Энциклопедический справочник "Африка"
Африка. Государственность

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Африка. Государственность

Почти все африканские государства возникли в результате побед национально-освободительных революций в колониальных владениях империалистических государств. Эти революции были неодинаковы по своему социальному характеру. В тех странах, где революцию возглавили революционные демократы - выходцы преимущественно из промежуточных слоев, - революция переросла в социальную, национально-демократическую и привела к возникновению государства социалистической ориентации. В других странах после победы революции власть перешла к эксплуататорским классам и слоям и они продолжали развитие по заданному метрополией пути к капитализму.

Типологическая характеристика африканских государств.

В освободившихся странах Африки, весьма разных по уровню экономического, социального, политического и культурного развития, исторический тип государства определяется его формационной принадлежностью, природой государственной власти. Существуют две основные группы стран: страны, развивающиеся в направлении к капитализму, и страны, придавшие своему развитию социалистическое направление. Соответственно имеются государства различного исторического типа. В государствах буржуазного типа, развивающихся в направлении к капитализму, у власти стоит класс буржуазии, иногда в коалиции с феодалами, как, например, в Египте и Марокко. Среди государств буржуазного типа особое место занимает ЮАР - империалистическое расистское государство, где государственная власть принадлежит верхушке эксплуататорского меньшинства белого населения, проводящей террористическую политику апартхейда по отношению к африканскому большинству, цветному и индийскому населению страны. Многие государства, особенно в Тропической Африке (например, БСК, Габон, Камерун, Кения), являются только переходными к буржуазному типу государства. Правящая коалиция в этих странах состоит из средней и мелкой буржуазии во главе с бюрократической буржуазией, а также вождей племён. Большое влияние на государственную власть оказывают иностранные поселенцы; капиталистические отношения приобретают структурообразующий характер, но ещё не стали господствующими, а класс местной буржуазии находится в процессе формирования.

Государства социалистической ориентации являются переходными к социалистическому типу государствами (Алжир, Ангола, Конго, Мадагаскар и др.). государственная власть в них осуществляется в интересах широких слоев народа и выступает как революционно-демократическая государственная власть, одна из разновидностей демократической диктатуры революционного народа, о многообразии форм которой писал В. И. Ленин (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 11, с. 44; т. 12, с. 318, 320, 321; т. 41, с. 381, 383, 384 и др.).

Социальной основой государственной власти в странах социалистической ориентации является демократический блок классов и социальных слоев, выступающих за осуществление глубоких общедемократических преобразований с социалистической перспективой. Национальная буржуазия не всегда участвует в этом блоке, но её интересы отражаются в государственной политике.

В странах социалистической ориентации в связи с углублением революции происходит перегруппировка классовых сил и состав правящей коалиции меняется. Эксплуататорские пробуржуазные элементы утрачивают свои позиции, и социальная основа государственной власти становится всё более однородной.

В соответствии с этапами развития социальной революции в странах социалистической ориентации возможно формирование различных видов государств - национально-демократических, а в перспективе народно-демократических и др. Национально-демократическое государство возникает в результате победы национально-демократической революции, в нём политическое руководство осуществляют либо революционные советы, состоящие в основном из прогрессивно настроенных военных и выражающие интересы широких народных масс, либо революционно-демократические партии, принимающие ряд положений научного социализма. В блоке демократических сил в национально-демократическом государстве видное место занимают мелкобуржуазные слои.

Особую группу составляют государства капиталистической ориентации, где государственная власть принадлежит находящемуся в процессе становления классу буржуазии. Верхушку этого ещё окончательно не сформировавшегося класса составляет так называемая бюрократическая буржуазия (связанная с империалистическими кругами, занимающая господствующее положение в государственном аппарате и в руководстве правящей пробуржуазной партии).

Национально-демократическая республика социалистической ориентации характеризуется тем, что постепенно политической основой государства становятся органы типа народных советов, а основным принципом их организации и деятельности - демократический централизм; участие трудящихся масс в управлении государством расширяется, старые институты и принципы (например, назначение, наряду с выборными органами, уполномоченных президента и правительства на местах) действуют в сочетании с новыми институтами, связанными с народным характером государственной власти (народный контроль, право отзыва депутатов и др.).

Формы правления (то есть способ организации и механизм взаимоотношений органов государства) в странах социалистической ориентации не везде одинаковы. В некоторых странах политической основой государства является система представительных органов. В других странах полномочия представительных органов ограничены конституцией, существует институт административной опеки над деятельностью представительных органов, широкие полномочия имеет президент. В некоторых странах все полномочия сосредоточиваются в руках революционных советов или комитетов. По форме государственного устройства (взаимоотношения государства как целого и его составных частей) большинство стран являются унитарными государствами. Исключение составляет Танзания - своеобразная федерация, состоящая из материковой (Танганьика) и островной (Занзибар и Пемба) частей.

Политический режим (методы осуществления государственной власти) в странах социалистической ориентации является революционно-демократическим.

В странах, развивающихся в направлении к капитализму, существует, как правило, буржуазно- или пробуржуазно-авторитарная государственная форма. Буржуазно-демократической государственной формы в её развитом виде пока нет ни в одной из стран Африки. В подавляющем большинстве таких стран (в Тропической Африке) существует особая - пробуржуазно-монократическая государственная форма, которая характеризуется сосредоточением всей полноты власти в руках президента, созданием слитных партийно-государственных структур (на базе единственной легальной буржуазной или пробуржуазной партии), бюрократической централизацией государственного аппарата, жёстким унитаризмом в государственном устройстве, авторитарными методами осуществления государственной власти. Пробуржуазно-авторитарный режим существует в виде либо конституционного (соответствующие методы осуществления государственной власти закреплены в конституциях), либо военного (конституции отменяются). По форме правления большинство указанных стран - республики, лишь отдельные являются конституционными монархиями (Марокко, Свазиленд, Лесото). Федеративная форма государственного устройства является исключением (Нигерия, Коморские Острова), так же как и наличие автономных образований в составе унитарного государства (автономия Юга Судана в составе трёх провинций).

Литература:

Ленин В. И., К истории вопроса о диктатуре. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41;

Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, с. 11-12;

Государство социалистической ориентации, М., 1975;

Государство в странах капиталистической ориентации, М., 1982;

Чиркин В. Е., Буржуазная политология и действительность развивающихся стран. Критика концепции «политической модернизации», М., 1980;

Энтин Л. М., Политические системы развивающихся стран. Государство и политические партии в странах Азии и Африки. М., 1978;

Старушенко Г. Б., Социалистическая ориентация в развивающихся странах, М., 1977;

Юдин Ю. А., Политические системы независимых стран Тропической Африки. (Государство и политические партии), М., 1975;

его же, Высшие органы государства в странах Тропической Африки. (Некоторые политико-правовые проблемы капиталистической ориентации), М., 1980.

В. Е. Чиркин.

В начало словаря