Энциклопедический справочник "Африка"
Берберское искусство

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Берберское искусство

Наскальное гравированное изображение слона.

Наскальное гравированное изображение слона.

Хабертер II.

Феццан.

Ливия.

Период охотников.

бербе́рское иску́сство. Б. и. складывалось на протяжении тысячелетий в среде автохтонных североафриканских племён берберов (и их предков ливийцев), населяющих Северную Африку, Западную Сахару и сопредельные области. Специфика Б. и., функционального (практического) по своему характеру, определяется сохранением родоплеменной основы художественного мировосприятия берберов, устойчивостью архаического уклада, древних поверий и магической символики. Б. и. с древнейших времён развивалось в контакте с культурами негроидных народов, о чём свидетельствуют памятники североафриканской капсийской культуры, неолитические наскальные росписи (Тассилин-Аджер) и рисунки (на юге Марокко, в Феццане в Ливии, в провинции Оран в Алжире), дольмены и орнаментированные сосуды из страусовых яиц (Тунис). 1-м тысячелетием до н. э. датируются каменные кольцевые могильники — «шуши» (Мавритания, Марокко), прямоугольные в плане, сложенные из необколотого камня без окон жилища — «гурби» и перевозившиеся на повозках овальные, сплетённые из ветвей хижины кочевников («мапалия»). С возникновением финикийских колоний и образованием мощной державы Карфагена в 1-м тысячелетии до н. э. был открыт путь проникновению в североафриканскую среду традиций финикийского (пунического), древнеегипетского и древнегреческого искусства, которые, однако, не оказали на Б. и. существенного воздействия. Предпосылки к развитию синкретической (пуническо-берберской) культуры появились в концу 1-го тысячелетия до н. э. в ливийских царств искусстве, расцвет которого был прерван римским завоеванием. Процесс романизации североафриканской культуры не затронул Б. и.; враждебные римским колонистам местные племена, возможно, сознательно противостояли проникновению в их жизнь римской цивилизации. С приходом арабов, исламизацией берберских племён и распространением арабского языка были заложены основы средневекового берберо-арабского искусства; художественные традиции, принесённые арабами с Ближнего Востока, видоизменялись под влиянием Б. и. Так, например, традиция укрепления средневековых городов Марокко глинобитными стенами с квадратными в плане массивными башнями с зубцами, вероятно, заимствована у берберов. Некоторое представление о градостроительстве, архитектуре и декоративном искусстве средневековых берберов дали раскопки Кала-Бени-Хаммад и Ашира в Алжире; сохранились сведения о средневековых берберских городах на территории современной Мавритании (Аудагост и др.). В правление берберских династий Альморавидов и Альмохадов в Северной Африке и Андалусии (завоёванные арабами области на юге Испании) берберский компонент стал одним из главных образующих мавританского искусства, многие памятники которого сохранились в городах Марокко (Марракеш, Рабат, Фес и др.), Алжира (Тлемсен и др.), Туниса (Кайруан и др.). Черты собственно Б. и. в наиболее чистом виде прослеживаются в народном зодчестве и художественном ремесле современных берберских племён. Для селений Высокого Атласа (Марокко) характерна глинобитная усадьба — «ксар» — квадратная в плане, с башнями по углам и 3—4-этажными помещениями вокруг шахты двора; глухие внешние стены с зубцами вверху выложены сырцовым рельефным орнаментом (ромбы, зигзаги, розетки), реже расписаны мелом (геометрические узоры). В Кабилии (Алжир) селения на вершинах крутых возвышенностей застроены по кольцу прямоугольными в плане 1-комнатными домами под черепичной кровлей. Своеобразны украшенные по фасадам красно-белой геометрической росписью дома Валаты и Немы в Мавритании. Усадьбы острова Джерба в Тунисе, с вытянутыми по сторонам прямоугольного двора сводчатыми каменными белёными комнатами, лишены декора. В южных районах Туниса и Ливии (Матмата и др.) встречаются селения с жилищами и мечетями, углублёнными в лёссовый грунт; от входа внутрь постройки спускается пандус. Специфически берберские гражданские сооружения, характерные как для оседлых, так и для некоторых кочевых племён, — укреплённые общественные кладовые для многолетних запасов зерна. В Высоком Атласе это «ирхермт» или «агадир» — подобные городу комплексы многоярусной застройки с узкими проходами. На юге Туниса хранилища «горфа», со сводчатыми камерами в несколько ярусов вокруг двора, служили также временным жильём. Жилище кочевников — травяной шалаш или шатёр, покрытый циновками (в районах Сахары) или кожами (у туарегов Ахаггара), пропитанными маслом и окрашенными охрой. В художественном ремесле, как и в архитектурном декоре, господствуют формы геометрического орнамента, возникновение которого восходит к глубокой древности; построение и мотивы узоров связаны с родоплеменными традициями и символикой — преимущественно древних земледельческих культур Средиземноморья, а также мусульманской. В горных районах развито ковроделие: в Высоком Атласе — длинноворсовые ковры с контрастным узором из полос, разбитых на ромбы, шашки, треугольники или ромбические сетки, заполненные более сложными геометрическими фигурами; в горах Ореса — ковры вытянутых пропорций с преобладанием тёмно-красных и синих тонов и косой сеткой узора (иногда выделено прямоугольное или ромбическое центральное поле). В тканях (одежды, покрывала, завесы, попоны) геометризм узоров подчёркнут сопоставлением коричневого, охристого, красного, синего, зелёного и фиолетового тонов или сочетанием белой овечьей и чёрной козьей шерсти. У оседлых племён развито гончарство — лощёная или расписная с традиционными узорами посуда (Южный Марокко, районы Большой и Малой Кабилии в Алжире). Ювелирные изделия племён Высокого Атласа — бронзовые и серебряные ожерелья, диадемы, ручные и ножные браслеты, серьги, фибулы и др., дополненные треугольными и круглыми подвесками на цепочках, а также ножны и рукоятки кинжалов — украшены филигранью, чернью, разноцветной эмалью, кораллами, гранатами. В Кабилии женские украшения выполнены в той же технике и оформлены вставками из бирюзы и кораллов. Кочующие с туарегами кузнецы и ювелиры переплавляют брошенный европейцами лом и французские серебряные монеты, изготовляя густо покрытые штриховым и наколотым орнаментом щипцы и молотки для сахара, пинцеты для извлечения заноз, украшения с многочисленными подвесками-треугольниками (магическая форма, якобы оберегающая от дурного глаза). Один из главных видов художественного ремесла берберов — искусство обработки кожи вышивкой, аппликацией, тиснением, росписью. У кочевников распространены работы по дереву (долблёные или резные чаши для фиников, блюда, ступки с декором из цветных линий или латунной аппликацией).

Литература:

Воронина В. Л., Архитектура Магриба, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969;

ее же, Народное жилище арабских стран, М., 1972;

Terrasse H., Hainaut J., Les arts décoratifs au Maroc, P., 1925;

Terrasse H., Kasbas berbères de l’Atlas et des oasis. Les grandes architectures du Sud marocain, P., 1938;

Golvin L, Les arts populaires d’Algérie, v. 2, Alger, 1953;

Marcais G., L’art des Berbères, Alger, 1956;

Poncet M., Les bijoux d’argent de Tunisie, Tunis, 1980.

В. Л. Воронина, Т. П. Каптерева.

Наскальное изображение жирафа.

Наскальное изображение жирафа.

В пещере Уни-Амил.

Юго-западная Ливия.

Пастушеский период.

Замок-ксар с рельефным орнаментом на фасаде.

Замок-ксар с рельефным орнаментом на фасаде.

Долина Дадеса.

Марокко.

XIX в.

Жилой дом с орнаментальной росписью на фасаде.

Жилой дом с орнаментальной росписью на фасаде.

Высокий Атлас.

Ювелирное украшение.

Ювелирное украшение.

Серебро, кораллы, эмаль.

Кабилиа.

Алжир.

Музей Питт-Риверса.

Оксфорд.

Керамика с расписным орнаментом.

Керамика с расписным орнаментом.

Горный массив Зерхун (Северное Марокко).

Музей марокканского искусства.

Рабат.

Общественное зернохранилище «горфа» в г. Меденин.

Общественное зернохранилище «горфа» в г. Меденин.

Вид со двора.

Тунис.

В начало словаря