мотивы, заметно стремление отойти от формализма. Под влиянием европейского и североамериканского авангардизма в 20-30-е гг. развивалось творчество Л. А. Кабралеса (р. 1901), X.Коронеля Уртечо (р. 1906). Подъём демократического и революционного движения в Н. в 20-30-е гг. XX в., протест против империалистической политики США нашли отражение в романах Э. Роблето (р. 1895) «Кровь в тропиках» (1930) и «Душители» (1933), в сборнике антивоенных стихов С. де ла Сельвы (1893-1959) «Неизвестный солдат» (1922). В период диктатуры семейства Сомоса многие писатели подверглись репрессиям. Прогрессивные поэты С. де ла Сельва, А. Пальяйс (1886-1954), М. Куадра (1907-1957), А. Ордоньес Аргуэльо (р. 1913), оказавшиеся в изгнании, призывали своих соотечественников к сопротивлению. Традиции политического романа 30-х гг. продолжил Л. Чавес Альфаро («Поглоти меня, земля», 1969). Для творчества многих поэтов периода диктатуры Сомосы, оставшихся в Н., характерны отход от социальной тематики, обращение к вечным темам (любовь, добро и зло, жизнь и смерть), воспевание родной земли, размышления о смысле поэтического творчества: П. А. Куадра (р. 1912; сборники «Земля обетованная», 1952, «Песни Сифара», 1971), М. Т. Санчес (р. 1918; сборники «Оазис», 1943, «Горькая песнь», 1958), О. Роблето (р. 1935; сборник «Загадка и сфинкс», 1965), Р. Эльвир (р. 1939; сборник «Огненный круг», 1970), Б. Моралес (р. 1945; сборник «Страшный суд», 1977). Произведения писателей, оппозиционных режиму Сомосы, вплоть до его свержения в основном публиковались анонимно или за пределами Н.: X. Пасос (1915-1947), Э. Мехия Санчес (р. 1923; сборник стихов «Европейские наблюдения», 1957; поэма «Только земля», 1979), М. Мартинес Ривас (р.1924; сборник стихов «Восстание в одиночку», 1953), Э. Карденаль (р. 1925; сборник стихов «Час 0», 1960), Э. Гутьеррес (р. 1929; «Политические поэмы», 1971, «Поэтическая антология», 1976), М. Кахина Вега (р. 1929; сборник рассказов «Сын», 1976), О. Пенья (р. 1936; сборник стихов «Одиночество и пустыня», 1970), П. Армихо (р. 1937), Ф. Тельес (р. 1944; сборники стихов «Украденная жизнь», 1973, «Сокровища пилигрима», 1974), О. Бермудес (р. 1938), М. Нахлис (р. 1946; сборник стихов «Вооружённый ветер», 1969). Протест против духовного порабощения страны, против слепого подражания североамериканским «идолам» отличает произведения С. Рамиреса (р. 1942; сборник рассказов «Чарльз Атлас тоже смертен», 1976). Победа народно-демократической революции в Н. содействовала развитию, в литературе революционной темы (поэзия М. Кахины Веги, М. Нахлис, М. Сантоса; антидиктаторский роман С. Рамиреса «След кабальеро» и др.).

Литература:

Oviedo Reyes I. A., Nicaragua lírica. Antología de poetas nicaragüenses, S., 1937;

Anderson Imbert E., Historia de la literatura hispanoamericana, v. 1-2, Méx.-В. Aires, 1962;

Marcilese M., Antología poética hispanoamericana actual, t. 2, La Plata, 1969;

Poesía nicaragüense, [La Hab., 1973].

А. А. Кабанов.

В начало энциклопедии