Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "Ж"

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ж"

Ждановские набережная и улица

Большая часть проезда по правому берегу реки Ждановки, от современного Офицерского переулка до Малой Невки, по рассуждениям Комиссии о санктпетербургском строении 1738 года, должна была именоваться Инженерной Набережной улицей или просто Инженерной набережной, а улица в глубине от реки, отходящая от набережной и к ней же возвращающаяся, - Передней Инженерной улицей. Оба названия своим появлением обязаны Инженерной школе, разместившейся на Петербургской стороне в 1733 году и позже преобразованной в Инженерный шляхетный кадетский корпус (слово «шляхетный» означало, что в него принимали только дворянских детей), а в 1800 году - во 2-й Кадетский корпус. 1-м стал Сухопутный шляхетный кадетский корпус, размещавшийся в бывшем Меншиковском дворце на Васильевском острове.

Как название набережной, так и название улицы, присвоенные в 1738 году, в обиходе не употреблялись. Участок набережной между современными Большим проспектом и Офицерским переулком с 1730-х до 1790-х годов входил в состав Никольской Набережной улицы, начинавшейся от нынешнего переулка Талалихина. Позже часть ее вошла в состав Малой Никольской улицы (современная улица Блохина), а другая часть - в состав набережной реки Ждановки.

Именно так уже с 1783 года стал именоваться проезд вдоль реки на всем протяжении - от Тучкова моста до Малой Невки. Иногда название распространяли и на малопригодную для проезда дорогу вдоль протоки, отделявшей от Петербургского острова Ватный остров, остров Пеньковый Буян и три безымянных острова и считавшейся частью реки Ждановки (ныне это проспект Добролюбова).

В конце XVIII - начале XIX века набережную иногда называли Кадетской улицей, Корпусной набережной (опять же по кадетскому корпусу) или же проспектом с Тучкова моста, проспектом к Тучкову мосту либо проспектом от Тючкова (sic!) моста. Видимо, долго не могли решить, в какую сторону идет набережная. Напоминаем, до 1836 года нумерация домов в каждой полицейской части Петербурга была сквозная, и куда идет тот или иной проезд, определить было невозможно.

Современная Ждановская улица с 1792 года называлась Корпусной линией. На плане 1821 года она обозначена как Кадетская, то есть так же, как чуть раньше иногда обозначалась и набережная, причем в ее состав включили участок набережной от Тучкова моста до Офицерской улицы (ныне переулок).

Путаница продолжалась. С 1828 года и набережную, и улицу именовали одинаково - набережная реки Ждановки. Только 16 апреля 1887 года было официально присвоено название Ждановская улица. С 1914 года Ждановской постепенно становится и набережная, хотя старое имя - набережная реки Ждановки - встречается вплоть до 1969 года.

До конца 1940-х годов участок вдоль Ждановки западнее того места, где сходятся оба проезда, принадлежал набережной, а не улице, но потом был передан в состав последней. Еще раньше выезд к Малой Невке был перекрыт заводом «Вулкан». Таким образом, сейчас Ждановская набережная проходит от Тучкова моста до Ждановской улицы, Ждановская улица - от стыка Ждановской набережной и Офицерского переулка в тупик за Новоладожскую улицу.

Железноводская улица

Эта улица идет на острове Декабристов от Уральской до Наличной улицы. Название свое она получила указом царя Александра III от 16 апреля 1887 года по городу Железноводску Ставропольского края. Тогда несколько улиц на Голодае и на Васильевском острове получили наименования по городам Кавказа; сейчас из них существует еще только Тифлисская.

Первоначально Железноводская улица не доходила даже до нынешнего переулка Декабристов и завершалась у не существующей ныне Кисловодской улицы. В 1903 году она была продлена до переулка. В 1933 году Железноводская улица еще немного удлинилась, дойдя до проспекта КИМа. На картах 1910-х годов этот участок имел проектное название Въездная улица, которое объяснялось тем, что по планам архитектора Ивана Фомина на Голодае предполагалось построить крупный жилой район «Новый Петербург», и улица должна была служить въездом в этот район.

В 1960-е годы Железноводская улица снова выросла за счет участка между проспектом КИМа и современным домом № 68, который был спроектирован также в 1910-е Иваном Фоминым и носил проектное название Морской проспект, поскольку выводил к Финскому заливу.

28 мая 1979 года Железноводскую улицу в очередной раз продлили. На несколько десятков метров, до Наличной. Правда, последний участок никак не выглядит убедительным городским проездом.

Железнодорожная улица

Эта улица проходит от Озерковского проспекта до Большой Десятинной улицы в Выборгском и Приморском районах. Ее название возникло в 1880-е годы по Финляндской железнодорожной линии, по обе стороны которой проходит улица.

Первоначально она была длиннее и шла по всей территории Шувалова и Озерков от реки Каменки до Поклонногорской улицы. В 1950-е годы Железнодорожная улица была сокращена до 1-й Утиной улицы, а в 1960-е годы обрела современные границы.

Железнодорожный переулок

Переулок начинается от проспекта Энгельса, проходит под арку второго корпуса дома № 16 и идет до Зеленогорской улицы. Первоначально он именовался Графской улицей; название было известно с 1887 года и происходило от титула графов Ланских, чье имение начиналось от Черной речки и доходило до Выборгского шоссе (проспект Энгельса), захватывая и эту часть Удельной. В 1917 году улица превратилась в Графский переулок, а 6 октября 1923 года идеологически «неправильное» имя было заменено на нейтральное - Железнодорожный переулок, тем более что поблизости уже была Железнодорожная улица (ныне Зеленогорская). 15 мая 1965 года название переулка упразднили, но решение не было выполнено, и дома продолжали числиться по переулку. 7 июля 1999 года решение об упразднении было отменено.

Железнодорожный проспект

В 1896 году улица в поселке Михаила Архангела за Невской заставой стала называться Железнодорожной, поскольку вела к Николаевской (ныне Московской) железнодорожной линии. 3 декабря 1956 года улица стала проспектом. Повышение статуса было обусловлено тем, что в Ленинграде существовала другая Железнодорожная улица - возле станций Озерки и Шувалово.

Железнодорожный проспект проходит от проспекта Обуховской Обороны в тупик за Белевский проспект. Выход к железной дороге был перекрыт в 1980-е годы.

Жерновские улицы

Эти улицы проходят не в Жерновке, а в Пороховых. Но это неудивительно, поскольку юго-западной границей Пороховых долгое время была засыпанная позже река Жерновка. К ней и выходили улицы.

Первоначально это были номерные линии. Такие названия впервые встречаются в справочнике «Весь Петербург» 1896 года. 1-я линия шла от Колтушского шоссе (ныне улица Коммуны) до реки Луппы, 2-я линия - от реки Луппы, пересекала Колтушское шоссе и доходила до Армашевской улицы (позже улица Потапова; трасса была близка к современной, но не совпадала с ней), 3-я и 4-я линии шли от Колтушского шоссе до Армашевской улицы, 5-я линия - от Колтушского шоссе до шоссе Армашевской слободы (в районе современного Индустриального проспекта), 6-я линия начиналась от реки Луппы, поворачивала углом на север и упиралась во 2-ю линию.

3 декабря 1956 года линии стали 1-6-й Жерновскими улицами. В 1960-е годы 1-я Жерновская была выведена углом на 2-ю. А в 1980-е годы в связи с реконструкцией района Пороховых почти все Жерновские улицы были укорочены. 1-я и 3-я Жерновские сейчас заканчиваются тупиком всего в паре сотен метров от улицы Коммуны, 2-я и 5-я Жерновские доходят лишь до улицы Лазо, 4-я Жерновская вообще исчезла, войдя в состав Ириновского проспекта (хотя 26-е отделение милиции упорно сохраняет номер дома 11 по 4-й Жерновской улице). Небольшие участки прежних 2-й и 3-й Жерновских можно видеть к востоку от улицы Потапова. Лишь 6-я Жерновская, проходящая в квартале, не подвергшемся реконструкции, сохранила старые границы.

Предыдущая страница Следующая страница