Петербург в названиях улиц
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
0-9 А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А"

Абросимова улица

Абросимова улица - одна из самых коротких улиц Петербурга. Она отходит от Большеохтинского проспекта и теряется внутри квартала, не доходя до Среднеохтинского.

До 1958 года улица тянулась до Среднеохтинского проспекта, а вплоть до 1960-х, то есть до реконструкции Свердловской набережной, когда на ней по проекту Александра Васильева были выстроены высотные дома, Абросимова улица брала начало у самой Невы.

Название Абросимовой улицы возникло в 1828 году и происходит от фамилии домовладельца. Можно почти безошибочно утверждать, что предком того домовладельца был плотник Адмиралтейского ведомства, один из тех, кому по указу Петра Первого были выделены земли на Охте.

Возможно, домовладельца, по имени которого улица получила название, звали Абросимом, поскольку история донесла до нас имя самого известного представителя этой фамилии Семена Абросимовича Абросимова. Выросший в плотницкой семье, Семен Абросимов к 1869 году стал крупным промышленником, основавшим фирму, которая специализировалась на позолотных столярно-резных работах. Нередко Абросимов выполнял заказы, поступавшие из Зимнего дворца.

Фирма Абросимовых была удостоена ряда высоких наград на ремесленных выставках, проходивших в разных российских городах, а в 1900-м удостоилась почетного отзыва на международной выставке в Париже.

Авангардная улица

Эта улица проходит по восточной окраине Лигова от улицы Чекистов до проспекта Народного Ополчения. Она имеет шесть изгибов, в одном месте совпадая даже с Андреевским переулком, и выглядит довольно странно среди больших прямых проездов в новых кварталах. Так получилось оттого, что ее собрали из нескольких новых участков и кусочков трех проездов, существовавших с 1920-х годов и исчезнувших при перепланировке Лигова.

Первый и главный из них - это улица Ленина. Она начиналась от Рабочего проспекта (ныне проспект Народного Ополчения) восточнее современного дома № 209 и шла на север (направление нумерации домов в этом районе до перепланировки было противоположным современному) до Больничного переулка (улица Чекистов). От нее Авангардная улица получила самый первый участок - от улицы Чекистов до дома № 11.

Вторая улица, вошедшая в состав Авангардной, - Полежаевская, она проходила параллельно улице Ленина восточнее ее, а название свое получила потому, что была ближе всего к Полежаевскому парку, поныне располагающемуся между Лиговом и проспектом Маршала Жукова (бывшее Красносельское шоссе). Парк возник в XIX веке и был наименован по фамилии владельца Дмитрия Михайловича Полежаева (1803-?). Сохранившаяся часть Полежаевской улицы - это участок Авангардной вдоль домов № 17-21.

Третья улица - улица Коммуны, она начиналась от Рабочего проспекта, шла параллельно Красносельскому шоссе, затем резко поворачивала на запад, пересекала проспект Володарского (улица Партизана Германа) и доходила до не существующего ныне проспекта Льва Толстого. Начало бывшей улицы Коммуны - это конец Авангардной улицы, от дома № 45 до проспекта Народного Ополчения.

План перепланировки и застройки Лигова (и еще нескольких окрестных территорий) был составлен к 1964 году, а 16 января этого года улицы в этом районе получили свои нынешние названия, посвященные теме Великой Отечественной войны. Авангардной улице название дано «в память об авангардных военных частях, защищавших Ленинград в период блокады» (так записано в тексте постановления). Свою роль, видимо, сыграло и то, что это самая первая улица в Лигове, если смотреть из города. Фактически улица обрела свою нынешнюю конфигурацию к 1970 году.

Авиационная улица

Улица проходит от Московского проспекта до проспекта Юрия Гагарина. Название дано 14 июля 1954 года и связано с тем, что в стоящем на улице (дом № 13-15) бывшем Чесменском дворце разместился один из факультетов Ленинградского института авиационного приборостроения (ныне Университет аэрокосмического приборостроения). Несколько соседних улиц наименованы в честь героев-летчиков (улица Севастьянова, улица Гастелло, чуть позже появился и проспект Юрия Гагарина).

Австрийская площадь

Площадь на пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Мира (бывшей Ружейной) на протяжении многих лет существовала без названия.

Она была создана в конце XIX века, когда архитектор Василий Шауб построил четыре дома, оформившие этот перекресток в виде небольшой площади. До наших дней дошли только три из них, один был разрушен в годы Великой Отечественной войны. На его месте в начале 1950-х было выстроено здание по проекту архитекторов Алексея Щербенка и Олега Гурьева.

Идея назвать площадь появилась довольно неожиданно осенью 1992 года, когда у городского руководства возникла мысль создать здесь уголок Австрии. На нее натолкнуло некоторое сходство архитектурного стиля обрусевшего немца Шауба с архитектурой Вены.

Первоначально и предполагалось назвать площадь Венской, однако такое наименование слишком «вальсировало», поэтому ей дали имя Австрийской. Это случилось 29 октября 1992 года.

Автобусная улица и Автобусный переулок

Автобусная улица проходит от улицы Маршала Новикова до Ново-Никитинской улицы, Автобусный переулок - от Ново-Никитинской улицы до Автобусной улицы. Оба названия присвоены 7 июля 1993 года и связаны с тем, что в доме № 8 на углу улицы и переулка располагается 2-й автобусный парк.

Автовская улица

Как следует из ее названия, улица находится в районе, образовавшемся на месте деревни Автово (от финского autio - «пустошь»), существовавшей еще до основания Петербурга. По проекту 1940 года предполагалась прокладка трех параллельных улиц (современные улица Маршала Говорова, улица Зайцева и Автовская), соответственно и улица первоначально называлась 3-я прорезка в Автове или, как вариант, 3-я Параллельная улица. В проектной документации встречается еще наименование Лиговская улица, как проходящая в направлении Лиговского канала, Автовской же предполагалось назвать другую, так и не появившуюся улицу, которая должна была начинаться от улицы Якубениса (ныне Краснопутиловская улица) ближе к ее пересечению с Перепутной улицей (улица Червонного Казачества) и идти к железнодорожной линии.

Война помешала осуществлению проекта, и к 3 декабря 1956 года, когда улица получила свое нынешнее название (до этого она несколько лет именовалась Автовской прорезкой), был застроен только участок от проспекта Стачек до Краснопутиловской улицы. Второй участок - от Краснопутиловской улицы до улицы Возрождения - вошел в состав улицы в 1963 году.

Автогенная улица

Эта маленькая улочка находится западнее улицы Седова, начинаясь от железнодорожной линии, ведущей к Невскому заводу, и доходя до Большого Смоленского проспекта. С 1908 года она называлась Суворовской в честь внука А. В. Суворова, Александра Аркадьевича Суворова (1804-1882), занимавшего в 1862-1868 годах пост генерал-губернатора Петербурга и много сделавшего на этом посту для развития города (подробнее см. Александровская линия).

Поскольку в городе было несколько Суворовских улиц, то 3 декабря 1956 года улицу в Невском районе переименовали в Автогенную. Здесь, в доме № 8, располагался построенный в начале 1930-х годов завод «Красный Автоген» (ныне его территорию занимает Научно-исследовательский институт энергетического машиностроения).

Автомобильная улица

Улица начинается от проспекта Стачек, идет параллельно Трамвайному проспекту севернее его и заканчивается тупиком у дома № 18 по последнему. Раньше она выходила углом к Трамвайному проспекту, но в середине 1990-х годов этот участок был закрыт.

Название присвоено 6 декабря 1976 года. Происхождение его очевидно: по обеим сторонам улицы расположены грузовые автотранспортные предприятия, в начале улицы находится 5-й автобусный парк (пр. Стачек, 108), а упирается улица в МРЭО № 2 ГИБДД.

Агатов переулок

Этот небольшой переулок отходит от Южного шоссе в тупик параллельно Московской железнодорожной линии (западнее ее). Название он получил 7 июля 1993 года по располагавшемуся здесь акционерному обществу «Агат». Фирмы давно уже нет, а имя переулка, ставшее своего рода самоцветом в топонимии здешних мест, осталось.

Адмиралтейские набережная, проезд и проспект

Все эти названия даны в честь Главного Адмиралтейства.

Корабельная верфь на берегу Невы была основана Петром I практически одновременно с Петербургом. Мазанковые корпуса Адмиралтейства в 1727-1738 годах были заменены каменными по проекту Ивана Коробова. В 1806 году Андреян Захаров разработал проект перестройки здания, сохранив уже ставшую символом Петербурга коробовскую башню со шпилем, увенчанным корабликом, и придав оставшейся части величественный классический облик. Работы были завершены уже после смерти зодчего, в 1823 году. Именно на захаровское творение опирался Карл Росси, создавая ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей.

Долгое время перед Адмиралтейством простирался обширный Адмиралтейский луг - свободное пространство, необходимое для целей возможной обороны здания. По краю луга проходил проезд, получивший 20 апреля 1738 года название Адмиралтейская улица или Адмиралтейская линия. Линиями в то время именовались проезды, застроенные только с одной стороны. Улица должна была включать и современную улицу Якубовича.

В действительности эти наименования не употреблялись, и с 1776 года на планах появляется название Большая улица, позже Большой проспект. Современная улица Якубовича выделилась в 1806 году под именем Ново-Исакиевская улица (по правилам того времени именно так, с одной буквой «а»). Одновременно уже с 1775 года «Санктпетербургские ведомости» фиксируют название Большая Адмиралтейская перспектива, затем Большой Адмиралтейский проспект, причем относится оно только к проспекту в его современных границах.

К 1822 году перед Адмиралтейством сформировалась Адмиралтейская площадь, и последующие полвека проезд по южному ее краю названия не имел. А вот вдоль самого Адмиралтейства с 1838 года проходил Адмиралтейский бульвар.

В 1873 году на месте площади был разбит Александровский сад, и проездам по северной и южной его сторонам потребовались наименования. Бывший Адмиралтейский бульвар в 1880 году стал Адмиралтейским проездом; он тянется от Дворцовой площади вдоль здания Адмиралтейства и выходит углом к набережной. Проезд, соединяющий Дворцовую и Исаакиевскую площади, тогда же получил название Адмиралтейский проспект.

В 1874 году засыпали каналы внутри Адмиралтейства, и на освободившейся площади началось строительство. Образовалась набережная, проходившая от Дворцового проезда до Сенатской площади (площадь Декабристов) и 7 марта 1880 года тоже ставшая Адмиралтейской.

В октябре 1918 года проспект, а в 1922 году набережная были переименованы соответственно в проспект и набережную Рошаля, в честь Семена Григорьевича Рошаля (1896-1917), председателя Кронштадтского Совета рабочих и солдатских депутатов. Проезд не тронули, вероятно, потому, что о нем мало кто знал. 13 января 1944 года проспекту и набережной вернули исторические названия.

Адмиралтейский канал

Канал был выкопан в 1717 году от Адмиралтейства до Мойки и первоначально назывался Прядильным, поскольку между ним и современной Галерной улицей располагались прядильные амбары. С 1732 года канал стали именовать Адмиралтейским, а императорским Указом от 20 апреля 1738 года это название было закреплено официально. Современный участок канала, вдоль Новой Голландии, в конце XVIII - начале XIX века иногда именовали каналом Новой Голландии.

В 1842 году большая часть канала, от Адмиралтейства до Крюкова канала, была засыпана, и на его месте был устроен Конногвардейский бульвар. 2 декабря 1922 года Адмиралтейский канал переименовали в канал Круштейна (часто его неправильно называли каналом Крунштейна).

Карл Яковлевич Круштейн (1887-1921) - эстонский революционер, участник Гражданской войны, с 1919 года работал комиссаром Главного гидрографического управления, затем комиссаром Главного управления мореплавания. 3 ноября 1921 года был убит эсером-террористом на набережной Адмиралтейского канала.

4 октября 1991 года Адмиралтейскому каналу вернули историческое название.

Через канал на остров Новая Голландия перекинуты два моста. Один - у площади Труда, второй - у Мойки. До середины XX века они не имели устойчивых названий, первый иногда именовали мостом Новой Голландии или Голландским, второй - Чугунным. С 1950-х годов они называются 1-й и 2-й мосты Круштейна; несмотря на возвращение каналу исторического имени, названия мостов остались прежними.

Адмиралтейский остров

Адмиралтейский остров расположен между рекой Невой, Лебяжьей канавкой, рекой Мойкой, Крюковым каналом, Адмиралтейским каналом и Ново-Адмиралтейским каналом. До основания Петербурга это был остров Усадица или Усадище.

Современное название известно с 1713 года. Оно дано по Адмиралтейской верфи, находившейся в центре этого острова. Сейчас название острова ассоциируется не с верфями, а со зданием Адмиралтейства - архитектурного шедевра Андреяна Захарова.

Первоначально остров был больше - он включал современные острова Летний сад, Новая Голландия и Ново-Адмиралтейский остров, но в 1715-1720 годах был разделен каналами на 14 островов, из которых до наших дней сохранилось пять: два острова, разделенные Зимней канавкой и объединенные под общим названием Адмиралтейский (иногда восточный остров называют 1-м Адмиралтейским, а западный - 2-м Адмиралтейским), острова Летний сад, Новая Голландия и Ново-Адмиралтейский остров.

Адмиральский проезд

Проезд с таким именем находится на острове Декабристов между улицей Кораблестроителей и Морской набережной. Названия нескольких проездов на Васильевском острове и на острове Декабристов обусловлены близостью к Финскому заливу. В их числе и Адмиральский проезд. Однако, в отличие от Боцманской или Капитанской улиц, даты присвоения названий которым известны, Адмиральский проезд носит наименование, возникшее стихийно. Оно известно с 1980 года, но официальных документов о присвоении наименования не обнаружено.

Проезд - самый северный в этом районе, а с юга на север звания, отраженные в именах улиц, повышаются: Матросская (ее пока нет на местности), Мичманская, Капитанская и, наконец, Адмиральский проезд.

Азовская улица

Эта улица находится на Крестовском острове; она проходит от Большого Петровского моста до Крестовского проспекта. Первоначально с 1877 года она называлась Петровской, по мосту и острову, на который он ведет, а 16 апреля 1887 года стала Мезенской, по городу Мезени Архангельской губернии. Тогда еще несколько улиц Крестовского острова получили имена по городам Русского Севера; сейчас из них осталась одна Кемская.

Поскольку в Удельной есть еще одна Мезенская улица, улицу на Крестовском острове 26 декабря 1940 года переименовали. Новое название дано по Азовскому морю, в ряду других улиц, наименованных по озерам и морям Советского Союза. Кроме Азовской, из этого ряда сейчас существует лишь Онежский проезд. 16 января 1964 года название Азовской улицы было упразднено, а 5 июня 2001 года восстановлено.

Азовский переулок

Маленький переулочек проходит от Адмиралтейской набережной до Черноморского переулка. После застройки в 1870-х годах пространства между Адмиралтейством и Невой образовались три переулка, получившие 16 апреля 1887 года имена по географическим объектам Причерноморья: Азовский, Керченский и Черноморский.

Город Азов был основан в XVI веке как турецкая крепость на месте древнегреческой колонии Танаис. В следующем столетии он был постоянным камнем преткновения между Россией и Турцией. Окончательно Азов вошел в состав Российской империи лишь в 1739 году.

Академический переулок

Переулок соединяет 5-ю и 8-ю линии Васильевского острова недалеко от Невы. Название известно с 1821 года и связано с тем, что переулок проходил по территории участка, принадлежавшего Академии наук. На углу 7-й линии находится знаменитый «Дом академиков» (дом № 12/2), построенный в начале XVIII века и получивший современный облик в 1809 году по проекту Андреяна Захарова. Здесь жили многие выдающиеся ученые; на доме со стороны 7-й линии установлено 20 мемориальных досок, больше, чем на любом другом здании Петербурга.

Актёрский проезд

Проезд между улицей Руднева и проспектом Культуры получил свое название 15 июля 1974 года. Предполагалось, что в проезде появятся клуб и кинотеатр. Кроме того, в огромном жилмассиве, названия которого посвящены теме просвещения и культуры, есть две улицы, носящие имена артистов, - это улица Черкасова и улица Симонова.

Александровская линия

Проезд проходит параллельно Садовой улице по территории Апраксина двора, от Чернышевского до Графского проезда, мимо корпусов № 5-14. Название свое линия получила 17 августа 1863 года в честь князя Александра Аркадьевича Суворова (1804-1882), внука великого полководца, генерал-губернатора Петербурга в 1862-1868 годах и одного из лучших губернаторов за всю историю города.

Ему довелось руководить городом в очень непростое время. После отмены крепостного права начался промышленный и строительный бум; на месте рыночных площадей и пустырей возводились новые жилые кварталы, перестраивались и надстраивались старые дома, возникали и росли заводские окраины. Город приобретал облик, привычный нам до сих пор, из классического превращаясь в купеческо-эклектический. И в том, что этот облик именно таков, в том, что перестройка, как это часто бывает, не испортила город, а, наоборот, придала ему новые краски, немалая заслуга Александра Аркадьевича.

В его честь были названы несколько проездов, но до наших дней сохранился только один - линия в Апраксином дворе, наименованная по просьбе купцов - хозяев торговых рядов в ознаменование заслуг А. А. Суворова в восстановлении Апраксина двора после страшного пожара 1862 года. Тогда было решено больше не строить здесь деревянных строений, а возвести каменные корпуса, стоящие и по сей день. Авторы проекта - известные петербургские архитекторы Иероним Корсини и Александр Кракау.

Александровская улица

Небольшая улица в Озерках начинается от Выборгского шоссе между домами № 32 и 34 и идет до Верхнего озера. Название известно с 1889 года и происходит от имени купца 2-й гильдии Александра Егоровича Кудрявцева, владельца магазинов канцелярских товаров, жившего в доме № 2 по этой улице. 12 июня 1972 года имя улицы было упразднено, а 7 июля 1999 года восстановлено.

Алексеевские улицы

В отличие от большинства номерных улиц Петербурга, проходящих параллельно друг другу, 2-я Алексеевская улица в Коломягах находится в створе 1-й. 1-я Алексеевская идет от Земледельческого переулка до Березовой улицы, 2-я Алексеевская начинается от Главной улицы на другом берегу пруда.

8 октября 2007 года они были продлены до улицы Маршала Новикова.

Такая нумерация проездов в Коломягах связана с разделением деревни на 1-ю и 2-ю половины. Проезды, появившиеся в первой половине, были 1-ми, а их продолжения во второй - 2-ми. Кроме Алексеевских, так же пронумерованы Никитинские улицы, две 3-и линии и, до исчезновения 2-й Полевой, Полевые улицы.

В начале XVIII века огромная территория на правом берегу Большой Невки с деревней Коломяги была пожалована барону Андрею Ивановичу Остерману. Затем она не раз меняла хозяев, пока в 1803 году ее не приобрел купец С. С. Яковлев. В 1818 году он умер, оставив семь дочерей, между которыми и были разделены владения. 6-я часть, или 1-я половина Коломяг, досталась Елене, по мужу Авдулиной, а 7-я часть, то есть 2-я половина, - Софье, по мужу Никитиной. Обоих мужей звали Алексеями, отсюда ближе к середине XIX века и появились две Алексеевские улицы.

Аллея академика Глушко

Первоначально этот проезд именовался Березовой аллеей. Она возникла в 1950-е годы на территории совхоза «Лесное». Аллея начиналась от Тихорецкого проспекта, шла на северо-восток до современной улицы Академика Константинова, круто поворачивала на северо-запад и вновь выходила к Тихорецкому (тогда этот участок еще назывался Полевой дорогой) между современными домами № 31 и 35. 14 июня 1965 года начальный участок аллеи - от Тихорецкого до нынешней улицы Веденеева - вошел в состав проспекта Науки, а 12 июня 1972 года название было упразднено. Тем не менее вся вторая половина аллеи - от улицы Академика Константинова до Тихорецкого проспекта - сохранилась, и даже березы никуда не делись. 21 августа 2008 года этот проезд получил новое имя - аллея Академика Глушко, при этом его перенаправили в противоположную сторону - с северо-запада на юго-восток, как и все остальные улицы в этом районе.

Валентин Петрович Глушко (1908-1989) родился в Одессе, в 1925 году поступил на физико-математический факультет Ленинградского университета. Там он увлекся проблемой межпланетных путешествий и после окончания университета в 1929 году начал работать в Газодинамической лаборатории, располагавшейся в Петропавловской крепости. Здесь он возглавил конструкторское бюро, позже выросшее в Ракетный научно-исследовательский институт, а затем в Научно-производственное объединение «Энергомаш», ныне носящее его имя.

В 1934 году Ракетный институт переехал в Москву, и дальнейшая жизнь и деятельность Глушко связаны с этим городом, а также с Казанью, где он работал в «шарашке» после ареста в 1938 году, и с подмосковными Химками, где с 1946 года располагался его институт. Здесь Глушко продолжил начатые еще в Ленинграде разработки жидкостных ракетных двигателей. Все советские и российские космические корабли до сего дня летают на ракетах Глушко. В последние годы жизни под руководством В. П. Глушко была создана, отработана и успешно запущена многоразовая космическая система «Энергия-Буран».

В. П. Глушко был дважды Героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и двух Государственных премий СССР. Под его редакцией вышли три издания энциклопедии «Космонавтика». Именем Глушко назван кратер на Луне.

Аллея академика Лихачёва

Первоначальное название проезда - Лесная улица - известно с 1887 года. Улица начиналась от Большой Объездной улицы (улица Орбели) севернее дома № 19, проходила по южному берегу Серебряного пруда, пересекала Институтский проспект, Болотную улицу и шла до Старопарголовского проспекта (проспект Тореза). 15 мая 1965 года наименование было упразднено, но на участке от улицы Орбели до Болотной улицы проезд продолжал существовать, и 17 мая 2006 года, одновременно с площадью Академика Лихачева, ему было присвоено название в честь Д. С. Лихачева, который жил рядом с этой аллеей, в доме № 34 по 2-му Муринскому проспекту.

Аллея Котельникова

Аллея проходит от Коломяжского проспекта до площади Льва Мациевича. Название присвоено 2 ноября 1973 года в честь изобретателя ранцевого парашюта Глеба Евгеньевича Котельникова (1872-1944). Первый парашют системы Котельникова появился в 1911 году и назывался РК-1, то есть Русский Котельникова. Имена большинства проездов Комендантского аэродрома связаны с темой авиации и космонавтики: аллея Поликарпова, улица Уточкина, Байконурская улица, а параллельно аллее Котельникова идет улица, названная в честь его изобретения, - Парашютная.

Аллея Лессинга

Это одна из аллей Каменного острова; она идет от 2-й Березовой аллеи до пересечения со Средней и 1-й Березовой аллей как продолжение Западной аллеи. Долгое время она и входила в состав последней, но в 1934 году была выделена под названием Лесина аллея, видимо, от слова «лес». Малопонятное наименование в 1950-е годы подверглось переосмыслению, якобы как присвоенное в честь немецкого писателя Готхольда Эфраима Лессинга (1729-1781), основоположника немецкой классической литературы.

Аллея Поликарпова

2 ноября 1973 года новый проезд на Комендантском аэродроме был назван аллеей Поликарпова, в честь советского авиаконструктора Николая Николаевича Поликарпова (1892-1944). Тогда еще несколько улиц в этом районе получили имена, связанные с авиацией.

По окончании в 1916 году Петроградского политехнического института и курсов авиации при нем Н. Н. Поликарпов работал на Русско-Балтийском вагонном заводе. Там под руководством Игоря Сикорского он участвовал в постройке самолета «Илья Муромец».

Весной 1923 года Поликарпов сконструировал первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400). В том же году под его руководством был создан разведчик Р-1. За этим последовали другие самолеты-разведчики, в том числе Р-5, получивший известность в связи со спасением челюскинцев в 1934 году. Всемирную славу получил самолет первоначального обучения У-2, который после смерти Поликарпова стал назваться По-2. Во время Великой Отечественной войны У-2 успешно применялись в качестве разведчиков и ночных бомбардировщиков. Их прозвали «небесными тихоходами». Эти самолеты выпускались до 1959 года.

Николая Николаевича не обошла печальная участь миллионов репрессированных. Правда, с ним эта беда приключилась задолго до 1937-го. Он был арестован в октябре 1929 года по обвинению в «участии в контрреволюционной вредительской организации» и приговорен к высшей мере наказания. Позже такие приговоры исполнялись в течение двух-трех дней. Поликарпов ждал расстрела более двух месяцев, но в декабре он был направлен в «Особое конструкторское бюро» (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме. Это ЦКБ было затем переведено на Московский авиазавод № 39 имени В. Р. Менжинского, где Поликарпов совместно с Дмитрием Григоровичем уже в 1930 году разработал истребитель И-5. После удачного испытания этой машины летчиками Чкаловым и Анисимовым, свидетелями чего были И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и Г. К. Орджоникидзе, расстрельный приговор в отношении Поликарпова признали «условным». В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение об амнистии группы лиц, в число которых попал и Николай Поликарпов.

В 1930-е амнистированный авиаконструктор создал истребитель И-15, на котором 21 ноября 1935 года летчик Владимир Коккинаки установил мировой рекорд высоты - 14 575 километров. Кроме этого самолета, Поликарпов спроектировал И-16, И-153 и «Чайку». Эти машины в предвоенные годы составляли основу советской истребительной авиации.

После ареста конструктора Андрея Николаевича Туполева Поликарпов был назначен Главным конструктором авиазавода № 156. В конце 1938 года Поликарповым был создан истребитель И-180, ставший причиной новой опалы Николая Николаевича. Дело в том, что на нем в первом же испытательном полете разбился Валерий Чкалов, ставший к этому времени живой легендой в СССР.

Были арестованы заместители Поликарпова, его же самого от ареста спасло ходатайство летчика Байдукова и то, что Николай Николаевич не ставил подписи под актом готовности самолета. Более того, в 1940 году Поликарпов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Николай Поликарпов умер 30 июля 1944 года.

Аллея Поликарпова проходит от Коломяжского проспекта до Серебристого бульвара.

Аллея Смольного и Смольный проезд

Смольный проезд проходит вдоль фасада Смольного от Смольного проспекта до переулка Кваренги, аллея ведет от площади Пролетарской Диктатуры к главному входу в Смольный. Будущий проезд с 1821 года назывался Монастырским переулком, так как вел к Смольному монастырю, аллея же долго оставалась безымянной, хотя на картах ее иногда обозначали то Подгородной (то есть пригородной) улицей, то Смольным переулком.

30 июля 1864 года были присвоены названия Леонтьевская аллея и Леонтьевская улица, в честь одной из первых начальниц Смольного института Марии Павловны Леонтьевой (1791-1874). 15 декабря 1952 года Леонтьевская аллея стала аллеей Смольного, а улица - Смольным проездом.

Алтайская улица

С 1913 года здесь проходила Куракина улица, начинавшаяся от Московского шоссе (ныне Московский проспект) и доходившая до Витебской железнодорожной линии. С другой стороны железной дороги ее продолжала Куракина дорога, которая вела на Куракину дачу на берегу Невы.

В 1920-е годы улица вошла в состав Куракиной дороги, переименованной 15 декабря 1952 года в Южное шоссе. В 1950-1960-е годы по мере застройки южных районов города отдельные участки Южного шоссе исчезали или получали новые названия. Выпрямленный и расширенный участок от проспекта имени Сталина (Московский проспект) до Нарымского проспекта (проспект Юрия Гагарина) 20 декабря 1955 года стал Алтайской улицей. Так в топонимии города было отмечено начавшееся в 1954 году освоение целинных земель в Казахстане, Алтае и Южной Сибири. До этого в проектной документации улица несколько лет именовалась 1-й Южной. Слово «Алтай» тюркского происхождения и связано со словом «алтын», то есть «золото».

Альпийский переулок

Это еще один участок Южного шоссе, выделенный из него 16 октября 1978 года. Переулок проходит от Белградской до Бухарестской улицы. Его название в постановлении исполкома Ленсовета обосновывается так: «Альпы - горная система, пересекающая территории социалистических стран. Тема наименований улиц этого района посвящена странам социализма».

Амурская улица

Небольшая улица начинается от проспекта Непокоренных и идет по западному краю Пискаревского кладбища. Прежде с 1909 года она именовалась Елизаветинской, видимо, по имени землевладелицы. Поскольку в городе было несколько Елизаветинских улиц, то 3 августа 1940 года ее переименовали в Амурскую. Тогда несколько проездов в разных районах получили названия по рекам Советского Союза; сейчас из них сохранилась одна Амурская (соседняя Печорская улица наименована по Печорской железной дороге).

Английская набережная

Набережная проходит по левому берегу Невы от площади Декабристов до Ново-Адмиралтейского канала. Это своего рода рекордсмен - в XVIII веке было зафиксировано 22 ее названия. Первое из них, известное с 1715 года, - 1-я линия ниже Адмиралтейства. Название говорит само за себя: улица располагалась ниже по течению Невы относительно Адмиралтейства. 20 апреля 1738 года ей официально было присвоено наименование Береговая Нижняя Набережная улица (понятие «набережная», как сокращение словосочетания «набережная улица», появилось чуть позже). Верхней Набережной улицей, то есть расположенной выше по течению Невы, была современная Дворцовая набережная; их разделяло Адмиралтейство с каналами и гаванями, открытыми к Неве. Разумеется, употреблялись и оба сокращенных варианта: Береговая улица и Нижняя набережная линия. Линиями в то время именовались проезды, застроенные только с одной стороны.

Среди прочих имен набережной XVIII столетия следует упомянуть следующие: просто Набережная линия или Набережная улица, как и почти все другие набережные в городе; Набережная Большой Невы реки линия; Невская набережная; Исакиевская набережная (в то время это слово писалось с одной буквой «а»), по Исаакиевской церкви, находившейся тогда ближе к берегу Невы; Галерная набережная - верфь в конце набережной, нынешний Адмиралтейский завод, называлась тогда Галерным двором, отсюда имя параллельной набережной Галерной улицы.

Наконец, в 1777 году появляется наименование Аглинская линия. В этой части города, вблизи Галерного двора, жило много англичан - купцов и мастеров-корабельщиков. Здесь же, в современном доме № 56, размещались английское посольство и церковь. Посольство впоследствии выехало отсюда, церковь же оставалась на месте вплоть до 1917 года. Здание постройки первой половины XVIII века было капитально перестроено в 1814 году по проекту Джакомо Кваренги. В 1876 году Ф. К. Болтенгаген несколько изменил фасад, в целом же классический облик, приданный дому Кваренги, остался прежним.

Название набережной постепенно приобретало современную форму - Аглинская набережная, Англинская, с 1829 года - Английская набережная. В это же время исчезли дублирующие наименования, и имя Английская стало официальным. В октябре 1918 года ее переименовали в набережную Красного Флота. Основанием послужило то, что у набережной в ночь штурма Зимнего стоял крейсер «Аврора», отсюда он совершил свой выстрел холостыми снарядами по Зимнему дворцу. Вопреки распространенному мнению, по дворцу крейсер не попал, все незначительные повреждения фасаду Зимнего были нанесены шрапнелью из орудий, стрелявших из-под арки Главного штаба и с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости.

В 1994 году в Петербург приезжала королева Великобритании Елизавета II, и по этому случаю 8 сентября того же года набережной и Английскому проспекту были возвращены исторические названия.

Английский проспект

Эта магистраль проходит от Мойки до Фонтанки, пересекая с севера на юг западную часть Коломны. 20 августа 1739 года проезду присвоили название Успенская улица, поскольку на пересечении с современной Садовой улицей предполагалось построить церковь Успения Пресвятой Богородицы. В действительности здесь возвели Покровскую церковь, уничтоженную в 1930-е годы (см. площадь Тургенева).

Наименование осталось лишь на бумаге; вместо этого с 1771 года магистраль называлась Аглинской перспективой, затем Аглинским, Англинским проспектом, с 1846 года - Английским. Причины возникновения этого имени те же, что и для Английской набережной, - в начале проспекта, против Галерного двора, жило много английских подданных.

Помимо этого, во второй половине XVIII века существовало название Дровяная улица. Здесь, на берегу Мойки, Екатерина II учредила «дровяные запасные магазейны… дабы продавать зимою бедным людям дрова за такую же цену как летом оные покупаются». Параллельный проспекту Дровяной переулок сохраняет свое наименование до сих пор. Участок от Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) до Фонтанки в 1820-е годы некоторое время назывался Покровской улицей, по Покровской церкви.

В октябре 1918 года проспект переименовали в проспект Маклина. Джон Маклин (1879-1923) был одним из лидеров левого крыла Британской социалистической партии; в 1917 году товарищи по классовой борьбе выбрали его почетным заместителем председателя исполкома Петросовета. В 1920 году левые социалисты составили ядро вновь образованной Коммунистической партии Великобритании, но Маклин в этом не участвовал из-за несогласия с радикально-коммунистическими идеями. Вопреки правилам английского языка название проспекта упорно произносили с ударением на первый слог, превратив шотландскую фамилию Маклин в фамилию, звучавшую вполне по-русски.

8 сентября 1994 года проспекту, как и набережной, вернули историческое название в связи с визитом в Петербург королевы Великобритании Елизаветы II.

Андреевские улицы

Улиц с таким названием в Петербурге две. Одна находится в Волковой деревне, она начинается от Волковского проспекта между домами № 2 и 4 и выходит к улице Самойловой южнее дома № 28. Наименование возникло в 1904 году (до 1911 года это был Андреевский переулок) и происходит от фамилии Елизара Гавриловича Андреева, владельца несохранившегося дома № 4 по Волковскому проспекту. Участок от Волковского проспекта до Дубровской улицы вошел в состав улицы только в 1969 году, хотя на улицу этот проезд похож мало.

Вторая Андреевская улица проходит в Пороховых от Рябовского шоссе через реку Луппу до улицы Красина почти в створе Лесопарковой улицы. Ее имя возникло в начале XX века и ведется от фамилии домовладельца, но не Андреева, как логично было бы предположить, а Андреевского.

Андреевский переулок

Переулок находится в Лигове, это единственный проезд на всем протяжении от Автова до Сосновой Поляны, сохранивший прежнее название. Он выходит из тупика, пересекает Авангардную улицу, улицу Партизана Германа и заканчивается на улице Добровольцев южнее дома № 16.

Название возникло в начале XX века и происходит, скорее всего, от имени или фамилии землевладельца. Первоначально переулок был короче, он шел от Полежаевской улицы (ныне в составе Авангардной) до не существующего сейчас проспекта Лассаля, который проходил параллельно современной улице Партизана Германа западнее ее. Современные границы переулок обрел после перепланировки района в 1970 году.

Аникушинская аллея

Эта небольшая аллея расположена между Каменноостровским проспектом и Вяземским переулком.

До 1999 года это была безымянная пешеходная дорожка. 30 ноября этого года ей было присвоено имя скульптора Михаила Константиновича Аникушина (1917-1997), мастерская которого располагалась поблизости, в доме № 14 по Песочной набережной.

В 2001 году в начале аллеи был разбит Аникушинский сквер, в котором по инициативе друга скульптора и коллеги по Академии художеств Владимира Ветрогонского и вдовы М. К. Аникушина Марии Тимофеевны Литовченко была установлена скульптурная композиция Аникушина «Дружба».

Главный шедевр ваятеля Аникушина - памятник Пушкину на площади Искусств, установленный 19 июня 1957 года - в первый день празднования 250-летия Ленинграда, отмечавшегося на четыре года позже положенного срока. Это была первая скульптурная работа Михаила Константиновича, украсившая наш город. Она принесла автору заслуженное признание.

Среди его монументальных произведений, ставших неотъемлемой частью Петербурга, - памятник В. И. Ленину на Московской площади, установленный к столетию со дня рождения основателя советского государства; богиня Ника, поставленная в сквере у Нахимовского училища. Аникушин создал ряд надгробных памятников: академикам А. Ф. Иоффе и В. М. Бехтереву, народным артистам СССР Ю. М. Юрьеву и Н. К. Черкасову.

Анисимовская дорога

Первоначально дорога начиналась от Пискаревского проспекта примерно там, где к нему подходит сейчас улица Маршала Тухачевского, и уходила на восток за Соединительную железнодорожную линию. Параллельно дороге южнее ее проходил не существующий ныне Анисимов переулок, по которому она и получила свое название. Впервые оно появляется в документах в 1955 году. Имя же переулка известно с 1901 года и происходило, по-видимому, от фамилии землевладельца.

В 1960-е годы в результате жилой и промышленной застройки почти все проезды, перпендикулярные Пискаревскому проспекту, исчезли, а адреса по ним еще некоторое время оставались, в том числе и дом № 41 по Анисимовской дороге. В результате Анисимовской дорогой по ошибке стали именовать другой проезд, проходивший перпендикулярно прежнему направлению от Уманского переулка на север вдоль железной дороги мимо вышеупомянутого дома № 41 и после четырех поворотов переходивший в Зотовский проспект. Границы между этими тремя проездами были и остаются настолько неясными, что в 1998 году при упорядочении нумерации домов по Уманскому переулку к нему отнесли и южную часть дороги до пересекающей ее железнодорожной ветки.

Антоновская улица

Улица проходит от Замшиной улицы до Пискаревского проспекта. Это одна из немногих улиц Полюстрова, сохранивших после реконструкции района прежнее название. Оно известно с 1901 года и происходит от фамилии Филиппа Антоновича Антонова, владельца дома, стоявшего на углу Любашинского и Тепловодского проспектов (сейчас на этом месте находится дом № 65 по проспекту Металлистов).

Первоначально улица была короче - она начиналась от Тепловодского проспекта (сейчас на его месте зеленая полоса) у современного дома № 16 и шла в тупик на запад. После прокладки в 1913 году Замшиной улицы Антоновская стала выходить на нее. В 1960-е годы ее продлили до Пискаревского проспекта.

Апраксин переулок

Один из немногих проездов в городе, наименованных указом Анны Иоанновны от 20 августа 1739 года и с тех пор ни разу не менявших названия. Здесь располагалась усадьба одного из сподвижников Петра I, президента Адмиралтейств-коллегии, члена Верховного Тайного Совета генерал-адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина (1661-1728). Память об усадьбе и ее хозяине до сих пор живет в топониме «Апраксин двор».

Переулок проходит от Садовой улицы до набережной реки Фонтанки. В 1798-1849 годах в его состав включался Мучной переулок.

Апрельская улица

Несмотря на свое весеннее звучание, с этим светлым временем года название улицы связано лишь опосредованно - через революционные события.

Имя для улицы определило ее расположение рядом с шоссе Революции и парком 50-летия Октября (ныне Полюстровским). 4 декабря 1974 года безымянный проезд, возникший между Полюстровским проспектом и улицей Тухачевского, был назван Апрельской улицей в честь Апрельских тезисов В. И. Ленина. Считается, что эти тезисы дали партии большевиков и русскому пролетарию план борьбы за перерастание буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Тезисы «О задачах пролетариата в данной революции» изложены Лениным 4 апреля 1917 года по возвращении из Финляндии в Россию. В этот день он выступил с ними в Таврическом дворце, где заседала Государственная дума, на собрании большевиков и меньшевиков - участников Всероссийского совещания Советов.

В Апрельских тезисах, которых было десять, впервые сформулирован лозунг «Вся власть Советам!». Апрельские тезисы легли в основу политической линии большевистской партии, принятой на ее 7-й (Апрельской) Всероссийской конференции. В конечном счете именно ленинский план позволил большевикам взять власть в октябре 1917 года.

Аптекарские набережная и проспект

Оба названия даны по Аптекарскому острову. Аптекарский проспект идет от речки Карповки до Аптекарской набережной. Его имя известно с 1821 года как Аптекарская улица, статус проспекта она получила в 1829 году.

Любопытно, что на плане 1828 года Аптекарским проспектом именуется современная набережная, причем после пересечения с проспектом она идет не по своей нынешней трассе, а по современной улице Академика Павлова. Проспект же на этом плане назван Песочным.

В действительности набережная еще долго оставалась безымянной и свое название получила лишь 16 апреля 1887 года. Тогда она доходила от Карповки только до Аптекарского проспекта. В 1982 году при строительстве Кантемировского моста ее продлили до него, а 20 сентября 2006 года присоединили еще один участок - до дома № 9 по улице Академика Павлова, где сделан временный выезд на последнюю.

Аптекарский остров

Аптекарский остров расположен между реками Карповка, Малая и Большая Невка. До основания города он назывался Корписаари - по-фински «остров глухого леса». Наименование впервые появляется на шведской карте 1643 года. Отсюда же и название речки Корпийоки, позже превратившейся в Карповку. Русские именовали остров Диким или Еловым, иногда на него переносилось с соседнего, ныне Петроградского, острова имя Койвусаари - «березовый остров», в том числе и по-русски - Березовый остров.

Современное название впервые зафиксировано в описании Петербурга 1726 года, составленном французским путешественником Огюстом де ла Мотре. В 1714 году на острове был основан Аптекарский огород, где выращивали лекарственные растения, здесь же расположилась Главная аптека, позже переведенная в здание на углу Миллионной улицы и современного Аптекарского переулка. В 1823 году Аптекарский огород был преобразован в Ботанический сад.

Аптекарский переулок

Переулок находится совсем в другом районе города, нежели иные «аптекарские» топонимы, он идет от Миллионной улицы до набережной реки Мойки. Название возникло в 1776 году и связано с тем, что в угловом доме № 1/4 располагалась Главная аптека. Аптеку, однако же, перевели сюда с Аптекарского острова, так что связь с другими «аптекарскими» именами все-таки имеется.

Здание аптеки построено в 1720-е годы и перестроено в 1796 году по проекту Джакомо Кваренги. С тех пор его облик не менялся. В 1817 году к Аптекарскому переулку присоединили выходивший к Неве Бестужев переулок, вновь выделенный 16 апреля 1887 года, но уже как Мраморный.

Арктическая улица

Эта улица находится в Озерках. Она начинается от Поклонногорской улицы и выходит к Финляндской железнодорожной линии. С 1880-х годов улица именовалась Безымянной; иногда на нее переносили название Ракитинская с соседней улицы, более известной как Ракитовская.

22 февраля 1939 года улица обрела наконец настоящее название. Оно присвоено в ознаменование успехов советских ученых в области освоения Арктики.

Арсенальная набережная

Набережная идет по правому берегу Невы от Арсенальной улицы до Литейного моста. Название присвоено 16 апреля 1887 года и связано с заводом «Арсенал», занимающим часть квартала между набережной, Арсенальной улицей и улицей Комсомола и часть соседнего квартала севернее улицы Комсомола.

В 1840-е годы было решено перенести сюда Литейный двор, с петровских времен располагавшийся в начале Литейного проспекта. Новые производственные корпуса строились по проекту академика архитектуры Александра Гемилиана и были завершены в 1849 году. Он же построил на месте старого Литейного двора здания казарм, фланкирующие начало Литейного проспекта.

До 17 декабря 1898 года набережная продолжалась до Сампсониевского моста, но затем этот участок был выделен в Пироговскую набережную.

Арсенальная улица

Как и большинство проездов, возникших на Выборгской стороне в XIX веке, эта улица имеет сложную историю. Первое ее название, известное с 1836 года, - Старая Муринская или Старо-Муринская дорога. В то время почти все проезды, которые вели в сторону села Мурино, именовались Муринскими. Дорога начиналась от Невы и заканчивалась тупиком сразу после современной Минеральной улицы.

В 1860 году ее продлили, причем не прямо, а с изгибом. Теперь она шла восточнее современной трассы, выходила к нынешней Чугунной улице у ее последнего поворота (там, где сейчас находится дом № 46) и по ее современному направлению доходила до Полюстровского проспекта.

Через некоторое время старый участок дороги стали называть Муринской улицей, а поскольку Муринских было очень много, то 5 марта 1871 года эта Муринская стала Арсенальной. Как и в случае с набережной, имя улице было дано по заводу «Арсенал». В 1877 году оно распространилось и на участок Старо-Муринской дороги до Варваринской улицы (ныне улица Жукова; сейчас этого ее участка не существует).

Севернее Минеральной улицы Арсенальная по-прежнему шла с изгибом и восточнее современной трассы. По современной же ее трассе с 18 января 1913 года прошла Успенская улица. Здесь, на месте современного дома № 27, располагалось Успенское кладбище, уничтоженное в 1930-е годы. Успенская улица пересекала Чугунную и заканчивалась чуть севернее, у несуществующего ныне Политехнического проспекта.

10 сентября 1935 года Арсенальная улица наконец получила нынешнее направление, включив в себя упраздненную Успенскую улицу. Однако вплоть до 1956 года несколько домов на безымянном проезде, который вел к станции Финляндская-Товарная, сохраняли адреса по Успенской улице. Позже этот проезд вошел в состав Минеральной улицы. Участок Арсенальной севернее Чугунной улицы исчез в 1970-е годы. Сейчас Арсенальная улица идет от стыка Арсенальной и Свердловской набережных до Чугунной улицы.

Арсеньевский переулок

Этот маленький переулочек отходит от улицы Зои Космодемьянской на юг между домами № 4 и 6 и идет до потерявшей свое название Земской улицы. Имя переулка известно с 1904 года в форме Арсентьев и происходит от фамилии домовладельца Арсения Абрамовича Ушакова. Ему принадлежал дом, имеющий современный адрес: проспект Стачек, дом 21 корпус 2.

В 1906 году из названия выпала буква «т» и добавилось нынешнее окончание. 28 мая 1979 года название было упразднено, а 5 июня 2001 года восстановлено.

Артиллерийские улица и переулок

Артиллерийская улица проходит от улицы Короленко до улицы Маяковского, Артиллерийский переулок - почти в створе улицы от Литейного проспекта до улицы Короленко. Оба названия даны по сформированной в 1796 году 1-й лейб-гвардии Пешеходной артиллерийской бригаде, полковой двор которой занимал здание по четной стороне переулка.

Имя переулка впервые появилось на плане 1821 года и больше не менялось. Будущая Артиллерийская улица на плане 1835 года обозначена как Пустая, с 1844 года ее иногда включали в состав переулка.

Однако все это были названия, употреблявшиеся от случая к случаю. Первое же устойчивое имя улицы, известное с 1849 года, - Немощеная. А 7 марта 1858 года она получила свое нынешнее название - Артиллерийская.

Артиллерийский остров

Остров расположен между Кронверкскими проливом и протоком, он образовался в 1706 году после прокладки последнего. Название известно с 1797 года; оно дано не по Артиллерийскому музею, обосновавшемуся на острове лишь в 1872-м, а по стоявшим здесь на кронверке артиллерийским батареям, предназначенным для защиты Петропавловской крепости.

Астраханская улица

В конце XVIII века в этом районе жили служители Военно-сухопутного госпиталя, располагавшегося в современном доме № 6 по Клинической улице и позже вошедшего в состав Военно-медицинской академии. Отсюда и первое название улицы, известное с 1796 года, - 2-я слободка Сухопутного госпиталя. Тогда улица начиналась от Синявинской площади, находившейся там, где набережная Невы переходит в набережную Большой Невки, и шла до Сахарного переулка. 1-й слободкой Сухопутного госпиталя была нынешняя Саратовская улица.

В начале 1820-х годов проезд некоторое время именовали просто 2-й улицей, а с 1822 года за ней закрепилось название 2-я Госпитальная. К тому времени появилась и 3-я Госпитальная (современная Оренбургская улица). Поскольку Госпитальных улиц в городе было много, почти у каждого госпиталя, то 7 марта 1858 года, когда несколько проездов Выборгской стороны получили имена по городам Поволжья, 1-я и 2-я Госпитальные стали соответственно Саратовской и Астраханской. После застройки в конце XIX века Синявинской площади обе они начинались от Клинической улицы.

В 1969 году на месте нескольких старых кварталов возвели гостиницу «Ленинград» (ныне «Санкт-Петербург»), при этом исчезли участки Астраханской улицы от Клинической улицы до Финляндского проспекта и Клинической улицы - западнее проспекта Карла Маркса (Большой Самсониевский проспект). После постройки в 1980-е годы дома № 1 по Финляндскому проспекту Астраханская улица сообщается с последним только через проход под аркой этого дома.

Атаманская улица

Улица начинается от Обводного канала западнее реки Монастырки, огибает здания бывших казарм лейб-гвардии Казачьего полка (набережная Обводного канала, 23-39) и возвращается к набережной канала. До 1950-х годов, пока существовала набережная по западному берегу реки Монастырки, участок улицы вдоль реки относился к последней.

Название улицы присвоено 16 апреля 1887 года и напрямую связано с расположением Казачьего полка, именовавшегося также Атаманским. Атаманом у казаков традиционно назывался выборный старшина, командир. Слово «атаман» тюркское и происходит от слова «ата» - отец. По полку названы и Атаманский мост через Обводный канал, и Казачий мост через Монастырку. Сами казармы были построены в 1846-1860 годах по проекту архитектора Ивана Черника.

В 1907 году по проекту Леонида Горенберга и Алексея Зазерского на улице было возведено здание Центральной электростанции городского трамвая (дом № 3). Одну из проектируемых улиц в этом районе предполагалось назвать Электрической, но сбыться этим планам помешали Первая мировая война и революция. Вместо этого 6 октября 1923 года Атаманская стала улицей Красного Электрика.

С годами название стало казаться все более одиозным и надуманным. Наконец 7 июля 1993 года по просьбе казачьей общины Петербурга улице вернули историческое имя.

Афанасьевская улица

Эта улица находится в Озерках. Она идет от Большой Десятинной улицы до Новоколомяжского проспекта, затем поворачивает под углом и выходит к продолжению Репищевой улицы. Название улицы возникло в 1890-е годы и происходит от фамилии владельца водолечебницы доктора В. И. Афанасьева. Изгиб появился при перепланировке части района в 1992 году; до этого улица была прямой и начиналась от Большой Десятинной юго-западнее, чем сейчас. Участок северо-западнее Озерковского проспекта присоединен к улице 8 октября 2007 года.

Афонская улица

Улица начинается от улицы Аккуратова в Коломягах и заканчивается на Большой Десятинной улице в Озерках. Название дано 7 июля 1993 года и носит религиозно-идеологический характер. Как сказано в постановлении, оно присвоено «в ознаменование многовековых духовных и культурных связей между Россией и Афонским монастырем». В том же ряду стоят имена соседних Вербной и Солунской улиц.

Аэродромная улица

Улица идет от Коломяжского проспекта до Байконурской улицы в южной части бывшего Комендантского аэродрома (см. Комендантский проспект), откуда и происходит ее название. Оно присвоено 2 ноября 1973 года.

Предыдущая страница Следующая страница