Африка. Экономический очерк. Финансы и кредит
Важнейшее звено финансовой системы развивающихся государств Африки - бюджет центрального правительства, который подразделяется на текущий (ординарный) бюджет и бюджет капиталовложений. Последний обычно входит составной частью в национальные планы развития (в разбивке по годам). За центральным бюджетом закрепляются основные источники доходов; потребности местных властей финансируются по нисходящей линии путём дотаций и, как правило, второстепенных налогов, законодательно закрепляемых за местными органами власти. К центральному бюджету примыкают специальные правительственные фонды (инвестиционные, социального, личного и имущественного страхования), а также бюджеты автономных (или полуавтономных) государственных организаций и предприятий (железных дорог, корпораций и др.).
За счёт налогов формируется от 70 до 80% и более всех текущих доходов бюджета (см. таблицу 17).
Таблица 17. Структура текущих доходов центрального бюджета стран Тропической Африки*
(% к итогу)
1973 | 1975 | 1976 | 1977 | 1980 | |
Налоги на доходы и прибыль | 36,1 | 38,7 | 37,9 | 37,4 | 33,8 |
Взносы на социальное страхование | 2,9 | 2,9 | 3,1 | 2,9 | 2,1 |
Косвенные налоги | 43,7 | 41,7 | 43,3 | 45,4 | 47,7 |
в том числе налоги: | |||||
на потребление товаров и услуг | 23,5 | 21,3 | 24,0 | 24,2 | 26,0 |
таможенные пошлины | 20,2 | 20,4 | 19,3 | 21,2 | 21,7 |
Итого | 82,7 | 83,3 | 84,3 | 85,7 | 83,6 |
Неналоговые доходы, включая отчисления от государственных предприятий | 12,6 | 13,4 | 12,9 | 11,2 | 12,3 |
Прочие доходы | 4,7 | 3,3 | 2,8 | 3,1 | 4,1 |
Бюджетный дефицит (% к ВВП) | 3,9 | 4,5 | 4,5 | 4,3 | 5,0 |
Источник:
Government Finance Statistics Yearbook, International Monetary Fund, N.Y., 1981, 1983.
Величина налоговых поступлений в 1970-е - начале 80-х гг. в большинстве стран региона находилась на уровне 13-16% ВВП. Лишь в отдельных странах, имеющих довольно значительные доходы от добычи и экспорта нефти и другого ценного минерального сырья (Алжир, Нигерия, Ливия, Габон, Марокко, Ботсвана, Свазиленд, Заир, Замбия, Маврикий, Конго), она достигала 22-25% ВВП и выше.
Во многих государствах Африки налоговые системы являются регрессивными, то есть прирост национального дохода не влечёт за собой автоматического увеличения налоговых поступлений. Главная причина такого положения заключается в низкой эффективности механизма прямого налогообложения, что обусловлено целым рядом причин экономического, организационного и политического характера:
1) Прямые налоги в странах Африки платит не более 2-3% населения, что главным образом связано с его низкой налогоспособностью (от 30 до 60% людей живут на доход менее 50-75 долл. в год в расчёте на 1 человека, то есть фактически находятся за чертой «предельной бедности»).
2) Существуют большие трудности охвата прямыми налогами распылённого традиционного сектора хозяйства; слабо организован учёт доходов предприятий и лиц свободных профессий; не хватает налоговых инспекторов; распространено уклонение от уплаты налогов (по некоторым оценкам, во многих африканских странах ежегодно недобирается в казну от 1/3 до 1/2 прямых налогов). Особенно широко к практике уклонения от налогообложения прибегают филиалы ТНК.
3) Представители «новых средних слоев» - чиновничья и армейская верхушка, дипломированные специалисты, сельская элита и другие имеют большие льготы и привилегии, вплоть до полного освобождения от налогообложения.
4) В тех странах, где усиленно насаждаются капиталистические отношения, ставки налога на прибыль обычно не превышают 35-40%; местным, а зачастую и иностранным предпринимателям предоставляются льготы (ускоренное списание основных фондов, скидка на развитие, минимальные тарифы и государственные пошлины и др.).
Налоги на доходы и прибыль составляют не более 3-6% ВВП, причём взносы в казну от личного подоходного налога зачастую не превышают 1,5-2,0% ВВП. Крайне слабо организовано налогообложение недвижимого имущества, наследств и дарений, зачастую отсутствует налог на сделки с капиталом. В некоторых странах крестьянство продолжает нести бремя архаичных подушных налогов, а также других поборов (в том числе собираемых в деревне родоплеменной верхушкой).
За счёт косвенных налогов формируется от 60 до 80% всех налоговых поступлений. Основной метод косвенного обложения - таможенные пошлины. В большинстве африканских стран на них приходится от 40 до 60% всех налоговых поступлений. Преобладает обложение импорта. В странах, которые проводят политику импортного замещения, используются также покровительственные тарифы. Налоговое обложение экспорта практикуется ограниченно. Однако в ряде стран (Бурунди, Эфиопия, Гана, Руанда и др.) экспортные пошлины достигают от 20 до 80% всех собираемых налогов. К этому виду обложения фактически следует отнести и значительную часть доходов, мобилизуемых государственными организациями при закупках у производителей ряда плантационных культур (кофе, какао, кокосового масла, хлопка и др.). Общая нехватка ресурсов частично возмещается расширением сферы и повышением ставок акцизов, которыми преимущественно облагаются товары массового потребления, а также путём более широкого использования общего налога на продажи. Во многих африканских странах государство пытается смягчить бремя косвенных налогов путём субсидирования цен на предметы первой необходимости, прибегает к контролю над ценами. Одновременно вводятся более высокие ставки налога на предметы роскоши.
Отчисления в бюджет от прибыли государственных предприятий 24 африканских стран в середине 1970-х гг. не превышали в целом 6% текущих доходов центрального бюджета. Вклад госсектора в бюджеты отдельных стран был выше, главным образом за счёт рентных доходов, перечисляемых горнодобывающими предприятиями (включая отчисления от продажи нефти).
Бюджетные расходы растут довольно быстро, достигая 25% ВВП и выше в странах - экспортёрах нефти, 17-20% в большинстве остальных (в наименее развитых странах 12-16% ВВП).
В 1960-х - начале 70-х гг. многие африканские страны делали основной упор на стимулирование современного производства в частном секторе. Такая стратегия привела к усилению технико-экономической и валютно-финансовой зависимости Африки от центров мирового капиталистического хозяйства, диспропорций в экономике, вызвала упадок в сельском хозяйстве, увеличила безработицу. В конце 1970-х - начале 80-х гг. стратегия бюджетных капиталовложений была переориентирована на удовлетворение потребностей взаимодополняемого развития сельского хозяйства и базовых отраслей промышленности, ускорение социального развития. Существенно увеличилась (в отдельных странах до 1/3 и более) доля всех инвестиций, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства. В наименее развитых странах основное внимание уделяется развитию производственной инфраструктуры, включая дорожное строительство (от 1/3 до 2/5 всех государственных инвестиций). В странах, которые уже сделали ощутимые шаги на пути создания основ инфраструктуры, значительная часть государственных инвестиций поступает на развитие промышленного производства, в том числе в тяжёлую промышленность (Египет, Алжир, Нигерия, Кения и др.). В отрасли обрабатывающей промышленности в наименее развитых странах Тропической Африки направляется 8-12% всех государственных капиталовложений; в остальных - примерно до 1/5, а в относительно более развитых государствах Северной Африки - до 1/4 и более. В странах, обладающих значительными запасами полезных ископаемых, государство активно финансирует добычу минерального сырья, предназначенного на экспорт.
С целью ускорить процесс становления базовых отраслей хозяйства государство широко прибегает к субсидиям и льготным бюджетным кредитам. Бюджетные средства также используются на создание смешанных предприятий в промышленности. Существенно повысилось внимание к финансированию мелкомасштабных проектов, общественных работ, кустарных и ремесленных промыслов.
Постепенно увеличивается объём финансовых ресурсов, направляемых на социальное развитие - образование, здравоохранение, подготовку кадров, жилищно-коммунальное обслуживание, субсидирование прожиточного минимума городских и сельских низов. Так, в Алжире, Кении, Марокко, на Маврикии и Мадагаскаре государственные капиталовложения, выделяемые на эти цели, достигают 30-50% затрат, предусмотренных планами развития.
Быстро растут текущие расходы государства. В начале 1980-х гг. доля военных расходов в ВВП развивающихся стран Африки достигла высокого уровня - 6%. Преобладающая часть их прироста приходится на Египет, Ливию, Нигерию и Алжир. В Судане, Сомали, Руанде и Мали военные расходы достигают 15-20% всех бюджетных ассигнований. Увеличиваются затраты и на содержание государственного аппарата. В целом по региону средства, выделяемые на нужды управления и военные цели, составляют свыше 1/3 всех текущих затрат центрального бюджета.
В большинстве африканских стран бюджеты сводятся с дефицитом, который имеет тенденцию к увеличению. Дефицит центральных бюджетов на 45-70% покрывается за счёт внутренних и внешних займов.
Процесс накопления ссудного капитала, на котором базируются кредитные операции, тормозится крайне низким уровнем доходов и сбережений подавляющей части населения, замедленной трансформацией кредитно-банковских систем, архаическими традициями и пережитками (тезаврация денег, институт большой семьи, расходы, связанные с отправлением религиозных ритуалов, и др.). Основная масса личных сбережений - от 70 до 80% - концентрируется в руках узкой прослойки имущих классов, причём значительная их часть переводится за рубеж.
Государство стремится расширить сферу аккумуляции кредитных ресурсов и ускорить процесс становления национальных кредитных систем. В Алжире, Эфиопии, Гвинее, Танзании, Анголе, на Мадагаскаре, а также в Ливии и в ряде других стран кредитно-финансовые учреждения и банки полностью национализированы, а в ряде случаев (Алжир) подверглись существенной реорганизации и специализации, стали важным инструментом политики, направленной на укрепление государственного сектора и ведущих отраслей хозяйства, на повышение эффективности централизованного управления ресурсами. Во многих других странах государство проводит политику избирательного регулирования кредита. В рамках «африканизации» осуществляется преобразование отделений иностранных банков в смешанные компании с преобладающим или частичным участием частного национального капитала и государства. Расширяется сфера контроля центральных банков за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений. Коммерческие банки (главное звено кредитных систем) обычно кредитуют потребности в оборотном капитале. В большинстве стран преобладающая часть ссуд коммерческих банков направляется на финансирование внутренней и внешней торговли; 70-80% займов приходится на долю краткосрочных кредитов, тогда как ощущается острая потребность в долгосрочном кредитовании. Поэтому государство стимулирует создание и операции национальных многоотраслевых или специализированных финансовых корпораций развития (банки развития и др.) - часто при содействии иностранных вкладчиков. В ряде стран (Алжир и др.) финансовые корпорации занимают важное место в кредитовании капиталоёмких объектов, предусмотренных планами развития, стимулируют процесс накопления в различных отраслях хозяйства. В странах капиталистической ориентации банки развития и другие учреждения специализированного долгосрочного кредита используются главным образом с целью стимулирования частного предпринимательства в «приоритетных» отраслях хозяйства.
Испытывая нехватку финансовых ресурсов, государство всё чаще обращается к кредиту коммерческих банков. В начале 1980-х гг. правительственная задолженность составляла свыше 40% совокупных активов коммерческих банков Ганы; в Египте, Марокко и Гамбии - от 34 до 36%; в Кении, Тунисе, Буркина-Фасо, Габоне и Уганде - от 12 до 20%. В то же время государственный долг коммерческим банкам в Камеруне, Конго, Руанде, Сенегале, Судане, Того, Заире, Малави и Нигере не достигал и 7-8%, а в Бурунди, Мавритании, ЦАР, Мали, Либерии и БСК и 1,5% их активов. В ряде африканских стран зоны франка государство само кредитовало банки, которые затем перераспределяли средства на нужды иностранных фирм и местной привилегированной прослойки. Коммерческим банкам порой в принудительном (или полупринудительном) порядке предписывается покупать определённую квоту правительственных облигаций и других ценных бумаг. Делаются попытки внедрить элементы принудительных сбережений - в форме частичного их перечисления на особые, блокированные счета. Там, где товарно-денежные отношения получили существенное развитие, часть государственного долга размещается в небанковской сфере - страховых и пенсионных фондах, а также сберегательных учреждениях (Алжир, Нигерия, Кения и др.). Нарастание бюджетных дефицитов заставляет африканские страны всё чаще прибегать к содействию центральных банков. Размещая в них казначейские векселя, государство получает под их обеспечение кредиты за счёт выпуска дополнительной массы денег. В результате нарушения законов денежного обращения усиливается инфляция. В сочетании с другими её факторами (главным образом ростом стоимости импорта) избыточный выпуск денег в обращение ускоряет повышение розничных цен. Во многих африканских странах среднегодовой темп их прироста удерживался в 1970-х - начале 80-х гг. на уровне 15-18%, а в некоторых значительно выше (Заир, Гана, Габон и др.).
Внешние кредиты и субсидии нередко являются ведущим источником финансирования капиталовложений и покрытия бюджетного дефицита в странах Африки, особенно наименее развитых, достигая 50% и выше всех инвестиций, проходящих по бюджетам развития. В целом за счёт внешних субсидий и займов в регионе покрывается до 20% общенационального фонда накопления.
Ю. М. Остов.
Таблица 18. Структура расходов центрального бюджета стран Тропической Африки * (текущие расходы и капиталовложения) (% к итогу)
1973 | 1975 | 1976 | 1977 | 1980 | |
Расходы на развитие экономики | 23,8 | 25,9 | 26,8 | 28,2 | 26,4 |
В том числе сельское хозяйство | 8,1 | 7,4 | 7,9 | 8,9 | 9,7 |
Образование | 18,6 | 15,7 | 15,7 | 15,6 | 16,5 |
Здравоохранение | 6,1 | 5,4 | 5,4 | 5,2 | 5,3 |
Жилищное строительство | 0,8 | 1,4 | 1,3 | 1,1 | 1,6 |
Военные расходы | 10,7 | 10,0 | 10,3 | 10,8 | 11,5 |
Прочие расходы | 31,9 | 34,2 | 32,6 | 30,1 | 38,6 |
Источник:
Government Finance Statistics Yearbook, International Monetary Fund, N.Y., 1981, 1983.