Африка. Экономический очерк. Нефтеперерабатывающая промышленность
Нефтеперерабатывающий завод в Момбасе.
Кения.
Рост нефтедобычи в странах Африки, её национализация в ряде государств, развитие промышленности, транспорта и электроэнергетики, предъявляющих спрос на нефтепродукты, и более широкое использование их в сельском хозяйстве - главные факторы значительного развития нефтеперерабатывающей промышленности. Для некоторых африканских стран строительство нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) явилось началом их индустриального развития. В 1955 в регионе было лишь 3 НПЗ (Египет, Марокко) общей мощностью около 3 млн. т в год. В 1980-е гг. наибольшее развитие получила нефтеперерабатывающая промышленность стран Северной Африки и Нигерии.
Так, в Алжире в 1980 был введён в эксплуатацию НПЗ в Скикде (крупнейший в Африке) мощностью 15,3 млн. т в год. На севере Нигерии построен НПЗ в г. Кадуна мощностью 5 млн. т в год. В 1982 в развивающихся странах Африки действовало уже 44 НПЗ общей мощностью 98 млн. т. НПЗ строились главным образом в морских портах и столицах (см. таблицу 8).
Таблица 8. Нефтеперерабатывающие заводы развивающихся стран Африки
1965 | 1983 | |||
количество | мощность, млн. т/г. | количество | мощность, млн. т/г. | |
Алжир | 2 | 2,7 | 5 | 24,1 |
Египет | 2 | 9,0 | 6 | 22,7 |
Нигерия | 1 | 1,6 | 3 | 13,0 |
Марокко | 2 | 1,7 | 2 | 7,0 |
Ливия | 4 | 0,4 | 5 | 6,3 |
Кения | 1 | 2,2 | 1 | 4,8 |
Камерун | - | - | 1 | 3,5 |
Габон | - | - | 2 | 2,3 |
Ангола | 1 | 0,7 | 1 | 2,3 |
БСК | 1 | 1,0 | 2 | 2,0 |
Тунис | 1 | 1,0 | 1 | 1,7 |
Гана | 1 | 1,4 | 1 | 1,3 |
Замбия | - | - | 1 | 1,2 |
Судан | 1 | 1,0 | 1 | 1,2 |
Конго | - | - | 1 | 1,1 |
Зимбабве | 1 | 1,0 | 1 | 1,0 |
Сенегал | 1 | 0,6 | 1 | 0,9 |
Того | - | - | 1 | 1,0 |
Заир | - | - | 1 | 0,9 |
Танзания | 1 | 0,8 | 1 | 0,9 |
Мозамбик | 1 | 0,6 | 1 | 0,8 |
Либерия | - | - | 1 | 0,8 |
Мадагаскар | - | - | 1 | 0,8 |
Эфиопия | - | - | 1 | 0,7 |
Сьерра-Лоне | - | - | 1 | 0,8 |
Сомали | - | - | 1 | 0,5 |
Итого | 21 | 25,7 | 44 | 102,5 |
UN. Yearbook of World Energy Statistics, N.Y., 1985;
UN. World Energy Supplies 1950-1974, N.Y., 1976.
На НПЗ Алжира, Ливии, Нигерии, Египта, Марокко, Кении, Камеруна в 1981 приходилось около 3/4 мощностей отрасли. В ЮАР действуют 5 НПЗ (1981) общей мощностью 23,3 млн. т, работающих на импортной нефти. Для развивающихся стран Африки характерны НПЗ средних и малых мощностей и переработка нефти методом прямой перегонки: в ассортименте нефтепродуктов дизельное топливо и мазут составляют 71,4%, бензин - 16,6%, керосин и реактивное топливо - 12%. В большинстве стран на НПЗ отсутствуют установки по производству смазочных материалов: в 1980 смазочные масла в развивающихся странах Африки производились лишь в Алжире, Нигерии, Марокко, на Мадагаскаре и в Сьерра-Леоне.
В 60-х гг. финансирование строительства НПЗ обеспечивалось за счёт капиталовложений иностранных компаний. В 1970-х гг. иностранные инвестиции в эту отрасль сократились, строительство НПЗ осуществлялось в основном на средства африканских государств. К 1975 более 1/2 всех мощностей нефтеперерабатывающей промышленности находилось в руках государства и около 1/3 этих мощностей контролировалась государством на 50% и более. В большинстве африканских стран НПЗ контролируются государством. Иностранные компании принимают наиболее активное участие в переработке нефти в Либерии, Судане, БСК, Сенегале и Габоне.
Потребление нефтепродуктов в развивающихся странах Африки непрерывно возрастало; так, в 1981 по сравнению с 1970 оно увеличилось более чем в 2 раза и составило 46,8 млн. т. Рост в 70-х гг. производства нефтепродуктов в африканских странах обусловил тенденцию к снижению их импорта. В 1981 он уменьшился почти на 2 млн. т по сравнению с 1978, а экспорт возрос более чем на 2 млн. т. Страны Африки, порты которых посещает значительное количество судов, часть произведённых и ввезённых ими нефтепродуктов расходуют на бункеровку судов (Кения, Египет, Сенегал, Ангола, Либерия, Джибути, Маврикий и др.). В 1981 развивающиеся страны Африки импортировали 10,5 млн. т нефтепродуктов, экспортировали 11,1 млн. т; на бункеровку судов было израсходовано 5,1 млн. т.
М. В. Ермолаева.