Энциклопедический справочник "Африка"
Арабы

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Арабы

Ара́бы Африки (самоназвание — аль-араб), группа народов. Составляют большинство населения Египта (египетские арабы), Судана (суданские арабы), Ливии (ливийские арабы), Туниса (тунисские арабы), Алжира (алжирские арабы), Марокко (марокканские арабы), Мавритании и Западной Сахары (мавры). Арабоязычное население, считающее себя А., живёт в Чаде (1,3 млн. человек, здесь и далее — 1982, оценка), Нигерии (А. шува — 200 тыс. человек), Эфиопии (100 тыс. человек), Сомали (50 тыс. человек), Танзании (100 тыс. человек), небольшие группы — в Кении, Нигере, Джибути и др., а также на побережье и островах Индийского океана (потомки выходцев из Юго-Западной Азии). Общая численность А. в Африке около 100 млн. человек. Говорят на диалектах арабского языка. Литературный язык — арабский.

Арабские племена стали проникать в Египет ещё в 1-м тысячелетии до н. э. Современные арабские народы Африки сформировались после арабского завоевания Северной Африки и Египта (в исторической области Судан позднее) в результате арабизации автохтонных народов — египтян, ливийцев-берберов и др. Процесс арабизации шёл параллельно с процессом исламизации местного населения и в Египте в основном завершился в XIV в. Арабизация стран Магриба шла медленнее (хотя берберская аристократия довольно рано приняла ислам) и была ускорена переселением в XI в. в Магриб крупных арабских племён хиляль и сулейм. Процесс арабизации берберов продолжается. В Восточный Судан (современный Судан) А. стали проникать ещё в IX в., более интенсивно — с XIII в. и смешивались с нубийскими, кордофанскими и другими местными этносами, исламизируя их. Процесс арабизации усилился после завоевания Восточного Судана Египтом в начале XIX в. К XIV—XV вв. А. проникли в Западную Сахару, Мавританию, Центральный Судан (в частности, на территорию современного Чада). Военно-торговая экспансия А. из Йемена и Омана (по морю) привела к созданию ряда арабских поселений на восточном побережье Африки и островах Индийского океана.

В 1960—80-е гг. резко усиливается эмиграция А. Африки. Около 2,5 млн. человек эмигрировали на заработки в страны Западной Европы, около 2 млн. египтян и 0,5 млн. суданцев — в государства Аравийского полуострова.

Подавляющее большинство А. занято в сельском хозяйстве — земледелии и скотоводстве. Сравнительно небольшая и постоянно уменьшающаяся часть — кочевники-бедуины, разводящие в основном верблюдов, или полукочевники, у которых отгонное скотоводство (овцы, козы) сочетается с земледелием, а также полукочевники, разводящие крупный рогатый скот (Судан, Чад). Земледелие — ирригационное (в Египте, значительной части Судана, Ливии, части стран Магриба) или богарное (преимущественно в странах Магриба). Сельское хозяйство ведётся в основном традиционными методами, но внедряется и современная агрокультура (особенно в Алжире, Тунисе, Ливии, Египте, Марокко).

Бурная урбанизация с середины XX в. привела к резкому росту численности городского населения. Сложились рабочий класс (особенно в Алжире, Египте, Ливии, Тунисе) и интеллигенция, местная торговая и промышленная буржуазия; среди городских жителей значительна прослойка ремесленников, мелких торговцев, лиц, занятых в сфере услуг и без определённых занятий — предпролетариата.

Феодально-племенные отношения сохранились преимущественно среди кочевого и полукочевого населения в глубинных районах Судана, Мавритании, Марокко. Но среди оседлых сельских жителей и даже среди значительной части городского населения сохраняются традиции большой семьи и племени, сильны религиозно-общинные связи, авторитет духовных феодалов (шейхов и др.). Урбанизация и развитие промышленности, особенно в сочетании с процессом социально-экономических преобразований, ослабляет и видоизменяет прежние кровнородственные связи.

В материальной культуре А. Африки сохраняются многие общеарабские черты. Жилища в сельской местности — в основном дома средиземноморского типа (замкнутый комплекс помещений с внутренним двориком) — глинобитные в Египте и Северном Судане, иногда каменные или из лёгких материалов, деревянных конструкций, пальмовых листьев, тростника (Судан, Чад, юг Мавритании), и глинобитные в Магрибе. В городах современные жилища — южноевропейского типа, иногда используются традиционные элементы в планировке, декоре и тому подобное.

Сельские жители сохраняют традиционную одежду. Её основной компонент в Египте, Судане и Ливии — туникообразная рубаха-галабия у мужчин, сходная с ней, но подпоясанная рубаха-миляйя у женщин. В странах Магриба мужчины носят такую же рубаху-джеллабу или мешкообразное одеяние с прорезями для головы и рук — бубу (Мавритания), женщины укутываются в хаик — прямоугольный кусок ткани, или носят приталенный кафтан и др. В городах значительная часть населения переходит на европейскую одежду, хотя распространена и традиционная одежда (особенно у женщин) или различные сочетания традиционной и современной одежды.

Абсолютное большинство А. — мусульмане-сунниты (есть небольшие общины ибадитов). Многие А. принадлежат к различным религиозным орденам: Сенусия — в Ливии, Ансар, Хатмия, Кадирия — в Судане, Шадилия, Даркава, Кадирия, Джиляля и др. — в Марокко, Рахмания, Кадирия, Тиджания и др. — в Алжире, Кадирия, Тиджания — в Мавритании и др. Около 9% египтян — христиане-копты.

Литература:

См. при статье Арабистика.

А. М. Васильев.

В начало словаря