Африка. Театр
Сцена из спектакля «Того-Гнини».
БСК.
Северная Африка. История развития театра Северной Африки восходит к древнейшим обрядам, в которые входили элементы античного театра, магических обрядов и культовых процессий, заимствованные у древних греков и финикийцев, колонизовавших Северную Африку, а позднее у римлян. Элементы таких обрядов сохранились в танцах, распространённых у многих племён (танец верблюда, игра с мечом, танец охоты на газелей и др.). Музыкальные и зрелищные элементы присутствуют во многих религиозных обрядах. Расцвет искусства бродячих повествователей относится к XII-XIII вв. («устные романы» о султане аз-Захире Бейбарсе, о женщине-витязе Дельхеме и её сыне Абд аль-Ваххаме). Обычно рассказ сопровождался музыкальным аккомпанементом. Популярная на Востоке фигура рассказчика перекочевала как персонаж в современный арабский театр, где он выполняет функцию комментатора происходящего на сцене.
Широкое распространение в арабских странах в период средневековья получил теневой театр, для которого характерна сатирическая направленность. Он был одним из средств формирования общественного мнения. Теневой театр известен в Египте с IX в. Из Турции пришёл теневой театр Карагёз (в Северной Африке его называют Гарагуз).
С XIX в. во многих странах Северной Африки были известны бродячие комедианты-скоморохи - мухаббизин. Актёры давали представления на базарных площадях. Это были фарсы с буффонадой, потасовками, музыкой, песнями и танцами.
Знакомство зрителей Северной Африки с европейскими театральными традициями началось с гастролей французских и итальянских трупп в 30-е гг. XIX в. В Алжире и Тунисе селились французы, испанцы, итальянцы, швейцарцы и др. Европейская культура проникала главным образом через Египет, который к этому времени занимал ведущее положение среди арабских стран. Первое в Северной Африке театральное здание построено в Алжире в 1853, в Египте - в 1858 (в Александрии). Первый арабский драматический театр создан в Каире Якубом Санну в 1870. Возникали театральные труппы, возглавлявшиеся в основном бежавшими от репрессий турецких властей сирийско-ливанскими просветителями (Адиб Исхак, Селим Наккаш, аль-Кардахи, Жорж Абьяд и др.). В условиях колониального гнёта национальный театр адаптировал западноевропейские и античные пьесы, делал первые попытки антиколониальной и антифеодальной критики. В этот период определились два направления арабского драматического театра; первое возглавил Ибрахим Фарах, который ставил классические пьесы, не имевшие особого успеха у зрителей; второе формировали аль-Каббани и Салам Хигази, спектакли которых основывались на национальной музыке, песнях, танцах, на традициях народного театра и пользовались успехом. Второе направление стало определяющим в Алжире и Марокко, где театр даже в момент своей профессионализации не обращался к заимствованиям из французского театра, а черпал формы и идеи из национального фольклора.
Для стран Северной Африки театр становится важной сферой кристаллизации национального самосознания, а также средством распространения идей арабского Возрождения. Большое значение для укрепления межарабских связей имели многочисленные гастрольные поездки египетских трупп по странам Северной Африки (труппы аль-Каббани, Салама Хигази, Нагиба ар-Рейхани, Жоржа Абьяда и др.).
Театр европейского типа появился во 2-й половине XIX в. Развитие его шло неравномерно. В Тунисе драматический театр создан в 1908, в Марокко первые любительские труппы появились после 1-й мировой войны, в Алжире первая национальная пьеса датируется 1926. Если Египет к 50-м гг. XX в. уже имел богатые театральные традиции, то в Ливии и Судане театр ещё только зарождался. Современное театральное искусство основано на традициях народных зрелищ, классической арабской поэзии и европейского театра.
Наиболее известные драматурги - египтяне Тауфик аль-Хаким, Юсуф Идрис, алжирец Ясин Катеб, марокканец Тайеб Саддики. Многие драматурги Северной Африки пишут на европейских языках. В Северной Африке регулярно проводятся национальные и межарабские конкурсы и фестивали театрального искусства. Межарабский фестиваль устраивается раз в два года в тунисском городе Монастир. Театральные коллективы Северной Африки были участниками 1-го Всемирного фестиваля негро-африканского искусства в Дакаре в 1966 и Всеафриканского фестиваля культуры в Алжире в 1969.
Кадры актёров и режиссёров готовят национальные театральные училища. Многие театральные работники учатся в Европе, в том числе в СССР.
М. Н. Пряхин.
Тропическая и Южная Африка. Современное театральное искусство Тропической и Южной Африки развивается на основе взаимодействия и синтеза традиционного культурного наследия народов региона и традиции европейского театра. Элементы театрального искусства издревле встречались в трудовой деятельности, в ритуалах, обрядах, празднествах, спортивных состязаниях и даже в вооружённых столкновениях; их эволюция в ходе общественного развития привела к возникновению своеобразного африканского театра. Ко времени колониального раздела африканского континента народы Тропической и Южной Африки различались по уровню социально-экономического развития, что наряду с принадлежностью отдельных этносов к различным культурным ареалам и обусловило многообразие видов и стадиальных форм театрального искусства. Одной из самых ранних форм преображения человека в иное существо была охотничья маскировка. Изображение людьми животных встречалось и в различных магических и культовых действах - охотничьих и тотемических ритуалах. Широкое распространение имело изображение умерших родственников во время погребальных и поминальных обрядов и церемоний, при этом часто использовались наголовники и маски, характерные предметы туалета умершего и др. (например, у йоруба, джукун, эве, моей, чокве и др.). Повсеместно в Африке южнее Сахары устраивалось драматизированное представление, изображавшее божества местного пантеона и духов предков. Маскированные участники церемоний приходили за умершими во время погребальных обрядов, участвовали в инициациях, присутствовали на календарных праздниках и т. д. Во время этих представлений в ролях предков и местных божеств выступали посвящённые лица - члены тайных ритуально-магических обществ, использовавшие разнообразный реквизит, маски и костюмы. Часто, например во время инициации, разворачивался своеобразный спектакль, знакомящий молодёжь с народными мифами и сказаниями. Так, ярко выраженный драматический характер носили инициации у этнических групп, проживающих в пограничных районах Гвинеи, Либерии и БСК. Ранние формы театрального искусства были тесно связаны и с системой космологических представлений и религиозных верований и часто носили сакрализованный характер. В различных районах Тропической и Южной Африки на определённый срок (7 лет у ибибио, год у эконде) формировались своеобразные труппы, которым, как правило, приписывалось божественное происхождение. Их участники готовили ритуальное действо, постигали систему верований и представлений о мире своей этнической группы. Тайные ритуально-магические общества широко использовали в обрядах элементы театрального искусства (например, в обществе Эгунгун у йоруба). Одним из выразительных средств на этом этапе развития африканского театра были монологи и драматизированные диалоги, патетические возгласы, музыка, хоровое и сольное пение, ритуальные движения и жесты, танцы, обыгрывание аксессуаров. Постепенно сформировались более развитые формы народного театра; их появление связано с возникновением государственности и формированием цивилизаций. Так, в годы расцвета государства йоруба (XVIII в.) деятельность членов общества Эгунгун вышла за пределы религиозных церемониалов. Они образовывали светские театральные труппы, которые давали представления при дворе правителя и для народа. Представления включали танцевальные интермедии, драматические сцены мифологического, нравоучительного и сатирического содержания. Другая ветвь народного театра связана с эволюцией искусства сказителей - гриотов у народов Западного Судана, мвет у фанг, этийери у йоруба, марока у хауса, азмари у амхара, камерунских сказочников гбайя и др. Изменяя интонации голоса, пользуясь выразительной мимикой и пантомимой, включая в ткань рассказа песню и танец, они превращали повествование в театр одного актёра. Постепенно такие исполнители стали объединяться в небольшие труппы, разыгрывавшие сценки бытового и нравоучительного содержания, представлявшие любимых фольклорных персонажей и др. Этот вид театра получил широкое распространение у народов Западной Африки. Ещё в начале XX в. в Сенегале, Того и других странах существовали бродячие труппы гриотов (руководимые Мейсой Мбайе Галилой, Агезаном и др.). У бамбара был известен театр котеба, представление которого состояло из 5-6 небольших сценок комедийного или сатирического содержания. Этому театру были родственны комедии бобо в Буркина-Фасо и др. Широкое распространение в доколониальной Африке получил театр кукол (у йоруба, ибибио, хауса, тив, бамбара, волоф, ротсе и других народов Тропической и Южной Африки). Куклы (фигурки, вырезанные из дерева, тростевые марионетки, перчаточные куклы) в различных районах изготовлялись из разных материалов; кукловоды использовали разнообразную технику. Ко времени колонизации традиционный африканский театр выработал собственные художественные приёмы и специфический набор выразит, средств. Разнообразные виды и формы народного театра были тесно связаны с музыкой, танцами, песнями, пантомимой, искусством рассказчика. В отличие от европейского театра в африканском театре исполнитель живо отражал своё отношение к разыгрываемому зрелищу, ведущий подчёркивал свою роль истолкователя-комментатора, действующие лица общались со зрителем. Важную роль в представлении играли имеющие символическое значение маска, костюм, цвет, жест. Ещё одной характерной чертой традиционного театра было исполнение мужчинами женских ролей - обычай, вероятно, ведущий свое происхождение от древних сакральных действ. В народном театре отсутствовали рампа, кулисы, задник с декорациями; зрители чаще всего располагались вокруг сценической площадки, здесь же происходили переодевания актёров.
Вторжение европейцев в Африку подорвало развитие африканской культуры. Деятельность миссионеров и колонизаторов была направлена против самобытного «языческого» искусства. Миссионеры, организовывавшие в дни церковных праздников небольшие представления (инсценировали эпизоды из священной истории, ставили сценки на сюжеты, заимствованные из средневековых мираклей и моралите), содействовали распространению театра европейского типа. Создавались кружки при школах. По случаю окончания учебного года силами учащихся ставились спектакли, дополнявшие курс европейской литературы постановками пьес английских и французских классиков. Кружки существовали также и при различных молодёжных просветительных и культурных организациях, находившихся под контролем колонизаторов. В качестве средства воздействия на деятельность любительских коллективов использовались и смотры-конкурсы, проводившиеся колониальными властями.
Возникновение и становление нового африканского театра тесно связано с подъёмом освободительной борьбы. Миссионерские, школьные и другие любительские коллективы стали обращаться к актуальным проблемам, вводили оригинальный африканский репертуар, по мере того как во главе этих коллективов становились сами африканцы. Одна из первых попыток создать самобытный театр была предпринята в 1-м десятилетии XX в. в Западной Нигерии (Лагос и его окрестности) в среде передовой интеллигенции йоруба, группировавшейся вокруг христианских миссий. Спектакли прославляли героическое прошлое народа. В постановки включалось много музыки и пения, что дало основание назвать этот самобытный театр «оперой йоруба». Позднее (в 40-е гг.) в Западной Нигерии стали возникать передвижные музыкально-драматические труппы (Хуберт Огунде, Кола Огунмола), много сделавшие для развития этого вида театра. В 30-е гг. в Гане зародился ещё один вид современного африканского музыкально-драматического театра - «консерт-парти», на формирование которого большое влияние оказали европейское и американское варьете. Центром создания африканского драматического театра была в 30-е гг. школа У. Понти в Дакаре (Сенегал), учащиеся которой создавали спектакли, посвящённые мифологии, истории, жизни африканцев («Последняя встреча Беханзина и Байоля», «Сокаме», «Претенденты - соперники» и др.). Выпускники школы (А. Аданде - Бенин, Ф. Ж. Амон д’Аби, Гадо Коффи - БСК и др.), возвращавшиеся на родину, сочиняли собственные пьесы, ставили спектакли и организовывали театральные труппы.
Подъём национально-освободительного движения после 2-й мировой войны способствовал развитию театрального искусства не только в самих африканских странах, но и среди учащихся-африканцев в Западной Европе. В Париже в 1948 начали работать два студенческих ансамбля, руководители которых М. Сонар Сенгор из Сенегала и Фодеба Кейта из Гвинеи ставили перед собой задачу пропагандировать африканскую культуру. В 60-е гг. во многих странах Тропической Африки были созданы подобные ансамбли народных песен и танцев, включавшие в свои выступления музыкально-драматические сценки собственного сочинения (так называемые африканские балеты). Многие из этих коллективов гастролировали в СССР.
Завоевание политической независимости явилось важным этапом в развитии африканской культуры. Значительно возрос интерес к традиционному культурному наследию, к народному творчеству, большое внимание стало уделяться развитию демократии, и самобытного театрального искусства. Важную роль играют унты, которые не только готовят будущих актёров, режиссёров, драматургов (в 1962 Ибаданский университет в Нигерии первым ввёл курс театрального искусства), но и стали важными центрами изучения и пропаганды театра: при них созданы и активно действуют экспериментальные студии, передвижные театральные коллективы и др. Активной деятельностью в области театра выделяются также университеты Ифе, Ахмаду Белло (Нигерия), Дар-эс-Салама (Танзания), Бамако (Мали), Макерере (Уганда), университетский колледж Фура-Бей (Сьерра-Леоне), университет в Замбии и др. Из этой среды вышли видные деятели африканского театра Воле Шойинка, О. Ротими, Д. Нвоко, Э. Сазерленд, Джо де Графт, Дж. Кларк, Р. Серумага и др. В странах, избравших некапиталистический путь развития, искусство было объявлено достоянием народа. Художественные коллективы находятся в ведении государства и вносят вклад в повышение политической сознательности масс. В других странах театральными коллективами ведают общественные организации, просветительские общества, клубы и школы. Во многих государствах Тропической и Южной Африки любительские труппы существуют длительное время, добиваются высокого художественного уровня постановок, регулярно обслуживают население, фактически заменяя профессиональный театр. В ряде стран правительства, сознавая значение театра в общем комплексе культурного развития, оказывают содействие в создании профессиональных трупп. Один из первых таких коллективов был создан в 1965 в Сенегале (Театр Даниеля Сорано), в последующие годы профессиональные труппы, существующие при поддержке государства, были созданы в БСК, Кении, Заире, Габоне, Мали, Того и других странах. За годы независимости во многих странах Тропической Африки были организованы национальные институты, драматические школы, готовящие кадры для профессиональных и любительских театральных коллективов. Почти во всех странах государственными или общественными организациями проводятся фестивали театрального искусства. Актёры, режиссёры, драматурги независимых стран Тропической и Южной Африки стремятся внести свой вклад в борьбу за духовную деколонизацию, в дело культурного возрождения. Всё чаще они обращаются к актуальным проблемам современности, стараются глубже проникнуть в суть процессов, происходящих на континенте; разоблачают буржуазные нравы, коррупцию, осуждают пороки капиталистического общества, активно борются с остатками колониализма и расовым угнетением («Риса» Воле Шойинки, 1981; «Полночный отель» Феми Ософисана, 1981; «Катаката для неудачника» Олушегу Ойекунле, 1982; цикл спектаклей о трагедии Соуэто - в ЮАР; постановки замбийского театра «Тиквиза», 1977-79, и др.). Решая важные просветительские и воспитательные задачи, театральные коллективы широко обращаются к героическому прошлому африканских народов, к недавней истории антиколониальной борьбы («Прекрасный урок терпения» Массы Макана Диабате, 1971, Мали; «Овонрамвен Ногбаиси» Олавале Ротими, 1971, Нигерия; «Амазулу» Абду Анту Ка, 1972, Сенегал; «Героическая смерть ламидо из Баньо» Ж. П. Диконг-Пипы, 1973, Камерун; «Мой сын - за мою свободу» Кеннета Ватене, 1973, Кения; «Амина - королева Зарии» Умара Ахмеда, 1981, Нигерия). Многие постановки затрагивают проблемы взаимодействия африканской и европейской культур, взаимоотношений между поколениями («Лев и жемчужина» Воле Шойинки, «Господин Того-Гнини» Б. Дадье, «Сыновья и дочери» де Графта и др.). По-прежнему популярны на африканской сцене произведения мировой классики, особенно Шекспира и Мольера. Успехом пользуются «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Предложение» и «Медведь» А. П. Чехова, пьесы Б. Брехта («Кавказский меловой круг», «Добрый человек из Сезуана»).
Становление самобытного театра тесным образом связано с использованием местных языков, с поисками выразит, средств, доступных широкой народной аудитории. За годы независимости написано немало пьес на суахили, йоруба, хауса, акан, волоф, нгала, бамбара, ганда, амхарском и других языках. Деятели африканской сцены Сазерленд, А. Сиссе Диа, Нвоко, Ротими, Воле Шойинка, Серумага, Диконг-Пипа, С. Коли, Н. Миканза и др. неоднократно делали попытки найти формы постановок, наиболее отвечающие специфике африканской аудитории: соединяли драматические диалоги с прямым обращением к зрителю, широко использовали музыку, пение, танцы, добивались активного участия зрителей в сценическом действии, отказывались от европейских театральных форм и стремились создать сценическое пространство, более подходящее для форм африканского театра. Примером удачных поисков в области театральной архитектуры может служить проект Нвоко для театра в Бенине (Нигерия), здание Ганской драматической студии в Аккре и др.
Н. И. Львов, А. Ю. Грушевский.
Литература:
Львов Н. И., Современный театр Тропической Африки, М., 1977;
Пути развития театрального искусства Африки, М., 1981;
Путинцева Т. А., Здесь начинается Африка. М., 1973;
её же. Тысяча и один год арабского театра, М., 1977;
Landau J. M., Studies in the arab theatre and cinema, Phil., 1958;
Treore B., Le theatre negro-afncain et ses Aonctions sociales, P., 1958;
Kenndy S., In search ot African theatre. N. Y., 1973;
Etherton M., The development of African drama, L, 1982 (библ. указ.);
Африка: культурное наследие и современность, М., 1985.
Сцена из спектакля «Каждый человек».
Нигерия.
Сцена из спектакля «Макбет».
Сенегал.
Сцена из спектакля «Песня Коата».
Гана.
Сцена из спектакля «Ренга Мой».
Уганда.
Сцена из спектакля «Чудовище источника».
Гвинея.