Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРЕ"-"ПРО")

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 5, "ПРЕ"-"ПРО")

Преображенская площадь

В 1743-1754 годах в слободе Преображенского полка по проекту Михаила Земцова был построен собор, освященный во имя Преображения Господня. В 1825 году собор сгорел и через четыре года был восстановлен по проекту Василия Стасова. Ограду собора соорудили из турецких орудий - трофеев русско-турецкой войны 1828-1829 годов.

Площадь вокруг собора, ограниченная 1-м, 2-м Спасскими и Церковным переулками (ныне соответственно Манежный переулок, улица Рылеева и переулок Радищева), с 1836 года называлась площадью Преображенского собора либо Преображенской Соборной площадью, а с 1844-го - Преображенской или Спасо-Преображенской. 6 октября 1923 года площадь переименовали в площадь Писателя Радищева, в честь автора «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева (1749-1802), а проходивший по ее восточному краю Церковный переулок - в Радищев переулок. Как и следовало ожидать, оба названия быстро обрели единую форму - площадь и переулок Радищева. В 1935 году улицей Радищева стала и проходившая поблизости Преображенская улица.

22 сентября 1989 года было решено, что одним из трех наименований в честь Радищева можно пожертвовать, и площади вернули историческое название - Преображенская площадь.

Прибалтийская площадь

17 июня 1982 года площадь между Шкиперским протоком, улицей Кораблестроителей и Морской набережной получила название Прибалтийской, по стоящей в ее центре одноименной гостинице, построенной в 1976 году по проекту Николая Баранова и Сергея Евдокимова.

Прибрежная улица

Сейчас это центральная улица Рыбацкого. Она идет от Рыбацкого проспекта к железнодорожной станции. А когда-то на ее месте были две небольшие улицы: Советская - от Невы до проспекта Володарского (ныне Шлиссельбургский проспект) и Пионерская - от проспекта Володарского до железной дороги. Первая из них до того, как стать Советской, с начала XX века до 1930-х годов именовалась Аблиным переулком, по фамилии домовладельца. Одна улица не была продолжением другой - Советская улица шла по нечетной стороне современной широкой магистрали, Пионерская - по четной.

12 ноября 1962 года в целях борьбы с одинаковыми названиями Советскую улицу переименовали в Прибрежный переулок, Пионерскую - в улицу Пограничников. А 23 февраля 1987-го при реконструкции Рыбацкого обеим улицам установили одни и те же границы - от Рыбацкого проспекта до Тепловозной улицы, сделав между ними бульвар. Улица Пограничников при этом сохранила свое название, а Прибрежная превратилась в улицу Кодацкого, в честь Ивана Федоровича Кодацкого (1893-1937). С 1914 года И. Ф. Кодацкий (настоящая его фамилия - Кадацкий) работал на заводе «Новый Лесснер» (ныне завод имени Карла Маркса) на Выборгской стороне, вел революционную работу, был членом Выборгского райкома партии большевиков. В 1917 году он был избран депутатом Петроградского Совета и Выборгской районной думы, активно участвовал в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания. В 1930-1936 годах Кодацкий занимал пост председателя Ленгорисполкома. Был расстрелян в 1937 году.

Фактически образовалась одна улица, у которой две стороны имели разные имена. 7 июля 1993 года ей присвоили предыдущее название одной из ее частей - Прибрежная.

Придорожная аллея

Это название присвоили проезду, проходящему от проспекта Энгельса до проспекта Культуры, 4 декабря 1974 года. Связано оно с тем, что, согласно постановлению, «вдоль проезда запроектирована озелененная полоса для защиты жилых кварталов от железнодорожной ветки и станции „Парнас"». В действительности никакой аллеи не получилось - пространство между проездом и железной дорогой заняли гаражами, пожарной частью и трамвайно-троллейбусным парком, а потом еще проложили Суздальский проспект.

Прилукская улица

Эта улица проходит от Боровой до Днепропетровской улицы. 5 марта 1871 года ее участку от Боровой до Тамбовской улицы было дано название Радинский переулок, по фамилии домовладельца ямщика Михаила Ивановича Радина. Однако оно практически не употреблялось.

Первое реальное название, если это можно считать названием, появилось в 1883 году: Безымянный переулок. Через два года переулок стал улицей, но тоже Безымянной, и обрел современные границы. Еще через два года, 16 апреля 1887-го, улица наконец получила настоящее имя.

Как и ряд других улиц в Александро-Невской части Петербурга, названных по городам Полтавской губернии, ее наименовали по Прилукам - уездному городу этой губернии. Ныне Прилуки - районный центр Черниговской области Украины.

Приморская улица

От поселка Шувалово, который давно уже входит в городскую черту, до моря довольно далеко, однако Приморская улица там есть. Название это возникло в конце XIX века в связи с прокладкой железнодорожной линии, которая получила название Приморской, поскольку шла вдоль берега Финского залива в Сестрорецк. А от этой линии отходила железнодорожная ветка, соединявшаяся с Финляндской линией у станции Шувалово. К морю ветка не имела никакого отношения, зато она тоже относилась к Приморской железной дороге. По этой железнодорожной ветке, ставшей впоследствии на многие годы Детской (Малой Октябрьской) железной дорогой, и получила название Приморская улица.

Она проходит от Большой Озерной улицы и упирается в Финлядскую железнодорожную линию у пересечения Озерковского проспекта и Новоорловской улицы, как раз там, где и соединялись две железные дороги.

Приморский проспект

Магистраль проходит от Ушаковского моста до стыка Приморского шоссе и улицы Савушкина перед въездом в Лахту. В первой половине XIX века ее часть до современной Планерной улицы была началом дороги в Сестрорецкий завод или дороги из Систербека (шведское название Сестрорецка), а затем разделилась на три проезда: Ново-Деревенская набережная проходила от Строгановского (Ушаковского) моста до Московского переулка (улица Академика Шиманского); 1-я линия Новой Деревни - от Московского переулка до Благовещенской церкви; 1-я линия Старой Деревни шла от Благовещенской церкви до того места, где дорога поворачивала направо и переходила в дорогу на Лахту (начальный участок Приморского шоссе). Первое из этих названий присвоено 16 апреля 1887 года, два других возникли еще в середине XIX века.

Ново-Деревенская набережная очень скоро превратилась в Новодеревенскую, что более соответствует правилам русского языка. 1-я линия Новой Деревни в 1883 году стала Набережной улицей (позже между ней и Большой Невкой появился ряд домов), а 1-я линия Старой Деревни - Благовещенской улицей. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, по которой она и получила свое название, построена в 1808 году по проекту В. Мочульского. В 1901 году Василий Теплов пристроил к Благовещенской церкви колокольню, уничтоженную в 1947 году под предлогом восстановления исторического облика церкви. 6 октября 1923 года в разгар борьбы с религиозными названиями Благовещенская улица была переименована в Стародеревенскую.

30 июля 1947 года все три проезда были объединены под общим названием Приморский проспект. Магистраль идет не вдоль моря, а вдоль Большой Невки, а имя такое получила потому, что находится в Приморском районе. 16 января 1964 года в состав проспекта была включена дорога на Лахту - от нынешней Планерной улицы до Лахтинского разлива. В действительности на этот участок, пока неофициально, распространилось название Приморское шоссе, и 27 марта 1990 года Приморский проспект был продлен уже по южной границе застройки нового квартала на намывных территориях - до стыка Приморского шоссе и улицы Савушкина. Участка от Планерной до Яхтенной улицы, правда, нет до сих пор.

Провиантская улица

Улица идет от проспекта Добролюбова до Мытнинской площади. С 1849 года она входила в состав Мытнинского переулка, а в 1877-м получила самостоятельное название - Провиантская, по располагавшимся здесь раньше провиантским магазинам Мытного двора. Сам Мытный двор, то есть таможня, находился между современными проспектом Добролюбова и Мытнинской набережной, а в провиантских магазинах торговали конфискованными продуктами.

Когда улица стала Провиантской, таможни в этом районе уже не было. Она переехала в новый Торговый порт на Гутуевском острове, наименование же проезда перешло с соседней, тоже Провиантской, улицы, существовавшей с 1828 года и в 1887 году вошедшей в Церковную (ныне улица Блохина).

Прогонные улицы

Прогонных улиц в Петербурге две, названия обеих связаны с тем, что по ним прогоняли скот на пастбище. Одна Прогонная улица находится в Волковой деревне, ее имя известно с 1911 года. Первоначально она начиналась от Волковского проспекта у поворота (в районе нынешнего дома № 26) и шла до железнодорожной линии севернее ее.

26 декабря 1940 года проезду было присвоено новое название - улица Высоцкого, в честь Героя Советского Союза, участника советско-финляндской войны, пулеметчика 68-го стрелкового полка 70-й дивизии лейтенанта Кузьмы Высоцкого (1911-1940). К сожалению, точно неизвестно его отчество (Дмитриевич или Демидович).

23 декабря 1939 года Кузьма Высоцкий, проявляя мужество и находчивость, умело отражал атаки противника в районе Финского залива, но был ранен. 15 января 1940-го, находясь в госпитале, Высоцкий узнал, что за тот бой он удостоен высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

Выписавшись из госпиталя, Высоцкий вновь вернулся в строй и возглавил взвод. В самом конце войны в боях за острова в Финском заливе Кузьма Высоцкий был смертельно ранен. Он умер в госпитале 4 марта 1940 года. А 26 декабря того же года его именем была названа Прогонная улица во Фрунзенском районе.

Однако из-за окраинного положения улицы, на которой не было практически никаких строений, решение о переименовании не было выполнено. Улица так и осталась Прогонной. При реконструкции района в 1960-х годах она была передвинута на новое место и сейчас идет в тупик южнее железной дороги.

Но имя Кузьмы Высоцкого закрепилось за названиями островов и города Высоцка в Выборгском районе Ленинградской области.

Вторая Прогонная улица, в Мурзинке, начинается от проспекта Обуховской Обороны и заканчивается тупиком; до 1990-х годов она доходила до Запорожской улицы. Название известно с 1898 года как Прогонный переулок. В 1939 году переулок стал Прогонной улицей.

Прожекторная улица

Эта небольшая улица находится на Крестовском острове. Она проходит от Морского проспекта до стыка набережной Мартынова и Константиновского проспекта.

Первоначально, с 1909 года, она именовалась Мариинской. Как и названия многих других улиц на Крестовском острове, это было дано по имени члена семьи владельцев острова, князей Белосельских-Белозерских - Марии Александровны. Некоторые из этих названий сохранились до сих пор - Еленинская улица, Константиновский проспект, Эсперова и Ольгина улицы. А вот Мариинской не повезло - проездов с таким названием в городе было много, поэтому 27 февраля 1941 года Мариинскую улицу переименовали в Прожекторную.

В 1930-е годы вдоль Батарейной дороги (продолжение Морского проспекта), вошедшей позднее в организованный вокруг нее Приморский парк Победы, были установлены прожекторы. По ним улица и получила название Прожекторная.

Промышленная улица

Промышленная улица отходит от того места, где площадь Стачек переходит в одноименный проспект, и идет до улицы Калинина. Первое ее название - Болдыревский, позже Болдырев переулок - известно с 1896 года и велось от фамилии владельца несохранившегося дома № 4.

Дойдя до усадьбы Молво (у нынешней Севастопольской улицы), переулок поворачивал налево и упирался в Григоровскую улицу (ныне улица Гладкова).

В 1930-е годы переулок был продлен до улицы Калинина, а 3 августа 1940-го переименован в Промышленный: к тому времени практически всю нечетную сторону переулка занимали промышленные предприятия. 31 июля 1950 года переулок стал улицей.

Проспект Авиаконструкторов

Проспект был назван 9 марта 1987 года «в честь русских авиаконструкторов отечественных самолетов» (так записано в постановлении исполкома). Имена большинства улиц на Комендантском аэродроме связаны с темой авиации и космонавтики (проспект Королева, улица Уточкина, Планерная улица). Первоначально проспект шел от улицы Ильюшина лишь до Шуваловского проспекта, а в 1994 году был продлен до Глухарской улицы.

Проспект Александровской фермы

Первоначально, с 1906 года, эта магистраль называлась Преображенской дорогой. Она начиналась от Полевого переулка (ныне улица Бабушкина), пересекала железную дорогу и заканчивалась тупиком у въезда на Преображенское кладбище. Кладбище было открыто в 1872 году и получило свое имя по возведенной на нем церкви Преображения Господня.

В 1925 году его переименовали в кладбище «Памяти жертв Девятого Января», а несколькими годами позже снесли церковь.

Еще раньше, в 1922 году, дорога потеряла свое название и приобрела другое - Большой проспект Александровской Фермы: справа от него находилась Александровская земледельческая ферма. В 1934 году длинное название проспекта укоротилось до современного - проспект Александровской Фермы. В 1960-е годы проспект продлили до Софийской улицы.

Проспект Бакунина

Магистраль начинается от перекрестка Невского проспекта и Дегтярной улицы и идет до Синопской набережной. Первое ее название, появившееся в 1794 году, - улица к Большому Охтенскому перевозу (слово «Охтенский» в то время писалось через «е»). В конце улицы долгое время, вплоть до 1930-х годов, функционировал перевоз через Неву на Малую Охту.

Последующие несколько имен магистрали - вариации первоначального: проспект к Мало-Охтенскому перевозу, проспект на Малую Охту, с 1822 года - Мало-Охтенский проспект. В первой половине XIX века параллельно употреблялось и другое название - Мытновская, затем Мытнинская улица. В современном доме № 6 располагался Мытный двор, то есть таможня. Позже наименование перешло на нынешнюю Мытнинскую улицу.

Поскольку на Малой Охте был (и остается) свой Мало-Охтенский проспект, 5 марта 1871 года проспект на левом берегу Невы переименовали в Калашниковский, как выходивший к пристани, принадлежавшей купцам Калашниковым. Они же владели хлебными амбарами, протянувшимися вдоль Невы до самого Обводного канала (не сохранились), а также пивоваренным заводом, позже ставшим ликеро-водочным. Набережная до 1952 года тоже именовалась Калашниковской.

Проспект же в октябре 1918 года стал проспектом Бакунина. Так большевики увековечили своего духовного собрата, теоретика анархизма Михаила Александровича Бакунина (1814-1876).

Впрочем, перед тем как стать теоретиком, М. А. Бакунин был революционером-практиком. Когда в Европе разразилась революция 1848 года, живший тогда в Австрийской империи отставной офицер Бакунин с энтузиазмом к ней примкнул, участвовал в Пражском восстании, а затем, уже в Саксонии, возглавил восстание в Дрездене. После подавления восстания Михаил Бакунин был приговорен к смертной казни, которую заменили пожизненным заключением, а в 1851 году Бакунина выдали российским властям.

Когда в 1855 году умер Николай I, тюремное заключение для М. А. Бакунина заменили ссылкой в Сибирь, откуда он через шесть лет бежал, поселился в Англии и занялся теоретическими разработками.

Основная мысль Бакунина состояла в том, что капиталист может эксплуатировать трудящихся лишь при поддержке государства, следовательно, если отменить государство, капитализм умрет сам собой. Как последовательный противник государства, Бакунин считал невозможным для революционера участвовать в каких-либо его институтах, таких как парламент.

Выступая против государства как такового, Бакунин критиковал и Марксовы идеи диктатуры пролетариата и сосредоточения средств производства в руках государства, верно предсказав, что это приведет лишь к диктатуре чиновничьего аппарата. Однако вместо этого Бакунин предлагал заменить государство свободной ассоциацией производителей и потребителей.

После создания в 1864 году I Интернационала сторонники Бакунина образовали в нем свою фракцию и повели непримиримую борьбу с Марксом. Когда в 1870 году в Лионе началось восстание, Бакунин поспешил туда и попытался провозгласить отмену государства, но французские революционеры его не поддержали. В конце концов в 1872 году Бакунин был исключен из Интернационала.

Большевики, хотя и нещадно критиковали наследие Бакунина и преследовали его последователей - анархистов, самого Михаила Александровича все же уважали. Более того, они с успехом взяли на вооружение некоторые его идеи, осуждавшиеся Марксом, - насильственное укрупнение крестьянских хозяйств, воинствующий атеизм, отчасти даже отмену права наследования.

Проспект большевиков

Проспект начинается от улицы Коллонтай и идет до Октябрьской набережной. Название присвоено 2 октября 1970 года, как сказано в постановлении, «в ознаменование партии большевиков, создателей первого в мире социалистического государства». Наименования улиц в этой части города в основном посвящены революционному движению в России начала XX века. Ранее в проектной документации проспект, который должен был стать главной магистралью района, обозначался как Ленинский.

Слово «большевик» появилось в 1903 году, когда на II съезде Российской социал-демократической рабочей партии она раскололась на две фракции: радикальную, требовавшую железной дисциплины в партии и взявшую курс на подготовку революции в России, и умеренную. Сторонники первой получили большинство при голосовании почти по всем резолюциям съезда, потому они назвали себя большевиками, а своих противников - меньшевиками, которые сами себя так обычно не называли. Окончательно партия раскололась после VI конференции в Праге в 1912 году, хотя в обеих частях партии существовали группы соответственно «большевиков-партийцев» во главе с Л. Б. Каменевым и Г. Е. Зиновьевым и «меньшевиков-партийцев» во главе с Г. В. Плехановым, выступавшие против раскола. Слово «большевик» сохранялось в названии партии вплоть до 1952 года, хотя никаких меньшевиков к тому времени и в помине не было.

Первоначально проспект Большевиков доходил только до Народной улицы. Современные границы он обрел 15 июня 1976 года, присоединив и участок от Народной улицы до Дальневосточного проспекта, ранее входивший в состав последнего.

Проспект ветеранов

Проспект Ветеранов идет от стыка улиц Подводника Кузьмина и Зины Портновой до улицы Пионерстроя. Он расположен в двух районах города - Кировском и Красносельском, где многие улицы носят имена героев Великой Отечественной войны либо названы в память об обороне Ленинграда. Магистраль возникла в 1960-е годы, когда массовое жилищное строительство началось в районах Дачного, Ульянки, Лигова и Сосновой Поляны.

Правда, в состав проспекта Ветеранов были включены два более старых проезда. Один - 16 января 1964 года, когда магистраль получила свое название, как говорится в постановлении, «в память участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Проезд, существовавший с официально неутвержденным названием Срединная улица, проходил от улицы Зины Портновой до улицы Лени Голикова. Срединной улица была условно названа по расположению между двумя другими основными магистралями района - проспектами Народного Ополчения и Стачек.

Второй проезд вошел в состав проспекта Ветеранов позже - в 1970 году, когда проспект был продлен от Таллинского шоссе (ныне проспект Маршала Жукова) до своей нынешней границы. Это существовавший в Сосновой Поляне с начала XX века Монетный переулок. Он начинался западнее современной улицы Тамбасова от не существующей ныне Владимирской улицы и, не доходя до нынешней улицы Пограничника Гарькавого, упирался в Морскую, тоже впоследствии исчезнувшую. В 1960-е годы Монетный переулок продлили до улицы Летчика Пилютова. Дома, построенные в этом районе в конце 1960-х годов, успели получить адреса по переулку, и на доме № 158 на углу проспекта Ветеранов и улицы Пограничника Гарькавого до сих пор читается номер 26. А вот происхождение имени переулка так и осталось невыясненным.

Проспект Девятого января

Проспект идет от Софийской улицы до Грузового проезда по южному краю кладбища «Памяти жертв Девятого Января» (см. проспект Александровской Фермы). Название известно с 1955 года, хотя дорога вдоль кладбища появилась значительно раньше.

Первоначально магистраль проходила от железнодорожной станции Обухово до Софийской улицы. В 1975 году направление нумерации домов на проспекте поменяли на противоположное, а сам проспект продлили от станции Обухово под острым углом на юго-запад до Грузового проезда по трассе Полевой улицы, существовавшей с 1960-х годов и продолжавшейся дальше примерно до пересечения нынешних Карпатской и Малой Балканской улиц. Оставшаяся ее часть исчезла в 1981 году (небольшой участок оказался в составе Грузового проезда), но несколько домов на Софийской и Карпатской, да и на самом проспекте Девятого Января вплоть до конца 1990-х годов числились по Полевой улице.

Проспект Динамо

Проспект Динамо находится на Крестовском острове. Он проходит от реки Крестовки до Спортивной улицы.

Первоначальное его название - Александровский проспект. Оно впервые появилось на карте города в 1877 году и происходило от имени князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского (1752-1809), который в начале XIX столетия стал владельцем Крестовского острова. Семья Белосельских-Белозерских больше века владела этим петербургским островом, что отразилось в его топонимике. До сих пор на Крестовском острове существуют Константиновский проспект, Еленинская, Ольгина и Эсперова улицы. Однако Александровский проспект появился намного раньше других именных названий.

Александр Михайлович Белосельский-Белозерский был младшим из трех сыновей генерал-кригскомиссара Михаила Андреевича Белосельского от второго его брака с графиней Натальей Григорьевной Чернышевой. В 1779 году в звании камер-юнкера он был назначен русским посланником в Дрезден вместо умершего брата Андрея Михайловича, а через десять лет стал служить в той же должности в Турине. И в период дипломатической деятельности, и еще до него Александр Михайлович Белосельский занимался сочинительством. Писал преимущественно философические работы, большинство из них на французском языке, хорошее владение которым оценил сам Вольтер.

Все это время князь служил под фамилией Белосельский. Только в царствование Павла I, 27 февраля 1799 года, ему было разрешено прибавить к своей фамилии прозвание Белозерский, чтобы сохранить угасший род Белозерских.

3 ноября 1800 года Российская Академия избрала его в действительные члены. Кроме того, Александр Михайлович состоял членом Болонского института, Нансийской Академии словесности и Кассельской Академии Древностей.

В царствование Александра I князь Белосельский-Белозерский получил звание обер-шенка, стал действительным статским советником, сенатором. Прославился на ниве меценатства.

Владелец Крестовского острова, кавалер ордена Александра Невского, умер через несколько лет после приобретения острова - 26 декабря 1809 года.

16 апреля 1887 года вышел указ, подписанный Александром III, согласно которому этот проспект становился Архангельской улицей. Этим же указом ряду других улиц Петербургской стороны присваивались названия городов Архангельской губернии. На Крестовском острове, кроме Александровского проспекта, были переименованы Надеждинская улица (ныне Депутатская), получившая название Холмогорской, и еще одна Александровская, ставшая Кемской. Указ преследовал цель избавить город от дублирующих названий.

Но в быту продолжали употреблять прежние названия. После 1916 года наименование Архангельская улица окончательно вышло из употребления, и почти четверть века проспект был исключительно Александровским. Первоначально он доходил до реки Чухонки, но в 1909 году его сократили до не существующей ныне Катавской улицы.

22 декабря 1939 года, когда несколько проездов в Ленинграде переименовывались по той же причине, что и в апреле 1887-го, этот проспект назвали по спортивному обществу «Динамо». Проспект выходил к стадиону «Динамо», построенному в 1925 году. При строительстве стадиона исчезли Катавская и еще несколько небольших улиц Крестовского острова, а проспект сократился еще раз - до Андреевской (Спортивной) улицы.

Проспект Добролюбова

Проспект Добролюбова идет от Кронверкского до Большого проспекта Петроградской стороны. По рассуждениям Комиссии о санктпетербургском строении 1738 года он должен был именоваться Успенской набережной. Название это практически не употреблялось, а дано оно было по церкви Успения Богородицы. Впоследствии на ее месте был построен Князь-Владимирский собор (см. Нестеров переулок).

С последней четверти XVIII века проезд делился на две неравные части. Участок между Провиантской улицей и Большим проспектом обычно включался в набережную реки Ждановки, поскольку шел вдоль засыпанной позже протоки, служившей продолжением реки, а участок между Провиантской улицей и Кронверкским проспектом оставался безымянным. Лишь на плане 1821 года он обозначен как Мокрая улица - по местности Мокруши, которая, в свою очередь, получила такое название из-за того, что при наводнениях затапливалась одной из первых. Из-за этого до начала 1870-х годов проезда как такового фактически не было, как не было и застройки.

Наконец 5 марта 1871 года ему было присвоено название Александровский проспект - в честь царствовавшего тогда Александра II, поскольку, как говорилось в обосновании, «шоссе устроено повелением Его Величества». Стоит вспомнить, что в ту пору существовал план устройства большой парковой зоны от Александровского парка до Петровского острова, включая район Мокруш между Биржевым и Тучковым мостами. Этот проект не был реализован.

6 октября 1923 года Александровский проспект был переименован в проспект Писателя Добролюбова. Определение «писатель» вскоре выпало из названия, и оно стало существовать в современной форме.

Философ, поэт и литературный критик Николай Александрович Добролюбов (1836-1861), вся литературная деятельность которого связана с Петербургом, никогда не жил на этом проспекте. Однако если принять во внимание тот факт, что в первые послереволюционные годы наименованиям придавалось большое идеологическое значение, то замена Александра II на Николая Добролюбова покажется весьма символичной. Вместо имени царя-освободителя проспект стал носить имя критика, боровшегося против самодержавия и умершего в 1861-м, в год отмены крепостного права.

Проспект Елизарова

Первоначальное название проспекта - Палевский - велось с 1897 года по фамилии землевладельца, известного фабриканта Карла Яковлевича Паля (1845-1910), владевшего Александро-Невской мануфактурой и проживавшего с семьей в собственном доме на Шлиссельбургском проспекте (ныне проспект Обуховской Обороны), 56. Сначала Палевский проспект доходил от Шлиссельбургского только до Карловской улицы, названной по имени того же Карла Паля (ныне улица Пинегина); в 1914-м он был продлен до не существующей ныне Волковской улицы (западнее современной улицы Невзоровой).

22 февраля 1939 года Палевский проспект был переименован в проспект Елизарова. Еще раньше, 17 августа 1929-го, вышло постановление о переименовании его в проспект имени Ногина, революционного деятеля, народного комиссара по делам торговли и промышленности в первом советском правительстве, однако решение не было выполнено. Позже в честь Ногина был назван бывший Школьный переулок в этом же районе.

Со второй попытки изменение названия все же произошло. Проспект получил имя другого народного комиссара из первого советского правительства - Марка Тимофеевича Елизарова, занимавшего в этом правительстве должность наркома путей сообщения, к тому же зятя Владимира Ильича Ленина, мужа Анны Ильиничны Ульяновой. В квартире Елизарова в доме № 48 по Широкой улице (современный адрес - улица Ленина, 52) руководитель большевистской партии жил по возвращении из Финляндии с 3 апреля по 5 июля 1917 года.

В 1970-е годы проспект Елизарова немного удлинился и доходит теперь до Старопутиловского вала.

Проспект испытателей

Этот проспект проходит в Приморском районе от Богатырского проспекта до Комендантской площади, через бывший Комендантский аэродром и район Долгого озера.

От Комендантского аэродрома он и ведет свое название. Оно было присвоено проспекту 2 ноября 1973 года. В постановлении говорится, что «магистраль проходит вблизи территории бывшего Комендантского аэродрома, где проводились испытания самолетов». Среди испытателей, взлетавших с этого аэродрома, были летчики Лев Мациевич и Сергей Уточкин, имена которых носят площадь и улица в этом же районе. В названиях многих проездов, расположенных на территории бывшего Комендантского аэродрома, увековечены имена летчиков или авиаконструкторов.

В отношении границ проспекта Испытателей существует путаница. Из-за того, что часть Богатырского проспекта между Коломяжским проспектом и Удельным парком не проложена, проспект Испытателей оказался продолжением участка Богатырского проспекта у трамвайного кольца в Удельном парке. Из-за этого происходит ошибка: многие считают, что проспект Испытателей начинается у Светлановской площади. Это не так.

Проспект Кима

Проспект идет от набережной реки Смоленки в тупик за Уральскую улицу. Согласно проекту района «Новый Петроград» 1912 года здесь должна была проходить Парковая улица. Фактически проезд появился лишь в 1932-м и стал называться проспектом КИМа, в честь Коммунистического Интернационала молодежи. В конце проспекта тогда располагался стадион имени КИМа.

Коммунистический Интернационал молодежи - это молодежное подразделение Третьего (Коммунистического) Интернационала, всемирного объединения коммунистических партий. Как и «взрослый» Интернационал, КИМ был основан в 1919 году и распущен в 1943-м. Слово «КИМ» в 1930-е годы было очень популярно; появились производные «кимовец», «кимовский», мужское имя Ким и женское Кима.

Начальный участок магистрали, от набережной Смоленки до поворота, долго носил другое название. С начала 1930-х годов это был Голодаевский проезд, поскольку Голодаем до 1926 года именовался остров Декабристов. В 1936 году его переименовали в проезд Каховского, в честь декабриста П. Г. Каховского (1797-1826), казненного в числе других на Голодае (см. переулок Каховского). 19 мая 1975 года проезд вошел в состав проспекта КИМа.

Проспект Королёва

Магистраль проходит от Коломяжского проспекта до улицы Шаврова; по плану она должна идти чуть дальше, до Шуваловского проспекта. Название присвоено 2 ноября 1973 года в честь выдающегося конструктора ракет и космических кораблей С. П. Королёва и продолжает тему авиации в именах проездов Комендантского аэродрома. Первое время магистраль считалась улицей и доходила только до проспекта Сизова, и лишь 9 марта 1987 году стала проспектом и обрела существующие границы.

Сергей Павлович Королёв (1907-1966) начинал как конструктор планеров. В 1931 году он познакомился с трудами Циолковского и стал преданным сторонником идеи космических полетов. В том же году он вместе с Ф. А. Цандером создал Группу изучения реактивного движения, преобразованную в 1933-м в Реактивный институт, и приступил к разработкам ракет и ракетных комплексов. В 1938 году на основании ложных обвинений Королев был арестован и на четыре года оказался отлученным от конструкторской работы, а с 1942-го трудился в так называемой «шарашке», занимаясь оснащением боевых самолетов ракетными ускорителями. Когда в конце Великой Отечественной войны решался вопрос, кто мог бы возглавить создание советского ракетно-ядерного оружия, И. В. Курчатов не побоялся назвать заключенного Королёва. Авторитет Курчатова был непререкаем; Сергей Павлович немедленно был освобожден и получил звание полковника. Созданные Королёвым ракетные комплексы до сих пор остаются лучшими в мире.

Но, создавая ракетный щит Родины, Королёв мечтал о космических полетах. 4 октября 1957 года его мечта сбылась - его ракета вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Дальше были запуск в космос животного - собаки Лайки (ноябрь 1957), первая в мире автоматическая геофизическая лаборатория (1958), первый искусственный спутник Солнца и посадка на Луну (1959), запуск первого человека в космос (1961), первый групповой космический полет и первая женщина-космонавт (1963), первый трехместный космический корабль (1964), первый выход человека в открытый космос, съемка обратной стороны Луны и посадка спутника на Венеру (1965).

Проспект Космонавтов

Название магистрали присвоено 12 ноября 1962 года и продолжает традицию, возникшую в Московском районе в 1950-е годы (Авиационная улица, улицы в честь летчиков - Севастьянова, Гастелло, наконец, проспект Юрия Гагарина). Первоначально проспект проходил от Бассейной улицы до улицы Орджоникидзе, в 1970 году он был продлен на юг до Звездной улицы, а несколько позже - на север до Кузнецовской и на юг за Свирскую улицу.

Проспект Косыгина

25 октября 1982 года Ладожский проспект в Красногвардейском районе был переименован в проспект Косыгина. Прежнее название просуществовало всего шесть лет. Оно было связано с тем, что проспект идет в направлении Ладожского озера.

Новое имя дано в честь государственного и партийного деятеля Советского Союза, дважды Героя Социалистического труда Алексея Николаевича Косыгина (1904-1980). До этого некоторое время имя А. Н. Косыгина носила Кантемировская улица.

В отличие от многих партийных деятелей, работавших в 1970-е, окрещенные «годами застоя», к Алексею Николаевичу Косыгину люди питали добрые чувства. Этот высокопоставленный чиновник, проработав в самых верхах власти более четверти века, остался человеком, который мог не стесняться любить джаз, ходить пешком по горным тропинкам и плавать на байдарке. Как-то на одном предприятии в Грузии, когда ему, главе советского правительства, стали расхваливать качество выращиваемого табака и просить содействия в распространении их товара, он попросил показать, что курят сами руководители производства. Когда из карманов достали импортные сигареты, Косыгин молча развернулся и ушел. Небольшой, но характерный штрих к портрету Алексея Николаевича, с именем которого город на Неве ассоциируется далеко не сразу. Между тем, он родился в Петербурге, в рабочей семье.

В 1919-м питерский подросток ушел добровольцем в Красную Армию, в 1924-м закончил в Ленинграде кооперативный техникум и уехал работать в Сибирь, в систему потребкооперации. В Ленинград вернулся в 1930-х, окончил Текстильный институт. За два года, с 1935-го по 1937-й он проделал путь от мастера до директора текстильной фабрики «Октябрьская», а вскоре стал председателем исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся. В 1939-м Косыгин был переведен в Москву на должность наркома текстильной промышленности. Он занимал самые высокие должности, был председателем Госплана, а с 1964 года - главой советского правительства. Косыгин постоянно искал пути совершенствования отечественной промышленности, реорганизации бюрократической системы планирования, загонявшей производство на неэффективные экономические рельсы. Он мог бы стать советским Дэн Сяопином, но брежневское руководство блокировало все его идеи.

С Ленинградом же его неразрывно связывал один важнейший эпизод времен Великой Отечественной войны. А. Н. Косыгин был уполномоченным Государственного комитета обороны по снабжению и эвакуации Ленинграда. Огромная его заслуга в том, что была проложена ледовая дорога по Ладожскому озеру, названная Дорогой жизни. Всю первую блокадную зиму Косыгин провел в осажденном городе. Ленинградцы вспоминали, что Косыгин спас жизнь едва живому младенцу. Именно в связи с блокадными днями для увековечения имени Косыгина и был выбран Ладожский проспект.

Проспект Косыгина проходит от Соединительной линии Октябрьской железной дороги до улицы Коммуны.

Проспект Кузнецова

Проспект Кузнецова проходит от Ленинского проспекта до Петергофского шоссе. По проекту он должен начинаться от улицы Морской Пехоты, но этого участка, как и соответствующего участка улицы Морской Пехоты, пока не существует.

Он получил свое наименование 28 мая 1979 года в честь советского государственного и партийного деятеля Алексея Александровича Кузнецова (1905-1950). В этом районе многие улицы носят названия, связанные с военной темой, - в честь полководцев, героев войны, родов войск и руководителей обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К последней категории относится и Алексей Кузнецов, занимавший в годы войны и блокады пост первого секретаря Ленинградского городского и областного комитета ВКП(б). В период с 1932 по 1936 год он прошел путь от рядового инструктора Ленинградского горкома ВКП(б) до первого секретаря Дзержинского районного комитета партии. В 1937-1938 годах Алексей Кузнецов, уже в должности второго секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), часто замещал отъезжавшего в командировки первого секретаря А. А. Жданова, являясь фактическим партийным руководителем города - колыбели революции.

22 июня 1941 года в отсутствие Жданова именно Кузнецов созвал срочное собрание партийного актива, на котором были выработаны неотложные меры по обеспечению защиты Ленинграда. В ведении Кузнецова, которого считали «душой обороны Ленинграда», находились важнейшие вопросы строительства укреплений, производства оружия и боеприпасов, формирования частей народного ополчения и руководства партизанским движением.

В 1946-м Кузнецов при содействии Жданова был переведен в Москву на должность секретаря ВКП(б). В 1949-м против него и других бывших руководителей города на Неве было сфабриковано «Ленинградское дело».

Кузнецов был обвинен в «намерении превратить Ленинградскую организацию в свою опору для борьбы с партией и ее ЦК», в «дезорганизации… распределения материальных фондов между организациями», в том, что «своими преступными действиями» наносил «ущерб экономическим интересам Советского государства». Приговор был оглашен 1 октября 1950 года в 0 часов 50 минут, а в 2 часа ночи, то есть всего через 1 час 10 минут, шестеро подсудимых - П. Г. Лазутин, Я. Ф. Капустин, М. И. Родионов, Н. А. Вознесенский, П. С. Попков и А. А. Кузнецов - были расстреляны.

30 апреля 1954 года Военная коллегия Верховного суда СССР отменила этот приговор. Все безвинно расстрелянные по нему были реабилитированы «за отсутствием в их действиях состава преступления». Доброе имя Кузнецова было восстановлено.

Проспект культуры

Проспект проложен на месте старой дороги в Бугры (она же Полевая дорога) и первоначально проходил от Северного до Суздальского проспекта. Наименование присвоено 12 июня 1972 года. 15 июня 1976 года проспект был продлен по территории промзоны «Парнас», сейчас он доходит до кольцевой дороги. В этом районе многие улицы носят имена деятелей и целых отраслей культуры, а название проспекта логически их подытоживает.

Проспект Луначарского

Проспект проходит от Выборгского шоссе до улицы Руставели. Название ему присвоено 2 октября 1970 года в честь первого народного комиссара просвещения Советской республики Анатолия Васильевича Луначарского (1875-1933).

Анатолий Луначарский родился в Полтаве в семье чиновника, однако родным отцом его был А. И. Антонов, человек радикальных убеждений, оказавший влияние на сына. Оттого Анатолий Васильевич свои литературно-публицистические труды нередко подписывал псевдонимами с именем Антон или настоящей фамилией Антонов.

Луначарский рано приобщился как к истории мировой культуры, так и к революционной деятельности. Уже в последних классах 1-й Киевской гимназии он входил в подпольные ученические кружки и вел пропаганду в рабочих предместьях Киева. Марксистом Луначарский стал в Швейцарии, где учился в Цюрихском университете. Там он познакомился с Георгием Плехановым и Полем Лафаргом, зятем Карла Маркса.

Через несколько дней после Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, когда к власти пришли большевики, Луначарский занял пост первого в Советской республике народного комиссара просвещения. В Москве в то время происходило настоящее святотатство: пушки палили по Кремлю и древним церквам, была пробита брешь в одном из куполов Успенского собора, до 30 снарядов попало в Чудов монастырь, пострадали фрески на портале Благовещенского собора, был отбит угол у колокольни Ивана Великого… Луначарский высоко ценил культурное наследие прошлого и опасность гибели его воспринимал как личную трагедию. 2 ноября 1917 года, по свидетельству Джона Рида, автора книги «Десять дней, которые потрясли мир», Луначарский «разрыдался на заседании Совета Народных Комиссаров и выбежал из комнаты с криком: „Не могу я выдержать этого. Не могу я вынести этого разрушения всей красоты и традиции"».

На следующий день в газетах появилось заявление Луначарского о его отставке с поста комиссара народного просвещения. К счастью, Луначарского уговорили остаться на посту наркома, и его деятельность позволила в значительной степени сохранить историко-культурное наследие царской России. Благодаря ему в середине 1920-х годов удалось отстоять неприкосновенность Александровской колонны на Дворцовой площади, именовавшейся тогда площадью Урицкого. Председатель исполкома Григорий Зиновьев «пробивал» идею переустройства памятника, предлагая демонтировать ангела с крестом и водрузить на вершине колонны статую «Великого вождя пролетариата тов. Ленина». Луначарский лично вмешался в дело защиты колонны. Характерна резолюция на письме Луначарского секретарю Ленинградского губернского исполкома Николаю Комарову, наложенная Зиновьевым: «Ну их к черту. Оставимте им колонну с „ампирным ангелом"».

В 1929 году Луначарский попал в немилость и был отстранен от должности.

Присвоение имени Луначарского проспекту в этом районе связано тем, что Анатолий Васильевич был автором текста на мраморных плитах, установленных на Марсовом поле, у могил павших борцов за революцию. Неподалеку проходят улица Руднева - автора проекта памятника и улица Ивана Фомина - автора проекта благоустройства площади.

Проспект маршала Блюхера

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проспект маршала Жукова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Проспект медиков

Идея продлить Большой проспект Петроградской стороны на Аптекарский остров и вывести его на Выборгскую сторону существовала давно, но только в 1911 году появился проезд от Карповки до улицы Литераторов. 11 апреля этого же года его решили включить в состав Петропавловской улицы, ибо мост через Карповку (теперь его нет!) тогда находился в ее створе. В 1930-е годы возникло название Электросварочный проспект, поскольку появился проект продления проезда на север до Большой Невки мимо завода «Электрик», выпускавшего электросварочное оборудование. Работы по прокладке магистрали начались только в 1960-е годы. А 2 октября 1970 года она получила имя проспект Медиков. Обоснование в постановлении о наименовании было следующим: «Проспект расположен на территории Аптекарского острова, где были заложены еще при основании города Аптекарские огороды для выращивания лекарственных трав. Вблизи проспекта расположены 1-й Медицинский институт <ныне Медицинский университет, улица Льва Толстого, 6-8>, больница имени Эрисмана <Петропавловская улица, 1, ныне в составе Медицинского университета> и завод <медицинской техники> „Красногвардеец" <Инструментальная улица, 3а>». Заметим, однако, что все эти учреждения находятся не на самом проспекте, в то время как прямо на нем расположен Институт гриппа (улица Профессора Попова, 15-17). Сквозной проезд по проспекту появился только после открытия Кантемировского моста, в 1982 году.

Проспект Металлистов

Проспект Металлистов тянется от Якорной до Лабораторной улицы. Как единая магистраль он был образован в 1962 году. До этого на его месте существовали три проезда.

Небольшой участок от не существующего ныне Тепловодского проспекта (у современного дома № 61) до проспекта Императора Петра Великого (ныне Пискаревский) с 1909 года именовался Головкинской улицей в честь графа Гаврилы Ивановича Головкина (1660-1734). В начале ХХ века несколько проездов в этом районе получили наименования в честь сподвижников Петра Великого.

Гаврила Иванович, канцлер и сенатор, был родственником царицы, первой жены Петра I Натальи Кирилловны Нарышкиной. Он состоял стольником при Петре Алексеевиче с 1676 года, когда тот был еще малолетним царевичем, а впоследствии стал верховным постельничим. При царице Софье выказал приверженность Петру, сопровождал его в Троицкую лавру, оберегая от стрельцов. С тех пор был у царя Петра в полном доверии. Он был с царем в первом его путешествии за границу, работал в Саардаме.

С 1706-го Гаврила Головкин - в посольском приказе, а с 1709-го, после Полтавской победы, он - государственный канцлер. После учреждения в 1717 году Коллегии иностранных дел Головкин стал ее президентом.

При Екатерине I в 1726 году Головкин назначен членом Верховного тайного совета. Ему Екатерина Алексеевна передала духовное завещание, по которому преемником назначался малолетний Петр II. После кончины Петра II Гаврила Иванович предал огню государственный акт, который обеспечивал трон за потомками Петра I на случай смерти юного императора, не оставившего потомства, и высказался в пользу правления Анны Иоанновны. Искусный царедворец, Головкин сумел сохранить свое влияние при четырех властителях.

10 сентября 1935 года Головкинскую улицу официально присоединили к Анисимову переулку, проходившему с 1901 года от проспекта Императора Петра Великого далеко на восток. Фактически оба названия продолжали существовать одновременно.

Участок от Безбородкинского (Кондратьевского) до Тепловодского проспекта с 1900 года именовался Любашинским проспектом, по-видимому, по имени землевладелицы.

Участок, расположенный между Безбородкинским проспектом и Лабораторной улицей, с 1912 года назывался Покровской улицей по церкви Покрова Пресвятой Богородицы, построенной на месте современного дома № 115 в 1907 году архитектором Виктором Бобровым и разобранной в 1930-е.

12 ноября 1962 года часть Головкинской улицы западнее Пискаревского проспекта, Любашинский проспект, Покровская улица и длинный новый участок от Якорной улицы до Пискаревского проспекта получили общее наименование проспект Металлистов. Оно было дано в честь рабочих Ленинградского металлического завода, для которых на проспекте в начале 1960-х был возведен жилой массив (дома № 2-20). Таким образом, проспект Металлистов стал первым из двух проездов, получивших в XX веке названия по занятиям жителей. Второй - это Студенческая улица.

Оставшуюся часть Головкинской улицы, не попавшую в проспект Металлистов, упразднили 6 декабря 1976 года.

Предыдущая страница Следующая страница